Правовая природа средств самообложения граждан и особенности их взимания

13738
В настоящее время средства самообложения граждан являются одним из самостоятельных источников собственных доходов местных бюджетов. Возможность введения данных платежей предусматривается ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, п. 1 ч. 1 ст. 55 и ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ.
В настоящее время средства самообложения граждан являются одним из самостоятельных источников собственных доходов местных бюджетов. Возможность введения данных платежей предусматривается ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, п. 1 ч. 1 ст. 55 и ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ.

Понятие средств самообложения

В современных условиях подавляющее большинство городских и сельских поселений имеют незначительный налоговый потенциал и низкий уровень социально-экономического развития. Согласно положениям Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) систему местных налогов составляют лишь земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые закрепляются за бюджетами поселений и городских округов, а муниципальные районы вообще не имеют собственных местных налогов. В совокупности поступления от них составляют только несколько процентов от всех доходов местных бюджетов, поэтому система местных налогов не может обеспечить финансовую самостоятельность муниципалитетов.
В связи с этим в целях расширения перечня собственных доходов местных бюджетов федеральным законодателем в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее ‒ Федеральный закон № 131-ФЗ) была предусмотрена возможность вводить средства самообложения граждан. Предполагалось, что предоставление возможности устанавливать данные платежи на территории муниципальных образований позволит хоть как-то увеличить доходную базу местных бюджетов.
Следует отметить, что само по себе право на введение подобных платежей не является новеллой для законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении. Возможность введения средств самообложения граждан была предусмотрена в нормах ранее действовавших Федеральных законов от 28.08.1995 № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ч. 2 ст. 39) и от 25.09.1997 № 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” (ч. 3 ст. 8). В то же время в Бюджетном кодексе РФ (далее ‒ БК РФ) данные платежи были определены в качестве самостоятельной разновидности доходов бюджетов только в связи с принятием Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации”.
Согласно ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Таким образом, в данной норме выделяется целевой характер указанных платежей, что предполагает их отражение в местных бюджетах отдельными позициями (статьями) от других доходов и расходов местных бюджетов.
Средства самообложения могут вводиться и использоваться для решения вопросов по благоустройству и озеленению территории муниципального образованию, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, благоустройству мест массового отдыха населения, охраны и сохранения памятников истории и культуры местного значения, электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению, снабжению населения топливом, строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений и других вопросов местного значения, предусмотренных ст. 14–16 Федерального закона № 131-ФЗ.

Пример
Согласно положению о самообложении граждан в городском поселении Одинцово Московской области, утв. решением Совета депутатов от 27.10.2008 № 2/24, средства самообложения граждан могут расходоваться на мероприятия по благоустройству населенных пунктов этого поселения, строительство и ремонт дорог, мостов, бань общего пользования, спортивных сооружений, объектов жилищно-коммунального хозяйства, другие мероприятия по развитию социально-культурной и инженерной инфраструктуры городского поселения Одинцово.
В решении Думы муниципального образования “Арамильский городской округ” Свердловской области от 24.11.2005 № 22/7 “О Порядке самообложения граждан Арамильского городского округа” предусмотрено, что средства самообложения граждан Арамильского городского округа могут расходоваться на ремонт больниц, библиотек, клубов и других лечебно-профилактических и культурно-просветительных учреждений в населенных пунктах и иные мероприятия по развитию социально-культурной и инженерной инфраструктуры.

Размер данных платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Для отдельных категорий граждан может быть предоставлена льгота в виде уменьшения размера платежа. Категории жителей, которым предоставляется указанная льгота, и размер уплачиваемых ими платежей определяются на местном референдуме (сходе граждан). В частности, к указанным категориям жителей могут быть отнесены граждане пожилого возраста, инвалиды, ветераны войны и труда, малоимущие и др. При этом численность указанных граждан не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования.
Вопросы введения и использования указанных платежей должны решаться на местном референдуме или сходе граждан, которые относятся к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и подлежат обязательному исполнению на территории соответствующих муниципальных образований (ст. 22 и 25 Федерального закона № 131-ФЗ). В связи с этим цель, порядок и сроки уплаты и использования средств самообложения граждан, а также порядок осуществления контроля за их уплатой и использованием, ответственность за их несвоевременное внесение в местные бюджеты и неуплату должны решаться на местном референдуме (сходе граждан).
В местном референдуме могут принимать участие все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Сход граждан проводится для решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

Законность введения средств самообложения

Следует отметить, что в настоящее время правовая природа средств самообложения граждан до сих пор четко не определена в законодательстве Российской Федерации, а также окончательно не решен вопрос об их налоговой или неналоговой природе.
С одной стороны, неналоговый характер данных платежей определен положениями ст. 41 БК РФ, в которой они отнесены к числу неналоговых доходов местных бюджетов. В ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ также отсутствуют прямые указания об обязательности уплаты гражданами средств самообложения граждан в случае их введения на территории муниципального образования.
С другой стороны, принятое на местном референдуме (сходе граждан) решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования (поселения) и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (ч. 7 ст. 22 и ч. 7 ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ). Таким образом, на первый взгляд получается, что в случае если на местном референдуме (сходе граждан) будет принято решение о введении средств самообложения граждан, то их уплата в местные бюджеты должна носить для населения муниципальных образований обязательный (публично-правовой) характер. В связи с этим средства самообложения граждан не могут квалифицироваться как платежи, уплата которых вытекает из гражданско-правовых (т. е. диспозитивных по своей природе) отношений.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Помимо налогов и сборов нормами Конституции РФ на граждан не возлагается обязанность уплачивать еще какие-либо обязательные платежи налогового характера.
Согласно ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В связи с этим с точки зрения законодательства о налогах и сборах к сборам средства самообложения граждан отнести весьма сложно, учитывая, что в качестве цели их установления служит решение конкретных вопросов местного значения, т. е. условием взимания средств самообложения являются публичные цели, а не юридически значимые, индивидуализированные применительно к отдельному плательщику сборов действия органов власти и должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Таким образом, можно признать, что средства самообложения граждан (если их рассматривать в качестве обязательных платежей) имеют налоговую природу, поскольку данные платежи по своим признакам в основном подпадают под признаки налога, указанные в ст. 8 НК РФ (индивидуальная безвозмездность, отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управлении, финансовое обеспечение деятельности муниципальных образований). Вместе с тем положения ч. 5 ст. 3 и ч. 6 ст. 12 НК РФ предусматривают, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. При этом согласно нормам НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения (ст. 17).
Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к конституционному понятию "законно установленные налоги и сборы" (см., например, постановления от 04.04.1996 № 9, от 18.02.1997 № 3-П, от 11.11.1997 № 16-П; определения от 05.02.1998 № 22-О, от 08.06.2004 № 224-О). Раскрывая содержание этого понятия, он указал, что:
 налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными;
 налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства;
 органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом;
 при оценке любого платежа по существу – независимо от того, какое название он носит, – необходимо учитывать приведенные в законе характеристики налогов и сборов.
В НК РФ средства самообложения граждан не включены в число местных налогов и сборов, в отношении их не определены элементы налогообложения, а также не предусмотрены санкции за неуплату данных платежей. Следовательно, несмотря на то, что возможность введения данных платежей предусмотрена нормами Федерального закона № 131-ФЗ, взимание их с населения муниципальных образований в качестве обязательных платежей на основе решения местного референдума (схода) граждан не соответствуют положениям НК РФ и указанным правовым позициям Конституционного Суда РФ.

Предложения по правовому регулированию порядка взимания средств самообложения граждан

В целях правового регулирования порядка взимания средств самообложения граждан можно рассмотреть вопрос о внесении изменений в НК РФ, которые позволяли ли бы четко определить правовую природу средств самообложения граждан путем отнесения их к местным налогам (указав, что они имеют целевое назначение). При этом необходимо будет установить объект налогообложения этих платежей, порядок исчисления налоговой базы, предельный размер ставки, а также ограничения, связанные с периодичностью и количеством взимания данного налога в течение финансового года. . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в январском номере журнала "Практика муниципального управления"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль