Оценка эффективности инвестиций в модернизацию городских систем теплоснабжения

2891
Износ теплосетей достиг сегодня катастрофических размеров. Зимой буквально каждую неделю появляется сообщение о новой аварии в системе теплоснабжения. Крупной новостью февраля был прорыв коммуникаций в Колпинском районе Санкт-Петербурга. К сожалению, количество подобных новостей с каждым годом возрастает. При этом тактика «текущего ремонта» не в состоянии решить эту проблему. Система теплоснабжения требует всеохватывающей модернизации и соответствующего по масштабу финансирования.

Износ теплосетей достиг сегодня катастрофических размеров. Зимой буквально каждую неделю появляется сообщение о новой аварии в системе теплоснабжения. Крупной новостью февраля был прорыв коммуникаций в Колпинском районе Санкт-Петербурга. К сожалению, количество подобных новостей с каждым годом возрастает. При этом тактика «текущего ремонта» не в состоянии решить эту проблему. Система теплоснабжения требует всеохватывающей модернизации и соответствующего по масштабу финансирования.

К сведению:

По данным[1] Минэнерго России износ основных фондов теплоснабжения достиг 65-70%, коэффициент использования установленной тепловой мощности электростанций снизился до 50%, протяженность тепловых сетей сократилась более чем на 13,5 тыс. км, потери увеличились с 14% до 20%, расход электроэнергии на перекачку теплоносителя вырос до 40 кВт·ч/Гкал.

Система теплоснабжения требует всеохватывающей модернизации и соответствующего по масштабу финансирования. В тоже время на этапе привлечения инвестиций возникает конфликт, который очень ёмко характеризует цитата из интервью[2] директора Московской теплосетевой компании: «Источник финансирования у нас один – наша хозяйственная деятельность, которая регулируется тарифом. Если Региональная энергетическая комиссия пересмотрит наш тариф в сторону уменьшения, то программа по реконструкции теплосетей выполнена не будет». Так, потребность в инвестициях сталкивается с несовершенством системы тарифообразования — одним из основных барьеров для повышения энергоэффективности теплоснабжения, наряду с юридической структурой муниципальных унитарных предприятий, отсутствием межсекторальной координации и дефицитом информации.

Анализ[3] существующей методологии тарифообразования позволяет выделить несколько факторов, препятствующих привлечению инвестиций в развитие отрасли:

· необходимость ограничения роста стоимости услуг теплоснабжения препятствует возврату инвестиций. Повышение тарифов законодательно ограничивается на федеральном уровне, и эта мера, по-видимому, направлена на защиту малоимущих потребителей и смягчение эффектов ценовой инфляции, однако политическое вмешательство искусственно удерживает тарифы ниже уровня, необходимого для полного возмещения затрат на производство и доставку энергии. Следует отметить, что тарифы не отражают также полного объема потерь в сетях. Как правило, уровень потерь, которые регулирующие органы разрешают закладывать в тариф при оценке теплоснабжающими предприятиями затрат на распределение тепловой энергии, гораздо ниже их реальной величины. Например, потери тепловой энергии в системах распределения могут составлять в среднем 20% (достигая 36% в отдельных системах), при этом в тариф включаются потери не более 13%. В результате, если учёт конечного потребления (на уровне здания) не ведётся, теплоснабжающие организации вынуждены поставлять меньше тепла, чем это необходимо, возмещая таким образом свои убытки вследствие более высокого, чем положено, уровня сетевых потерь. Если учёт потребления тепла ведётся, для компенсации убытков приходится увеличивать поставки сверх необходимых объемов. Совокупность этих факторов снижает экономическую привлекательность инвестиций в модернизацию тепловых сетей и ведёт к перерасходу теплоты и переплатам;

· тот факт, что в процессе тарифообразования зачастую изымается экономия, затрудняет возврат инвестиций. Сумма устанавливаемого тарифа снижается вместе со снижением затрат, и это происходит даже несмотря на то, что механизм распоряжения экономией предусмотрен существующим законодательством. Согласно постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", тарифы энергоснабжающих предприятий, реализовавших меры по снижению производственных затрат, остаются на прежнем уровне в течение двух лет после окончания срока окупаемости этих мер, а контроль соблюдения этого положения осуществляют местные органы власти;

· короткие интервалы между пересмотрами тарифов мешают полноценному инвестиционному планированию. Местные органы власти могут устанавливать тарифы на срок не более трёх лет, но зачастую пересматривают их каждый год. Риск того, что инвестиционные расходы не будут согласованы регулирующими органами, препятствует реализации мероприятий, которые могут принести экономию в долгосрочной перспективе. В результате, теплоснабжающие предприятия не имеют возможности вкладывать средства в энергоэффективную модернизацию и ограничиваются краткосрочными программами: ремонтируют летом за счет кредитов, а расплачиваются зимой, пока идет выручка.

В рамках тарифообразования действенными мерами для притока инвестиций в повышение ресурсоэффективности систем теплоснабжения могли бы стать следующие шаги: устранение политического вмешательства при формировании тарифа, повышение базового тарифа до уровня, отражающего полные эффективные затраты теплоснабжающего предприятия, учёт инвестиционной составляющей при общей оценке затрат. Возможным способом устранения политического вмешательства могло бы стать раскрытие информации о затратах теплоснабжающих организаций и причинах принятия решений о повышении или понижении тарифов.

Возможным способом устранения политического вмешательства могло бы стать раскрытие информации о затратах теплоснабжающих организаций и причинах принятия решений о повышении или понижении тарифов.  . . .ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в майском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



[1] «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р

[2] Интервью генерального директора ОАО «МТК» Александра Пономаренко «Интерфаксу» от 27 декабря 2011 г.

[3] «Энергоэффективность в России: скрытый резерв», отчёт экспертов Группы Всемирного банка, 2008 г.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях