Польский опыт финансирования системы местного самоуправления

2625
Самая маленькая территориальная единица Польши – гмина. Если по числу жителей некоторые гмины и можно соотнести с российским среднестатистическим сельским поселением, это вовсе не означает, что уровень развития польской гмины и принцип ее финансовой, управленческой деятельности возможно сравнить с российским аналогом.

Самая маленькая территориальная единица Польши – гмина. Если по числу жителей некоторые гмины и можно соотнести с российским среднестатистическим сельским поселением, это вовсе не означает, что уровень развития польской гмины и принцип ее финансовой, управленческой деятельности возможно сравнить с российским аналогом.

Руководство гмины управляет вверенной ему территорией и частично является выборным. Руководящий чиновничий состав несет перед населением полную ответственность за некоторые “строки” благоустройства жизни, а именно: состояние дорог, переработка мусора, работа школ и детских садов. Бюджет гмины – несколько миллионов злотых[1]. Недостаточное финансирование бюджета – явление, незнакомое польскому самоуправлению. Финансовые потоки, поступающие в гмину, обеспечивают и гарантируют выполнение минимума обязанностей, которые за ней закреплены. Суть финансовых взаимоотношений проста: выполнение обязательств должно быть подкреплено финансовым обеспечением, которое позволит это обязательство выполнить.

За гминой следуют более крупные территориальные единицы – повяты, которые возглавляют старосты, а потом – сравнимые по размеру с нашими российскими субъектами – воеводства, которых всего в Польше 16. Конечно, как и в России, иногда огромные по территории образования имеют совсем небольшое по численности население. Например, существуют сельские местности с большими сельскохозяйственными угодьями, но количество жителей в них будет весьма скромным по сравнению с “центральными” городами, где население измеряется миллионом человек. Так, если на севере (Померания и Мазурское поозерье) на 1 км2 приходится менее 10 жителей, то близ Варшавы, Вроцлава, Кативице, Кракова и Жешува плотность населения в 20 раз выше. Однако разница в заселении районов отражается в процессе формирования бюджета.

Возрождение территориального деления в Польше прошло три этапа: 1990, 1998 и 2002 гг. В результате взаимоотношения территориальных единиц выстроены скорее по горизонтали, нежели по привычной российскому менталитету вертикали. Так, гмина составляет бюджет на следующий год, исходя из своих потребностей, и отсылает его выше. Повят рассматривает бюджетирование со своей стороны, не корректируя бюджет, составленный гминой, а просто добавляя статьи расхода на свои нужды.

К зоне ответственности польского повята относится, среди всего прочего, здравоохранение. Польское здравоохранение как развивающийся общественный институт построено на принципах рынка. Учреждения здравоохранения, подобно российским, делятся на государственные и частные. Однако понятие “государственные” в унитарном государстве требует пояснения. С финансовой точки зрения государственные учреждения здравоохранения не принадлежат “центральной” власти, поскольку их финансирование – задача более крупной территориальной единицы – воеводства. И в этом отношении каждое воеводство, несмотря на то, что деньги из бюджета поступят в необходимом объеме, все же стремится на здравоохранении еще и заработать, сделать лечебные заведения в финансовом плане не просто рентабельными, но и приносящими прибыль своей территориальной единице. Поэтому на уровне повята проводятся конкурсы среди больниц на оказание комплекса определенных услуг. Такие условия приводят к реальной конкуренции государственных и частных больниц.

Справочно

Польша – парламентская республика, во главе которой стоит президент. Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом (сеймом из 460 членов и сената из 10 членов), избираемым на четыре года. По административному делению Польша – унитарное государство.

На уровне повята решаются и другие социальные проблемы. Так, в его обязанность входит содержание “домов социальной помощи” (больницы для душевнобольных, дома престарелых). Содержание этих лечебных заведений – одна из главных статей в бюджете повята, которая не может быть уменьшена властью ”сверху”. Содержание одного пациента в таком заведении четко просчитано, оно на всей территории Польши складывается из трех составляющих: финансирование личное (или членов семьи), финансирование гмины, где человек числится, и финансирование повята, за которым закреплена данная гмина. Заявленная система подвергается пересчету через шесть лет. Если по истечении этого срока медицинские работники делают заключение, что пациенту не стало лучше настолько, что он может покинуть социальное заведение, и есть необходимость находиться в нем и дальше, то такой человек полностью переходит на государственное обеспечение. На уровне повята подобные расчеты проводятся ежегодно, статьи содержания людей в социальных домах просчитываются с учетом инфляции.

Следующий этап – отправка бюджета в воеводство. Без сомнения, поляки из руководства гминами и повятами признают, что финансовые проблемы существуют и в этой хорошо отработанной схеме: гмины часто запрашивают финансирования больше, чем им выделяют в реальности. Однако следует отметить два принципиальных правила, которые вступают в силу в данном случае. . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в апрельском номере журнала "Практика муниципального управления"



[1] 1 злотый равен 10 российским рублям



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях