text
ЖКХ

Как преобразуются муниципальные образования и меняются их границы

  • 6 июля 2018
  • 39211

У каждого муниципалитета в РФ есть определенная ограниченная территория и правовой статус. И то, и другое при необходимости меняется в порядке предусмотренных законодательством процедур. Муниципальное образование может поменять свои границы или пройти процесс преобразования.

В статье 10 ФЗ-131 говорится о повсеместном распространении местного самоуправления на территории нашей страны. Разграничиваются территории муниципальных образований  с соблюдением положений ст. 11-13 того же закона.

Каждый муниципалитет обладает собственным правовым статусом – это может быть городской округ, район, поселение и так далее. Другим обязательным его атрибутом являются собственные границы, с помощью которых на местности определяются пределы подконтрольной территории. Поселению наравне с прочими вариантами муниципальных образований граница необходима точно так же, как и государству. Это один из специфических моментов местного самоуправления. Оно реализуется только на какой-то конкретной территории, закрепленной за органом власти. Соседние образования развиваются самостоятельно и не препятствуют друг другу.

Несмотря на определенную самостоятельность местного самоуправления, закрепленную в пункте 2 статьи 1 ФЗ-131, изменение границ муниципального образования считается легитимным только при закреплении такого решения в региональном законодательстве. Однако это не значит, что территориальное деление осуществляется только по инициативе властей региона без принятия во внимание мнения населения. Право граждан высказывать свое мнение по этому вопросу закреплено в пункте 2 статьи 131 Конституции нашей страны. То же самое дублируется и в ФЗ-131.

Инициаторами установления новых границ муниципальных образований по закону, в том числе, могут быть региональные власти. Такое же право есть у федеральной власти, местных властей и самих жителей. Для каждого из названных субъектов на законодательном уровне определена конкретная процедура воплощения данной инициативы.

Реализация задумки жителей об изменении границ муниципального образования осуществляется по схеме, которая устанавливается федеральным законодательством и подготовленным на его основе региональным нормативным актом. Процедура требует проведения местного референдума. Для его назначения граждане собирают подписи, необходимое число которых определяется региональным законодательством.

Требования к оформлению референдума прописаны в ФЗ-67 от 12 июня 2002 года, а также в региональном законе, разработанном на его основе в каждом из субъектов.

Если преобразование муниципальных образований осуществляется по замыслу властного органа на любом уровне, то для этого оформляется соответствующее решение.

Как меняются и устанавливаются границы городских и сельских поселений

Здесь при реализации процесса изменения границ нужно руководствоваться требованиями статьи 11 ФЗ-131. В соответствии с ней к поселению относятся земли всех форм собственности и назначения. Все изложенные в законодательстве условия приведем ниже.

Как преобразуются муниципальные образования и меняются их границы

Муниципальное образование может изменить границы только при условии согласия на это со стороны жителей. Оно получается путем голосования, назначающимся местной властью. Чтобы голосование считалось состоявшимся, в нем должны поучаствовать более 50 процентов проживающих на территории избирателей. Население считается согласным на изменение границ муниципального образования, если больше 50 процентов голосов было отдано за данное решение.

Как меняются и устанавливаются границы городских округов и муниципальных районов

В данном случае руководящей также является статья 11 ФЗ-131. В ней описываются основные положения, важные при установлении границ городского округа или района. Ниже приведем эти условия из нормативного документа.

Как преобразуются муниципальные образования и меняются их границы

Если границы муниципалитетов меняются без изменения принадлежности населенных пунктов, то мнение граждан выражается через представительные органы.

В законодательстве закреплены определенные требования и к региональным нормативным актам, описывающим процедуры и порядок изменения границ муниципальных образований. В том числе, нужно помнить о следующих положениях:

  • в региональном законодательстве об изменении границ поселения должен иметься список входящих в него населенных пунктов;
  • вступление в силу данного закона не должно происходить во время избирательной кампании, в рамках которой избираются представители местной власти, а также во время кампании по проведению местного референдума.

Как происходит преобразование муниципальных образований

Муниципалитеты могут не только менять свои границы, но и преобразовываться. Под преобразованием в пункте 1 статьи 13 ФЗ-131 понимаются следующие процессы:

  • объединяется несколько муниципалитетов;
  • муниципальное образование разделяется на две части и более;
  • меняется статус территориальной единицы, например, городское поселение становится округом.

Как и в случае с изменением границ, преобразование может проходить по инициативе граждан или властей на уровне региона и федерации. При запуске процесса населением организуется местный референдум. Работа властных органов по этому вопросу сопровождается оформлением соответствующего решения.

Преобразование муниципальных образований происходит по определенным правилам, прописанным в ст. 13 ФЗ-131. Приведем их ниже.

Как преобразуются муниципальные образования и меняются их границы

Если муниципалитеты разделяются, то тут тоже нужно соблюдать определенный законодательством порядок.

Как преобразуются муниципальные образования и меняются их границы

Отдельно в нормативном акте описывается также преобразование с появлением новых муниципалитетов. Оно происходит в нескольких указанных ниже случаях.

Как преобразуются муниципальные образования и меняются их границы

В завершении статьи нужно отметить, что инициировать установление обновленных границ муниципальных образований можно не только названным выше субъектам. В некоторых случаях корректировка разграничительных линий между муниципалитетами или их преобразование становится необходимым по объективным причинам. Одним из достаточных поводов здесь является внесение изменений в административно-территориальное деление региона или района.

Таким образом, иногда границы могут меняться в обязательном порядке, без учета желания граждан или местных властей. Однако даже в такой ситуации будут соблюдаться основные правила, касающиеся данных процедур. Например, при любых изменениях учитывается генплан городского поселения. Это важно, потому что никакие вопросы территориальной принадлежности не должны нарушать запланированный процесс развития транспортной сети, социальной и прочей инфраструктуры населенного пункта.

2 июля 2018 года Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона, совершенствующий правовые механизмы, которые используются при комплексном развитии территорий. Важной частью этого законопроекта стало описание вопросов того, как может изыматься земля для нужд государства и муниципалитетов. Документ призван создать условия для попадания в оборот участков, которые используются с недостаточной эффективностью. Это нужно для обеспечения комплексного развития населенных пунктов.

Законопроект затрагивает, в том числе, и вопросы изменения границ муниципальных образований. Он предлагает внести в ГК РФ понятие «комплексное развитие территории». Вместе с ним получает четкое описание термин «красные линии». В документе также уточняется порядок того, как определяются (изменяются) границы населенных пунктов в документации территориального планирования муниципалитетов.

Определенный приоритет в части корректировки принадлежности земли предлагается дать территориям, на которых реализуется комплексное развитие. Они смогут включать в свои границы участки из собственности государства или муниципалитетов при условии, что у них нет обременений в виде прав третьих лиц. Изъятые земли предполагается использовать для размещения инфраструктурных объектов – транспорта, коммунальных сетей и социальной инфраструктуры. Одним из обязательных условий изменения границ в интересах комплексно развивающихся территорий является смежное расположение земельных участков.

Определенные изменения законопроект внесет и в Земельный кодекс. Например, земли можно будет изымать для целей, не предусмотренных в ЗК РФ, но только если это обосновывается все тем же комплексным развитием территории или необходимостью развивать уже застроенное пространство.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя в сфере ЖКХ

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Чтобы наши читатели получали эксклюзивные материалы, мы предоставляем доступ к ним только зарегистрированным пользователям.

Для юристов УО на сайте много примеров из судебной практики, решений проблем с жильцами,
для бухгалтеров - статьи о налогообложении и расчетах оплаты.

Все эти материалы будут доступны Вам сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь и читайте любые материалы!
×

Здравствуйте, Гость!

Вам предоставлен неограниченный доступ к справочной системе «Управление МКД» на три дня.

Материалы системы помогут Вам решить проблемы:

  • как взыскать задолженность за ЖКУ;
  • как избежать опасных ошибок в документации;
  • как скорректировать свою работу после изменения законодательства;
  • как защититься от штрафов и жалоб жителей.

Подтвердить получение доступа

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов, изучать судебную практику и использовать полезные сервисы.

Главные темы для бухгалтера и юриста УО в октябре:

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.