Правовая природа средств самообложения граждан и особенности их взимания

13311
В настоящее время средства самообложения граждан являются одним из самостоятельных источников собственных доходов местных бюджетов. Возможность введения данных платежей предусматривается ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, п. 1 ч. 1 ст. 55 и ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ.
В настоящее время средства самообложения граждан являются одним из самостоятельных источников собственных доходов местных бюджетов. Возможность введения данных платежей предусматривается ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, п. 1 ч. 1 ст. 55 и ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ.

Понятие средств самообложения

В современных условиях подавляющее большинство городских и сельских поселений имеют незначительный налоговый потенциал и низкий уровень социально-экономического развития. Согласно положениям Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) систему местных налогов составляют лишь земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые закрепляются за бюджетами поселений и городских округов, а муниципальные районы вообще не имеют собственных местных налогов. В совокупности поступления от них составляют только несколько процентов от всех доходов местных бюджетов, поэтому система местных налогов не может обеспечить финансовую самостоятельность муниципалитетов.
В связи с этим в целях расширения перечня собственных доходов местных бюджетов федеральным законодателем в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее ‒ Федеральный закон № 131-ФЗ) была предусмотрена возможность вводить средства самообложения граждан. Предполагалось, что предоставление возможности устанавливать данные платежи на территории муниципальных образований позволит хоть как-то увеличить доходную базу местных бюджетов.
Следует отметить, что само по себе право на введение подобных платежей не является новеллой для законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении. Возможность введения средств самообложения граждан была предусмотрена в нормах ранее действовавших Федеральных законов от 28.08.1995 № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ч. 2 ст. 39) и от 25.09.1997 № 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” (ч. 3 ст. 8). В то же время в Бюджетном кодексе РФ (далее ‒ БК РФ) данные платежи были определены в качестве самостоятельной разновидности доходов бюджетов только в связи с принятием Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации”.
Согласно ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Таким образом, в данной норме выделяется целевой характер указанных платежей, что предполагает их отражение в местных бюджетах отдельными позициями (статьями) от других доходов и расходов местных бюджетов.
Средства самообложения могут вводиться и использоваться для решения вопросов по благоустройству и озеленению территории муниципального образованию, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, благоустройству мест массового отдыха населения, охраны и сохранения памятников истории и культуры местного значения, электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению, снабжению населения топливом, строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений и других вопросов местного значения, предусмотренных ст. 14–16 Федерального закона № 131-ФЗ.

Пример
Согласно положению о самообложении граждан в городском поселении Одинцово Московской области, утв. решением Совета депутатов от 27.10.2008 № 2/24, средства самообложения граждан могут расходоваться на мероприятия по благоустройству населенных пунктов этого поселения, строительство и ремонт дорог, мостов, бань общего пользования, спортивных сооружений, объектов жилищно-коммунального хозяйства, другие мероприятия по развитию социально-культурной и инженерной инфраструктуры городского поселения Одинцово.
В решении Думы муниципального образования “Арамильский городской округ” Свердловской области от 24.11.2005 № 22/7 “О Порядке самообложения граждан Арамильского городского округа” предусмотрено, что средства самообложения граждан Арамильского городского округа могут расходоваться на ремонт больниц, библиотек, клубов и других лечебно-профилактических и культурно-просветительных учреждений в населенных пунктах и иные мероприятия по развитию социально-культурной и инженерной инфраструктуры.

Размер данных платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Для отдельных категорий граждан может быть предоставлена льгота в виде уменьшения размера платежа. Категории жителей, которым предоставляется указанная льгота, и размер уплачиваемых ими платежей определяются на местном референдуме (сходе граждан). В частности, к указанным категориям жителей могут быть отнесены граждане пожилого возраста, инвалиды, ветераны войны и труда, малоимущие и др. При этом численность указанных граждан не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования.
Вопросы введения и использования указанных платежей должны решаться на местном референдуме или сходе граждан, которые относятся к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и подлежат обязательному исполнению на территории соответствующих муниципальных образований (ст. 22 и 25 Федерального закона № 131-ФЗ). В связи с этим цель, порядок и сроки уплаты и использования средств самообложения граждан, а также порядок осуществления контроля за их уплатой и использованием, ответственность за их несвоевременное внесение в местные бюджеты и неуплату должны решаться на местном референдуме (сходе граждан).
В местном референдуме могут принимать участие все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Сход граждан проводится для решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

Законность введения средств самообложения

Следует отметить, что в настоящее время правовая природа средств самообложения граждан до сих пор четко не определена в законодательстве Российской Федерации, а также окончательно не решен вопрос об их налоговой или неналоговой природе.
С одной стороны, неналоговый характер данных платежей определен положениями ст. 41 БК РФ, в которой они отнесены к числу неналоговых доходов местных бюджетов. В ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ также отсутствуют прямые указания об обязательности уплаты гражданами средств самообложения граждан в случае их введения на территории муниципального образования.
С другой стороны, принятое на местном референдуме (сходе граждан) решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования (поселения) и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (ч. 7 ст. 22 и ч. 7 ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ). Таким образом, на первый взгляд получается, что в случае если на местном референдуме (сходе граждан) будет принято решение о введении средств самообложения граждан, то их уплата в местные бюджеты должна носить для населения муниципальных образований обязательный (публично-правовой) характер. В связи с этим средства самообложения граждан не могут квалифицироваться как платежи, уплата которых вытекает из гражданско-правовых (т. е. диспозитивных по своей природе) отношений.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Помимо налогов и сборов нормами Конституции РФ на граждан не возлагается обязанность уплачивать еще какие-либо обязательные платежи налогового характера.
Согласно ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В связи с этим с точки зрения законодательства о налогах и сборах к сборам средства самообложения граждан отнести весьма сложно, учитывая, что в качестве цели их установления служит решение конкретных вопросов местного значения, т. е. условием взимания средств самообложения являются публичные цели, а не юридически значимые, индивидуализированные применительно к отдельному плательщику сборов действия органов власти и должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Таким образом, можно признать, что средства самообложения граждан (если их рассматривать в качестве обязательных платежей) имеют налоговую природу, поскольку данные платежи по своим признакам в основном подпадают под признаки налога, указанные в ст. 8 НК РФ (индивидуальная безвозмездность, отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управлении, финансовое обеспечение деятельности муниципальных образований). Вместе с тем положения ч. 5 ст. 3 и ч. 6 ст. 12 НК РФ предусматривают, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. При этом согласно нормам НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения (ст. 17).
Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к конституционному понятию "законно установленные налоги и сборы" (см., например, постановления от 04.04.1996 № 9, от 18.02.1997 № 3-П, от 11.11.1997 № 16-П; определения от 05.02.1998 № 22-О, от 08.06.2004 № 224-О). Раскрывая содержание этого понятия, он указал, что:
 налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными;
 налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства;
 органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом;
 при оценке любого платежа по существу – независимо от того, какое название он носит, – необходимо учитывать приведенные в законе характеристики налогов и сборов.
В НК РФ средства самообложения граждан не включены в число местных налогов и сборов, в отношении их не определены элементы налогообложения, а также не предусмотрены санкции за неуплату данных платежей. Следовательно, несмотря на то, что возможность введения данных платежей предусмотрена нормами Федерального закона № 131-ФЗ, взимание их с населения муниципальных образований в качестве обязательных платежей на основе решения местного референдума (схода) граждан не соответствуют положениям НК РФ и указанным правовым позициям Конституционного Суда РФ.

Предложения по правовому регулированию порядка взимания средств самообложения граждан

В целях правового регулирования порядка взимания средств самообложения граждан можно рассмотреть вопрос о внесении изменений в НК РФ, которые позволяли ли бы четко определить правовую природу средств самообложения граждан путем отнесения их к местным налогам (указав, что они имеют целевое назначение). При этом необходимо будет установить объект налогообложения этих платежей, порядок исчисления налоговой базы, предельный размер ставки, а также ограничения, связанные с периодичностью и количеством взимания данного налога в течение финансового года. . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в январском номере журнала "Практика муниципального управления"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях