Кластерная структура организации деятельности ЖКК – возможности инновационного развития

2494
Какое бы муниципальное образование мы ни взяли, проблемы организации устойчивого функционирования ЖКК являются одним из основных вопросов повседневной деятельности местной администрации. В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, эта задача является исключительной компетенцией муниципальных органов власти.

Какое бы муниципальное образование мы ни взяли, проблемы организации устойчивого функционирования ЖКК являются одним из основных вопросов повседневной деятельности местной администрации. В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, эта задача является исключительной компетенцией муниципальных органов власти.

Что мешает эффективному управлению ЖКХ

Решение задач эффективного функционирования ЖКК в муниципалитетах осложняется рядом существенных факторов:

· Высокий износ объектов ЖКХ;

Техническое состояние большинства объектов ЖКК (водо-, теплоснабжения, жилых зданий, элементов благоустройства и других) характеризуются высоким износом и применяемыми устаревшими (в том числе энергозатратными) технологиями, оборудованием и материалами.

Из этого обстоятельства вытекает значительная потребность,вобоснованных – с точки зрения эксплуатирующих (управляющих) организаций и необоснованных – с точки зрения потребителей, финансовых затрат как на осуществление текущей эксплуатации объектов ЖКК, так и на их модернизацию.

· низкая платежеспособность основной массы населения и бюджетных организаций - потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ);

Это не позволяет органам власти и «регулирующим организациям», устанавливать экономически обоснованные тарифы, обеспечивающие возможность управляющим и ресурсоснабжающим организациям, перейти к самофинансированию не только операционных расходов, но и расходов на воспроизводство (капитальный ремонт) и на расширенное воспроизводство (реконструкцию, модернизацию) управляемых ими объектов.

Сегодня в большинстве муниципальных образований сложилась ситуация полного обесценивания основных фондов ЖКК, из-за отсутствия процессов их обновления, в течение последних двадцати лет. Следствием этого является невозможность, в настоящее время получить инвестиционные ресурсы для реализации программ комплексной модернизации инженерной коммунальной инфраструктуры с фондового рынка. В результате имеет место ситуация при которой, проблема обновления основных фондов ЖКК выходит за рамки конкретного предприятия и даже муниципалитета (не говоря уже о квартировладельцах), а становится жизненно важной проблемой государства.

В свою очередь, публичный характер производимых и предоставляемых услуг, порождает социально – экономическую несправедливость, обусловленную тем, что из-за низкого технического состояния объектов ЖКК муниципальных образований (и как следствие низкого качества ЖКУ), потребители должны платить за них все больше и больше, как в силу увеличивающихся потерь энергоресурсов в сетях и через ограждающие конструкции зданий, так и в связи с ростом цен на сами энергоресурсы (электроэнергию, газ и другие).

Данные обстоятельства, являются существенной причиной сложившейся неэффективной системы управления объектами ЖКК на местах и сдерживающим фактором установления экономически обоснованных тарифов на ЖКУ, как основу формирования рыночных отношений в отрасли и привлечения в этот сегмент муниципальной экономики внебюджетных источников финансирования.

Тем не менее, как следует из принимаемых органами власти документов, решать эту проблему необходимо в кратчайшие сроки и делать это предполагается программно – целевыми методами, путем разработки и реализации комплексных программ модернизации коммунальной инженерной инфраструктуры, инвестиционных и производственных программ предприятий ЖКК. Для развития объектов инженерной инфраструктуры, должны быть использованы механизмы государственно (муниципально) – частного партнерства, то есть привлечение средств частных инвесторов.

В тоже время, нестабильная и несовершенная (еще до конца не сложившаяся) законодательная и нормативно – методическая база, регулирующая организационно-экономические, юридические (гражданско-правовые), финансовые, технические и иные отношения в этом секторе экономики, а также вышеуказанные факторы и недостаток квалифицированных кадров ограничивают возможности муниципальных администраций в успешном разрешении проблем жилищно – коммунального хозяйства.

ПРИМЕР

Низкое качество информационно – аналитической работы на местах в области экономики и развития предпринимательства, не позволяет администрациям разрабатывать качественные планы развития территорий (городов, поселений) отражающие «жесткие» (наличие ресурсов, размер рынка услуг и др.) и «мягкие» (состояние инвестиционного климата, потенциальные риски и др.) факторы инвестирования.

То есть, помимо должного инвестиционного климата необходимы еще и должным образом проработанные проекты. Такие проекты должны содержать технико – экономическое обоснование предлагаемых новаций, в соответствии с международными стандартами, понятными инвесторам, которое показывало бы, к примеру, что для развития мощностей коммунальной инженерной инфраструктуры реально существует рынок сбыта вырабатываемой ею продукции, что рассчитана окупаемость, а также содержащее важную для инвесторов информацию, которую требует любой кредитный комитет: капитал и активы заявителя, темпы роста выручки, различные показатели рентабельности (рентабельность капитала, рентабельность продаж, рентабельность активов и другие).

В этом случае можно рассчитывать на привлечение внебюджетных финансовых средств, современных технологий, методов управления, менеджмент, маркетинг – все это инвестиционные ресурсы.

Тогда программа комплексного развития инженерной инфраструктуры будет уже одним из элементов плана развития территории, «дорожной картой» конкретных действий, формирующих вектор движения по модернизации коммунальной инженерной инфраструктуры. В жилищной сфере должна функционировать модель, при которой правила деятельности на рынке управления (эксплуатации и ремонта) жилья будут определять сами его участники, при минимальном участии муниципальных администраций.

В реальности мы наблюдаем бесчисленные презентации экономического потенциала муниципальных образований, с оптимистичными статистическими данными завершающиеся сообщением о наличии земли, на которой можно развивать объекты инфраструктуры. Когда идет такого уровня предложение, инвестиции не придут.

Понятие жилищно-коммунального кластера

В этих условиях, сложившаяся неблагоприятная для устойчивого функционирования и развития ЖКК ситуация, создает почву для внедрения полезной практики формирования инновационных кластеров жилищно – коммунального хозяйства, объединяющих участников рынка производства, предоставления и потребления жилищно – коммунальных услуг, не столько по видам деятельности отдельных предприятий, организаций и учреждений, сколько на основе сложившихся локальных институциональных связей и социальной среды, в рамках которых они действуют.

Кластер представляет собой организационную форму инновационной деятельности, синергетический эффект от деятельности которой, достигается за счет:

облегчения обмена ресурсами и совместным их использование, что способствует повышению производительности труда;

· более интенсивных процессов обмена информацией (как формальной, так и неформальной), что позволяет участникам кластера быстро и адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, принимать более взвешенные и эффективные решения;

· отношениями соперничества в сочетании с сотрудничеством, при наличии высокого уровня связанности кластерной структуры и обобществлении ресурсов;

· «привязкой» особенностей функционирования субъектов хозяйственно – экономической сферы (которую мы называем бизнесом) к местным условия и ресурсам как к экономическим и кадровым, так и к социальным, образовательным и другим;

· созданием энергоэффективных подходов к управлению городским хозяйством и взаимным обогащением инновационными опытом и знаниями;

· возможностью реализовывать совместные проекты, укрепляющих положение предприятий и организаций на локальных рынках ЖКУ и способствующей диверсификации рисков в кризисных условиях;

· встречному движению муниципальных администраций и бизнеса к достижению искомой цели – эффективному функционированию и развитии муниципальной экономики и повышения качества жизни населения.

Структура жилищно- коммунального кластера

Структура жилищно-коммунального кластера может включать в себя:  . . .ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в апрельском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль