Создание условий для обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры

3139
Действующее законодательство Российской Федерации признает основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, поэтому вопросы, связанные с обеспечением населения услугами культуры, должны стать одними из приоритетных в деятельности органов местного самоуправления поселений.

Действующее законодательство Российской Федерации признает основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, поэтому вопросы, связанные с обеспечением населения услугами культуры, должны стать одними из приоритетных в деятельности органов местного самоуправления поселений.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Аналогичная норма содержится и в ст. 40 Закона РФ от 09.10.1992 № 3612-I “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” (далее – Закон РФ № 3612-I), которая помимо указанного предусматривает для органов местного самоуправления поселений следующие полномочия в области культуры:

- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;

- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.

Естественно, что в ряду указанных полномочий созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры должно отводиться первоочередное место, поскольку в подавляющем большинстве современных российских поселений библиотечная деятельность, деятельность, связанная с объектами культурного наследия и народным художественным творчеством (народными художественными промыслами), реализуется посредством работы специально созданных учреждений культуры (в первую очередь муниципальных).

К сожалению, современная российская действительность такова, что создание каких-либо альтернативных организаций культуры (особенно на уровне поселений) не является делом прибыльным, и потому вряд ли найдется лицо, готовое добровольно взвалить на себя такую ношу, как организация культуры поселенческого масштаба. Следовательно, создание такой организации (или нескольких организаций) должно стать заботой самого поселения в лице органов местного самоуправления, которые согласно уставу поселения могут выступать учредителями муниципальных организаций.

Как правило, муниципальные организации культуры создаются в виде муниципальных учреждений, что позволяет органам местного самоуправления поселений осуществлять финансирование их деятельности, являющейся, с точки зрения любого предпринимателя, полностью убыточной.

В соответствии с действующим законодательством муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным. Порядок создания и деятельности муниципальных учреждений определяется Гражданским кодексом РФ, федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) и еще целым рядом нормативно-правовых актов, регулирующих данные вопросы применительно к конкретным направлениям деятельности учреждений (например, учреждения культуры, здравоохранения, образовательные и т. д.).

Бюджетным признается учреждение, созданное уполномоченным органом местного самоуправления, наделенное муниципальным имуществом на праве оперативного управления и финансируемое муниципалитетом полностью или частично. При этом такое учреждение может создаваться для любых целей, необходимых учредителю, в т. ч. предоставление жителям поселения услуг в сфере культуры.

В отличие от бюджетного автономное муниципальное учреждение в силу Федерального закона № 174-ФЗ может учреждаться органами местного самоуправления только для реализации отдельных полномочий данных органов по определенным направлениям (в т. ч. по одному или нескольким направлениям деятельности в области культуры). Муниципальным имуществом автономное учреждение также наделяется на праве оперативного управления.

Бюджетное муниципальное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения несет собственник его имущества, т. е. муниципальное образование.

Автономное муниципальное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним муниципальным образованием или приобретенных им за счет выделенных муниципальных средств. При этом муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам автономного муниципального учреждения.

В целом любое муниципальное учреждение как некоммерческая организация создается собственником (муниципальным образованием в лице уполномоченных органов местного самоуправления) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, не связанных с получением прибыли.

В то же время закон не запрещает ни бюджетному, ни автономному муниципальному учреждению заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью при условии, если это:

- не мешает исполнению возложенных на них функций;

- гарантирует использование доходов, полученных от такой деятельности, исключительно для достижения уставных целей учреждения.

Для отдельных видов муниципальных учреждений законодатель прямо предусматривает дополнительные условия, в т. ч. касающиеся порядка создания и организации деятельности. Примером этого может служить Закон РФ № 3612-I, ст. 41 и 41.1 которого предусматривают общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры, а также особенности управления такими организациями. В частности, как следует из положений ст. 41.1, по инициативе организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, учредитель может принять решение об упразднении наблюдательного совета автономного учреждения. В этом случае функции наблюдательного совета автономного учреждения, предусмотренные Федеральным законом № 174-ФЗ, исполняются учредителем. Также уставом организации культуры может предусматриваться создание коллегиальных органов этой организации (попечительских, наблюдательных, художественных советов и др.) и определяться их функции.

На сегодняшний день в России активно идет процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные, не обошедший стороной и муниципальные учреждения культуры. Поэтому целесообразным, с нашей точки зрения, будет создание новых учреждений культуры сразу в статусе автономных.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ основная деятельность муниципального автономного учреждения культуры строится на основании муниципального задания, на выполнение которого учреждению предоставляются субсидии. Муниципальное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с муниципальным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания. При этом уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в т. ч. земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя указанного недвижимого или особо ценного движимого имущества финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение указанной выше деятельности осуществляется в виде субсидий из местного бюджета поселения и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Условия и порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией поселения. . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в мартовском номере журнала "Практика муниципального управления"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях