Вопросы корректировки платы за отопление

46427
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” внесло изменения в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.5.2006 № 307. В частности, из подп. “а” п. 19 Правил было исключено последнее предложение. Эта норма устанавливала необходимость проведения исполнителем корректировки размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам, который также признан утратившим силу.

Многие исполнители коммунальных услуг в течение нескольких лет вообще не занимались корректировками платы за отопление в соответствии с подп. “а” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307). Другие исполнители проводили корректировки только в случае, если собственники и наниматели должны были доплачивать им за отопление. Такая избирательность объясняется укоренившейся привычкой организаций ЖКХ нарушать законодательство, отсутствием должного контроля со стороны прокуратуры, государственного жилищного надзора, органов Роспотребнадзора, невысокой правовой грамотностью потребителей, популистскими высказываниями руководителей разного уровня о недопустимости корректировок. Реализация положения о проведении корректировок вызывает определенные вопросы.

Правомерно ли проведение корректировки платы за отопление по Правилам № 307 после внесения в них изменений постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354? Несмотря на то, что новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), уже скоро вступят в действие, этот вопрос представляется актуальным. И не только в связи с тем, что правильность расчета платы за коммунальные услуги затрагивает права потребителей и обязанности исполнителей. Часто условия договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения, заключаемые исполнителями коммунальных услуг с теплоснабжающими организациями, содержат алгоритм расчета стоимости потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии, аналогичный алгоритму, заложенному в Правилах № 307, включая корректировку платы за тепловую энергию. Поэтому вопрос о влиянии изменения Правил № 307 на установленный ранее порядок расчетов вполне актуален.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

До внесения поправок в подп. “а” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307 исполнитель был обязан провести корректировку платы за отопление. Нормы подп. “а” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307 императивные, обязательные, а не диспозитивные. Исполнитель не имел права отказаться от проведения такой корректировки ни единолично, ни по решению общего собрания собственников помещений, ни по решению органов управления товарищества или кооператива, ни в случае, когда возможность такого отказа была указана в договоре управления, ни по указанию органов местного самоуправления или органов государственной власти региона. Причем даже тогда, когда собственники и наниматели были обязаны доплатить за отопление. Однако следует отметить, что и от возврата излишне уплаченной собственниками и нанимателями платы исполнитель не имел права отказываться тогда, когда необходимость такого возврата вытекала из результатов расчета размера корректировки платы за отопление.

При принятии исполнителем решения о проведении ежегодной корректировки платы за отопление необходимо сопоставить размер корректировки с предельным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Такой индекс устанавливается на очередной финансовый год по муниципальным образованиям и выражается в процентах (индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размеров платы граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года). Понятие “предельные индексы” ввел Федеральный закон от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1 ст. 6). Было установлено, что “размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей”. Эта норма вводит ограничение для определения размера суммарной платы за коммунальные услуги. Расчетным периодом по оплате коммунальных услуг является месяц. Представляется, что в этом случае сумму корректировки платы за отопление неправильно расценивать, как это иногда бывает, в качестве 13-й платежки за отопление. Смысл корректировки заключается в уточнении ежемесячных платежей, которые определялись исходя из нормативов потребления без учета реальной температуры наружного воздуха.

Исполнитель может проводить корректировку платы по отоплению в любое время с единственным нормативным ограничением – один раз в год. Ни прежняя, ни новая редакции Правил № 307 не устанавливали конкретных требований к моменту осуществления корректировки платы за отопление (когда нужно делать корректировку). Она могла производиться один раз в год как по окончании отопительного периода (например, выставляться потребителям в платежном документе за май текущего года), так и по окончании календарного года (т. е. выставляться потребителям в платежном документе за декабрь текущего года или за январь следующего года). Если период корректировки не совпадает с календарным или бюджетным годом, то в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ исполнитель обязан сравнивать динамику платежей за все коммунальные услуги за соответствующий месяц с предельным индексом, установленным на соответствующий финансовый год. Дело в том, что тарифы, влияющие на стоимость коммунальных услуг, устанавливались, как правило, с 1 января и до 31 декабря. При сравнении необходимо сделать вывод о наличии (или отсутствии) превышения таких суммарных платежей по действующим в текущем году тарифам на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса над суммарным платежом за тот же перечень и объемы коммунальных услуг по тарифам, действующим на конец предыдущего финансового года. Превышение не может быть больше установленного предельного индекса. Соответственно, нельзя сравнивать с установленным предельным индексом только изменение платы за отопление.

Изменения подп. “б” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307 вступили в силу с 7 июня 2011 г. В связи с этим у отдельных исполнителей возникли следующие вопросы: можно ли провести корректировку платы за отопление после этой даты, но за месяцы предыдущего отопительного периода; можно ли с 7 июня 2011 г. сделать корректировку за период с 1 января до 14 апреля 2011 г.?

Поскольку норма об отмене корректировке платы за отопление при отсутствии коллективного прибора учета тепловой энергии формально уже не действует, практиками высказывалось сомнение, не придается ли обратная сила положениям постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – постановление № 354).

Гражданским кодексом РФ установлено, что “акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие” (п. 1 ст. 4) и уточняется, что “договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров” (п. 4 ст. 421, ст. 422). Необходимо отметить, что в рассматриваемом в настоящей статье случае, во-первых, подп. “б” п. 19 и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307 в новой редакции применяются к отношениям по оплате коммунальных услуг, которые возникают после введения в действие изменений. То есть поправками никак не затрагивается определение размера ранее произведенных платежей за отопление – ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения. Просто, начиная с 7 июня, Правительством РФ исключено на будущее время основание для корректировки. Во-вторых, изменения, вносимые в Правила № 307 постановлением № 354, не содержат требований об изменении ранее заключенных гражданско-правовых договоров в отношении изменения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги и (или) за коммунальные ресурсы.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в т. ч. порядок корректировки платы за коммунальную услугу отопления императивно определяется постановлением Правительства РФ (в настоящее время – Правилами № 307) на основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ. Определять размер платы за коммунальные услуги можно только так, как это устанавливают действующие в соответствующий момент времени правила предоставления коммунальных услуг. Изменять договором управления, равно как и любым гражданско-правовым договором, императивные нормы действующих правил нельзя. Это будет противоречить п. 4 ст. 421 ГК РФ. Иными словами, даже если в договоре управления по решению общего собрания собственников помещений или решением управляющего будет установлен какой-то иной порядок расчета платы за коммунальные услуги (например, вводить или отменять корректировку, изменять формулы), чем установленный Правительством РФ, то после такого изменения положений правил для расчета платы за коммунальные услуги все равно должен применяться порядок, установленный Правилами № 307. Исполнитель не может поступить иначе.

Для многоквартирных домов, в которых отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии, установлен следующий порядок применения п. 19 Правил № 307 (в ред. постановления № 354):
а) с 7 июня 2011 г. исполнитель не может: один раз в год осуществлять корректировку размера платы за коммунальную услугу отопления (данные о размере такой корректировки не могут отражаться в выставляемых платежных документах); выставлять суммы доплаты, рассчитанные с использованием формул 2 и 4 приложения 2 к Правилам № 307 (суммы такой корректировки не могут взыскиваться с потребителей даже в том случае, если корректировка приходится на время действия прежней редакции подп. “а” п. 19 Правил и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307);
б) с 7 июня 2011 г. собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а также наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда не обязаны оплачивать суммы перерасчета, если корректировка приходится на время действия новой редакции подп. “а” п. 19 Правил и подп. 2 п. 1 приложения 2 к Правилам № 307, и не имеют права требовать возврата (зачета в счет будущих платежей) сумм переплаты, рассчитанных с использованием формул 2 и 4 приложения 2 к Правилам № 307 (если такие переплаты были).

Если плата за коммунальные услуги начислялась и выставлялась в соответствии с порядком, установленным Правилами № 307, то в силу положений ст. 157 ЖК РФ, ст. 4 и 422 ГК РФ ее нельзя пересчитывать по новым формулам приложения 2 к Правилам № 307 после вступления в силу рассматриваемых изменений. Начисление платы за коммунальную услугу отопления с учетом корректировки и отражение перерасчета в выставляемых платежных документах в случае, указанном в п. 19 Правил № 307, были правомерны только до 6 июня 2011 г. (включительно), когда такая возможность была предусмотрена Правилами № 307.

Полностью статью можно прочитать в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

Вопросы корректировки платы за отопление

Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса. Подпишитесь на журнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера".



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами! По всем вопросам звоните на номер: +7 (800) 775-48-44