Вас проверяет… прокуратура

15224
Полномочия по осуществлению проверочных мероприятий органами прокуратуры в сфере исполнения трудового законодательства вытекают из ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» . Этой статьей установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в органах государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях и контролирует соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

В статье Федерального закона №2202-1 надзорная деятельность в отношении исполнения законодательства о труде непосредственно не названа, однако данный вид надзора на протяжении последних десяти лет является одним из приоритетных направлений в работе органов отечественной прокуратуры. Поводов для проверки той или иной организации может быть несколько.

Повод 1. Задание вышестоящей прокуратуры, в котором прокурору района (города) или специализированному прокурору (например, природоохранному, транспортному) предписано осуществить комплексную проверку исполнения трудового законодательства на определенной территории или же на конкретных предприятиях (объектах).

Повод 2. Проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц). При этом планы работ районных прокуратур являются служебными документами, в связи с этим работодатели заранее не уведомляются о запланированных в отношение них проверочных мероприятиях.

Повод 3. Указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения трудового законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка).

Повод 4. Материалы средств массовой информации (публикации в журналах, газетах, сообщения, переданные по каналам телерадиовещания, материалы интернет-сайтов также являются основанием для внеплановых проверок), но в данном случае инициировать их, помимо руководителя прокуратуры, имеет право работник прокуратуры, на которого возложен данный вид надзора.

Повод 5. Обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в данной сфере. При этом ст. 10 Закона о прокуратуре обязывает прокуратуру рассматривать не только заявления самих работников, чьи права могли быть нарушены, но и обращения уполномоченного по правам человека, депутатов представительных органов, партий, иных общественных организаций, выступающих в защиту их интересов.

Выездная проверка

Проверка организации надзорным ведомством начинается с поступления запроса о необходимости предоставления определенной документации.

Подготовка

Исходя из того, что проверка со стороны прокуратуры исполнения трудового законодательства представляет собой организационное мероприятие, в котором может быть задействовано большое число лиц, о ее начале, как правило, работники прокуратуры уведомляют руководство организации по телефону заранее (как минимум за один день).

Дата начала проверочных мероприятий согласуется между работниками прокуратуры и работодателем. Задача последнего – обеспечить, чтобы сотрудники кадровых подразделений, бухгалтеры, заместители руководителя, иные лица, отвечающие за организацию работы на определенном участке, находились на рабочих местах, с целью предоставить прокурорским работникам оперативную возможность ознакомиться с интересующей их документацией, визуально осмотреть производственные помещения и т.д.


ПРИМЕР

Получили факс из прокуратуры: оказалось, на днях к нам придет прокурор с проверкой. Самой проверки мы не боимся, так как нарушений закона не допускаем. Однако время для нее выбрано неудачно. На предстоящие дни у нас назначено обучение сотрудников филиалов, которые приедут из других городов. В такой ситуации совершенно не до прокуратуры. Можно ли как-нибудь отсрочить проверку, перенести ее хотя бы на пару дней? Но так, чтобы в прокуратуре не подумали, что мы чего-то боимся и пытаемся уйти от проверки?

Согласование начала проверочных мероприятий в отечественном законодательстве не регламентировано. Поэтому просьба руководителя отсрочить приезд прокуратуры на определенное время (скажем, на день или два) в целях исполнения всех требований надзорного органа не будет считаться нарушением и не может рассматриваться как воспрепятствование проведению проверки.


Может сложиться так, что руководитель организации не владеет оперативной обстановкой, связанной с качеством исполнения требований ТК РФ и иных нормативных актов подчиненными ему сотрудниками или же, возможно, сомневается в наличии и правильном составлении необходимых документов. В данном случае будет целесообразным в ходе телефонного разговора с работником прокуратуры детально выяснить, какая документация будет затребована, каким работникам нужно находиться на месте и быть готовыми дать пояснения, какие еще вопросы могут заинтересовать прокурорских работников в ходе проверки. Чтобы оперативно устранить нарушения (если они вдруг были допущены), необходимо договориться с проверяющим сотрудником прокуратуры о более позднем сроке его приезда (корректно мотивировать небольшую отсрочку объективными обстоятельствами, которые могут помешать комплексно и оперативно осуществить намеченную прокурорскую проверку) и исправить ситуацию.

Порядок выездной проверки

После согласования времени начала проверочных мероприятий в назначенный час сотрудник прокуратуры прибывает в организацию. В соответствии со ст. 22 Федерального закона №2202-1 прокурорский работник вправе при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.


ПРИМЕР

Мы забыли уведомить собственную службу безопасности о предстоящей прокурорской проверке. В итоге сотрудники охраны не пустили прокурора на территорию предприятия: проход осуществляется строго по постоянному или разовому пропуску, которого у проверяющего, конечно, не оказалось. Как нам теперь быть? Понимаем, что сами виноваты. Работников, отвечающих за организацию проверки, уже наказали. Но не накажет ли нас прокуратура?

За то, что не пустили сотрудника прокуратуры на территорию организации, вас вряд ли привлекут к ответственности. Между тем от проверки все равно не уйти, и, надо полагать, она будет более чем пристрастной: лояльности от прокуратуры после происшедшего ждать не следует. Организуя процесс контроля, позаботьтесь, чтобы он прошел на бесконфликтной основе. В противном случае вы и ваше предприятие рискуете получить значительное число актов прокурорского реагирования.


Несмотря на то, что в законодательстве процедура осуществления проверочных мероприятий сотрудниками прокуратуры не регламентирована, в целом она носит формализованный характер. Вместе с этим закрепленные в Федеральном законе № 2202-1 права и обязанности прокурорских работников ограничены ст. 26 этого закона: органы прокуратуры не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций. Подобное означает: прокуратура не может давать советы и указания по подбору и расстановке кадров, назначению ответственных лиц за охрану труда, оценке квалификации работников, улучшению производственного цикла или иной внутрихозяйственной и внутриорганизационной деятельности.

Перед началом мероприятий сотрудник прокуратуры знакомится с должностными лицами, деятельность которых предстоит проверить. На данном этапе истребуются приказы о назначении на должность руководителя кадрового подразделения, подчиненных ему специалистов, изучаются их трудовые договоры и должностные инструкции. Это необходимо для определения непосредственной компетенции сотрудников организации в интересующих надзорный орган вопросах, а в дальнейшем – для установления степени их ответственности за выявленные нарушения, а также составления актов прокурорского реагирования. Могут быть запрошены и изучены и учредительные документы юридического лица.

Может быть проверена работа предприятия и по другим направлениям. Сотрудников прокуратуры могут заинтересовать иные обстоятельства, выявленные в ходе текущей проверки и требующие юридической квалификации.

В целях усиления прокурорского надзора … предлагаю:

  1. Обеспечить своевременную и тщательную проверку каждого случая производственного травматизма на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности, в том числе при выполнении работ по заданиям индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд. Не оставлять ни одного факта выявленных нарушений без соответствующего прокурорского реагирования. Повысить эффективность прокурорского надзора за своевременностью, обоснованностью и законностью принимаемых по материалам проверок процессуальных решений.
  2. По заявлениям и жалобам граждан о непринятии должностными лицами, руководителями предприятий всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями надлежащих мер по обеспечению безопасных условий труда проводить проверки, в необходимых случаях - с привлечением специалистов и выездом на место. Принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.
  3. По каждому факту укрытия от учета несчастного случая на производстве, несвоевременного или некачественного проведения работодателями или соответствующими контролирующими органами расследований травматизма ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в этом лиц.
  4. При ненадлежащем исполнении руководителями инспекций своих служебных обязанностей по осуществлению государственного контроля за безопасными условиями труда на производстве направлять в вышестоящие органы представления о привлечении их к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения от занимаемой должности.
  5. По каждому сообщению о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае, а также несчастном случае со смертельным исходом обеспечить незамедлительный выезд прокуроров либо других оперативных работников прокуратуры на место происшествия для квалифицированного и качественного осмотра места происшествия, выяснения всех обстоятельств происшедшего и принятия обоснованного решения.
  6. Руководителям прокуратур обеспечить обязательное поддержание государственного обвинения по уголовным делам данной категории, по наиболее актуальным делам поддерживать государственное обвинение лично. Ориентировать суды на применение к подсудимым дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.
  7. Обеспечить предъявление регрессных требований к должностным лицам и иным работникам, по вине которых государственные предприятия понесли убытки в результате происшедших случаев производственного травматизма.
  8. Наладить эффективное взаимодействие с органами власти и управления, контролирующими органами, общественными (в первую очередь правозащитными) организациями, средствами массовой информации по сбору, анализу и проверке сведений о нарушений законодательства об охране труда.

Указание Генпрокуратуры России от 06.07.2000 № 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности»

Указанием Генпрокуратуры России от 14.11.2008 № 229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством РФ мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики» прокурорам предложено:

  • усилить надзор за соблюдением конституционных прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
  • по каждому факту невыплаты заработной платы виновных лиц привлекать к административной ответственности;
  • при выявлении фактов повторного совершения правонарушения в указанной сфере использовать полномочия по привлечению виновных лиц к ответственности в виде дисквалификации.

В отношении руководителей и должностных лиц, которые не выплачивают вознаграждение за труд свыше двух месяцев, инициировать применение мер уголовно-правового воздействия.

Данным указанием прокурорам также предписано взять под особый контроль деятельность предприятий и организаций, где в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата планируется высвобождение работников. При проверках исполнения работодателями законодательства о труде требуется анализировать выполнение ими обязанностей по выплате выходного пособия, обеспечению гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора.

Ожидаем специалистов

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 2202-1 при проведении проверочных мероприятий прокуратура вправе привлекать специалистов. Данное законодательное положение обусловлено тем, что на практике проверяющие прокуроры не обладают специальными познаниями в каких-либо узкопрофильных отраслях (скажем, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуатации для работников, бухгалтерских расчетах). В нормативных актах порядок и особенности привлечения к прокурорским проверкам лиц, обладающих необходимыми знаниями и навыками, не закреплен.

На практике прокуратура может привлечь к совместным проверочным мероприятиям сотрудников ГИТ, а также органов, компетентных в определенных аспектах, относящихся к трудовым отношениям.

Например, это могут быть органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; государственный экологический контроль; государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств; органы государственного энергетического надзора и т. д.

Отмеченные ведомства и их должностные лица являются для прокуратуры поднадзорными субъектами, которые согласно законодательству обязаны выделить специалистов. В связи с этим необходимо помнить, что отечественная прокуратура осуществляет всеобщий надзор за исполнением законности и может осуществлять проверку исполнения трудового законодательства, используя различные подходы и применяя широкий спектр средств и методов. И если должностные лица ГИТ по итогам проверки в подавляющем большинстве случаев возбуждают производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27 КоАП РФ (ч. 1 и 2), то органы прокуратуры не ограничиваются только этой статьей.

Полностью статью можно прочитать в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

Вас проверяет… прокуратура

Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса. Подпишитесь на журнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера".



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях