Проблемы перспективного развития города и их решение (на примере развития Московского региона)

3694
При планировании развития городов и разработке концепции их развития очень важно учитывать социально-экономическую и демографическую ситуацию. Недооценивание такого рода факторов приводит к ошибкам в прогнозировании, а те в свою очередь ‒ к нежелательным результатам, а нередко и необратимым последствиям.

При планировании развития городов и разработке концепции их развития очень важно учитывать социально-экономическую и демографическую ситуацию. Недооценивание такого рода факторов приводит к ошибкам в прогнозировании, а те в свою очередь ‒ к нежелательным результатам, а нередко и необратимым последствиям.

На сегодняшний день Московская городская и Московская областная думы подтвердили соглашение между главами администраций о присоединении к Москве крупной территории на юге и юго-западе столицы с центром в г. Троицке, граничащей, с одной стороны, с традиционной Москвой, а с другой ‒ с Калужской областью. Совет Федерации Федерального Собрания РФ в ближайшее время должен принять решение об изменении границ, и с 1 июля 2012 г. Москва вырастет в размере.

При этом в связи с осуществлением Москвой столичных функций параллельно будет решаться вторая важная задача: на присоединенную территорию со временем должны переехать многие крупные федеральные учреждения ‒ Парламент РФ, Правительство РФ, Администрация Президента РФ, там должен быть сформирован новый федеральный центр. Кроме того, на присоединенных территориях планируется создание крупнейшего финансового и научно-технического инновационного центра в районе г. Троицка с большим образовательным потенциалом.

Огромные планы и их воплощение, колоссальные задачи и их решение позволят решить Москве следующие проблемы:

- завершение традиционной застройки на прилегающих к Щербинке территориях;

- создание новых инновационных точек роста в Троицком финансовом центре;

- создание цивилизованного пригорода вокруг Москвы, который ранее не мог быть создан как целое в связи с наличием административной границы, которая разделяла два субъекта РФ ‒ Москву и Московскую область, а также многими накопившимися проблемами в отношениях между ними.

Сейчас данная зона представляет собой сложную систему: города-спутники, относящиеся к Московской области; различные промышленные предприятия разной степени заброшенности или функционирования; деградирующие зоны лесозащитных полос, а также коттеджи, дачи, свалки. Все это сейчас образует вокруг Москвы недостаточно развитую и структурированную зону. И вот в ближайшем будущем появится возможность создать, по крайней мере на присоединенной территории, а в идеале ‒ вокруг всей Москвы, систему цивилизованных пригородов с хорошей транспортной системой. Разумеется, на сегодняшний день – это наиболее важная задача.

Однако мы не ограничиваемся только ее решением, сейчас идет разработка концепции развития всего Московского региона. Московская городская агломерация уже давно перешагнула границы одного региона, Московская область и города-спутники интегрированы с Москвой и представляют собой единый организм, который не может управляться из двух центров и развиваться по двум схемам, одна из которых ограничивается только Москвой как осажденной крепостью, за которой ничего нет, кроме Московской кольцевой дороги и “аппендиксов”-бастионов присоединенных территорий, и другая ‒ прилегающей к Москве зоной. Этого не должно быть, необходима единая концепция развития всей Московской агломерации с созданием в перспективе единой федеральной статусной комиссии, выполняющей как столичные, так и региональные и общефедеральные функции. При этом нет сомнения, что и дальше мы должны развивать наши территориальные схемы, интегрировать транспортные энергетические системы, в т. ч. на уровне Центрального федерального округа. Это тоже перспектива для того, чтобы создать ту среду, которая достойна нашего города и общефедерального центра. Это наши задачи.

Разработчики концепции развития Московского региона сталкиваются со множеством проблем. Одна из основных для любого региона или муниципального образования ‒ это грамотный социально-экономический и демографический прогноз. Его составление, как правило, представляет определенные сложности ввиду того, что знание социально-экономической и демографической ситуации необходимо не только в свете сегодняшнего дня, но и в перспективе.

Отсутствие грамотного прогнозирования и планирования, основанного на учете всех социально-экономических и демографических факторов, приводит к нежелательным, прямо противоположным ожидаемым результатам. Имеется множество примеров типичных ошибок в прогнозировании, на практике способствовавших тому, что развитие территории не получило необходимых темпов, которые планировались изначально при разработке концепции ее развития.

Пример

В 1972 г. был выпущен сборник, посвященный генеральному плану Москвы, где было указано, что в Москве в личном пользовании находится 550 тыс. автомобилей. При этом было замечено, что к 1990 г. в Москве количество автомобилей может превысить 1 млн, что создаст колоссальные проблемы городу. В отдельных публицистических документах того времени исходя из темпов роста, свойственных для начала 1960-х гг., проводился следующий подсчет: к 1980 г. в Москве будет проживать 9,5 млн человек; средняя семья будет состоять из пяти человек; каждая семья может иметь автомашину и в столице может оказаться 1 млн 900 тыс. автомашин. Результат: в Москве сейчас гораздо больше населения (правда, и время прошло больше), 4,5 млн личных автомашин, средняя семья ‒ 2,8 человека. Это типичный пример прогностической ошибки, которая исходит из линейных функций развития, не учитывающих тенденции перспективного роста.

Нередко при прогнозировании и планировании на территории каких-либо мероприятий по ее развитию возникает другая типичная ошибка, когда не учитываются потребности, не берется во внимание психология преобладающего в городе класса.

Пример

В целях устранения безработицы среди населения рабочие места в Москве создаются постоянно, но выясняется, что создаются они в первую очередь не для москвичей, а для людей, которые приезжают в Москву на работу. Так, в столице на сегодняшний день около 6,5 млн официальных рабочих мест, из них 4 млн занимают москвичи и около 2,5 млн ‒ люди, которые приезжают на работу из Московской области и других регионов. При этом постоянно появляющиеся в городе новые рабочие места каждый день заполняются новыми приезжими. Отправной точкой, которая привела к этой ошибке в прогнозировании, послужила своеобразная и во многом ошибочная политика, связанная с тем, что Москва – это индустриальный город и москвичи будут работать на заводах.  . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в майском номере журнала "Практика муниципального управления" 



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль