Оценка управляющих организаций для построения рейтинга

7018
Сегодня органы и организации cамого разного уровня берутся оценивать управляющие организации. При оценке выстраиваются всевозможные рейтинги управляющих организаций: рейтинги организаций, работающих на территории отдельного муниципального образования или субъекта РФ, всероссийский рейтинг (например, на информационном портале Фонда содействия реформированию ЖКХ) и др. С какой же целью и как оцениваются сегодня управляющие организации, какие критерии при этом используются?

Сегодня органы и организации cамого разного уровня берутся оценивать управляющие организации. При оценке выстраиваются всевозможные рейтинги управляющих организаций: рейтинги организаций, работающих на территории отдельного муниципального образования или субъекта РФ, всероссийский рейтинг (например, на информационном портале Фонда содействия реформированию ЖКХ) и др. С какой же целью и как оцениваются сегодня управляющие организации, какие критерии при этом используются?

Источник информации для потребителей

Декларируемая цель оценки организаций, управляющих многоквартирными домами, и формирования на основе этой оценки рейтинга – это создание источника информации для потребителей об управляющих организациях на рынке жилищных услуг. Но кроме этого, есть ещё одна цель, которая, возможно, даже не всегда осознаётся теми, кто выбирает критерии оценки - задание вектора изменений. Это означает, что когда разработчики методики оценки и построения рейтинга выбирают в качестве критерия какой-то показатель и дают за него большое количество балов, благодаря чему какие-то управляющие организации занимают лидирующее место в рейтинге, все остальные управляющие организации получают «сигнал», о том, что именно надо сделать, чтобы присоединиться к группе лидеров.

Рейтинги позволяют управляющим организациям через внешнюю оценку сравнивать себя с другими управляющими организациями и с тем «идеалом», который представляли себе лица, занимающиеся отбором критерии оценки.

Рейтинги позволяют управляющим организациям принять решение относительно того, двигаться им дальше в ту же сторону, что и лидирующие организации или им необходимо, наоборот, как-то выгодно отличаться от других управляющих организаций по ряду показателей. Кроме того, следует учитывать, что рейтинг – это важный инструмент влияния на развитие ситуации на рынке, влияния на конкуренцию. Благодаря рейтингу можно «продвинуть» одни управляющие организации, представив их потребителям в более выгодном свете, и отодвинуть на второй и т.д. план другие управляющие организации. Исходя из этого, хочется предупредить, что надо быть осторожными в установлении тех или иных критериев оценки управляющих организаций, ответственно подходить к их выбору.

Кто оценивает управляющие организации

Обзор различных рейтингов показал, что чаще всего управляющие организации оценивают администрации крупных городов, реже органы государственной власти субъектов РФ. Зато рейтинг управляющих компаний, который подготовили бы организации, представляющие потребителей услуг и работ управляющих организаций, найти невозможно. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы критерии оценки управляющих компаний, которую проводят органы власти, отражали качество оказываемых услуг, предпочтения и удовлетворенность потребителей – собственников помещений в многоквартирных домах.

Критерии оценки управляющих организаций

Управляющую организацию и ее деятельность можно оценивать по целому ряду показателей. Если использовать в качестве критериев слишком много показателей, то проводить оценку будет сложно. Кроме того, надо определять весомость каждого показателя для выведения итоговой оценки, разрабатывать способ получения сведений, снижающий субъективность оценки и др. Внимательное рассмотрение критериев, используемых при построении различных рейтингов, показывает, что среди них преобладают количественные показатели, которые большей частью предоставляются самими управляющими организациями. И это не случайно, потому что оценить качество, результат деятельности значительно сложнее. Поскольку оценку проводят органы власти, они используют привычные для них показатели деятельности жилищных организаций.

Примером часто используемых критериев являются следующие:

· количество многоквартирных домов в управлении организации;

· стаж работы управляющей организации в данном секторе услуг и работ;

· оснащенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребляемых ресурсов;

· объем оказанных услуг в денежном выражении;

· объем выполненных ремонтов;

· задолженность перед поставщиками коммунальных ресурсов;

· количество жалоб (обращений) граждан, поступивших в органы местного самоуправления;

Все эти показатели, конечно, важны, Но связаны ли они с качеством предоставляемых потребителям услуг? С удовлетворенностью потребителей в конкретном многоквартирном доме услугами данной управляющей компании?

Один из наиболее распространенных количественных критериев оценки управляющих организаций - это число многоквартирных домов, находящихся в ее управлении. Но можно ли с уверенностью сказать, что чем у компании больше домов, тем она лучше? Это очень спорно. Сегодня бóльшее число многоквартирных домов обычно управляется бывшими муниципальными (или государственными) жилищными организациями (районными службами заказчика, ЖЭУ), которые, фактически, «унаследовали» их. Собственники квартир не столько осознанно выбрали эти организации, потому что полностью удовлетворены качеством их услуг, сколько «позволили выбрать себя», подписав договоры, предложенные МУПами и ГУПами. Кроме того, крупный бизнес, заинтересовавшись это сферой предпринимательской деятельности, скупил мелкие и средние организации, получив в управление их многоквартирные дома. Нужно также иметь в виду, что часть управляющих компаний создается как малый бизнес, и их бизнес-стратегией может быть: меньше домов в управлении, выше качество услуг и теснее связь с клиентами.

Или взять другой распространенный критерий, благодаря которому управляющие организации продвигаются на лидирующее место в муниципальных рейтингах, - оснащённость многоквартирных домов приборами учёта. Да, существует такое требование Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Но это требование относится к собственникам помещений в доме, а не к управляющим организациям, и для его исполнения законом предоставлен определенный срок. Но если такой критерий становится очень весомым при построении рейтинга (а органы местного самоуправления, приняв муниципальные программы повышения энергоэффективности, хотят стимулировать выполнение показателей программы), управляющие организации устанавливают общедомовые приборы учета даже за свой счет, а не за счет собственников помещений. При этом позже может выясниться, что установка приборов учёта привела к тому, что людям надо платить больше чем раньше из-за того, что фактическое потребление оказывается больше нормативного. В итоге собственники остаются недовольными действиями управляющей компании. Следовательно, управляющие организации в многоквартирных домах, построенных по старым строительным стандартам, не должны ограничиваться только установкой приборов учёта, а должны просчитывать возможные последствия такой установки, и предлагать собственникам квартир осуществлять установку приборов учета в комплексе с другими энергосберегающими мероприятиями (ремонтами, устраняющими утечки, установку регуляторов потребления ресурсов и т.д.). Кроме того, в неравных условиях оказываются организации, управляющие домами-новостройками, и теми, которые относятся к старому жилищному фондом. Следовательно, использовать данный критерий для однозначной оценки деятельности управляющей организации также нельзя.

Объём капитальных ремонтов, выполненных в многоквартирных домах, критерий тоже далеко не однозначный. Финансирование капитальных ремонтов сегодня, осуществляется, большей частью, в рамках региональных и муниципальных программ, софинансируемых Фондом содействия реформированию ЖКХ, и далеко не всегда от усилий управляющей компании зависит, включены ли ее многоквартирные дома в программу или нет.

Даже такой критерий, который, на первый взгляд, прямо связан с качеством услуг и работ управляющей организации как "количество жалоб (обращений) граждан в органы местного самоуправления (и/или контрольно-надзорные органы)", далеко не объективен. . . .ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в майском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль