Юридическое закрепление видов деятельности муниципальных учреждений

9267
Все муниципальные учреждения создаются для осуществления своей основной деятельности, т. е. для выполнения функций (казенные учреждения), выполнения работ и оказания услуг (все типы учреждений, но в первую очередь бюджетные и автономные учреждения).

Все муниципальные учреждения создаются для осуществления своей основной деятельности, т. е. для выполнения функций (казенные учреждения), выполнения работ и оказания услуг (все типы учреждений, но в первую очередь бюджетные и автономные учреждения).

Кроме того, учреждения могут осуществлять иные виды деятельности, если это соответствует целям, для достижения которых создано соответствующее учреждение.

Таким образом, всю деятельность учреждения можно разделить на основные и иные виды деятельности. Разумеется, для казенного учреждения иные виды деятельности не имеют такой актуальности, как для бюджетных и автономных, поскольку для последних иные виды деятельности должны являться источником доходов, а казенное учреждение претендовать на полученные средства не может. В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) в новой редакции казенное учреждение не лишено права осуществлять деятельность, приносящую доход, однако ст. 41 БК РФ предусматривает, что все полученные средства от платных услуг будут являться доходами не самого казенного учреждения, а соответствующего муниципального бюджета. При этом возможность осуществления деятельности, приносящей доход, должна быть предоставлена учреждению учредителем, что обязательно необходимо отразить в уставе учреждения.

Основные и дополнительные (иные) виды деятельности учреждения должны быть отражены в уставе, причем оба перечня должны носить закрытый, исчерпывающий характер и не подлежать расширительному толкованию. Таким образом, не следует составлять перечни видов деятельности, используя выражения "и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством др. и пр. при этом как основные, так и дополнительные виды деятельности должны быть предназначены для достижения целей, для которых создано учреждение.

Также не следует включать в перечень дополнительных видов деятельности все мыслимые варианты осуществления учреждением какой-либо приносящей доход деятельности "на всякий случай", практически дублируя весь ОКВЭД или ОКУН, с расчетом на то, что в дальнейшем это может пригодиться учреждению и не потребует внесения изменений в учредительные документы. Подобный подход не будет корреспондировать требованию законодательства о соответствии дополнительных видов деятельности целям создания учреждения, как то установлено, например, в ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", в соответствии с которой автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе. Следовательно, не предусматривается возможности оказания учреждением услуг, не связанных с основной деятельностью учреждения. В связи с этим следует быть готовыми к необходимости доказать связь основных видов деятельности и дополнительных видов деятельности в тех случаях, когда она не очевидна (например, предоставление услуг детской комнаты в учреждениях культуры на время проведения концерта позволит расширить круг потребителей услуги за счет людей с маленькими детьми, что не всегда понятно контролирующим органам).

Поскольку различные формы учета и отчетности, в т. ч. предназначенные для учета юридических лиц и для статистики, требуют отражения видов экономической деятельности в соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст"О принятии и введении в действие ОКВЭД"(вместе с"ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности"), желательно в уставах учреждений отражать основные виды деятельности юридического лица в соответствии с нормами указанного документа, хотя данный акт, исходя из его буквального толкования, используется при решении задач, связанных с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Однако подавляющее большинство учреждений осуществляют свою деятельность в непроизводственной сфере, нюансы которой недостаточно отражены в ОКВЭД. Например, деятельность учреждения культуры, осуществляющего концертно-театральную деятельность, с использованием ОКВЭД можно описать практически лишь в двух направлениях (деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений, деятельность концертных и театральных залов), но ограничиться в уставе лишь этими двумя пунктами невозможно. В этом случае рекомендуется включить в устав описание основных видов деятельности по ОКВЭД, расшифровав их (например, использовав выражение "в том числе" "а именно" после названия собственно вида деятельности), что позволит соответствовать требованиям статистики и учета юридических лиц, при этом описав конкретные виды деятельности в уставе.

Для уточнения формулировок можно также использовать ОК 002-93 (Общероссийский классификатор услуг населению), утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, однако следует учесть, что данный документ в описании видов услуг ориентирован скорее на потребителя услуги, чем на учреждение, оказывающее такие услуги.

Дополнительные виды деятельности можно описать в уставе без учета положений названных документов с условием их соответствия целям деятельности учреждения. Кроме того, обязательно соблюдение одинаковых условий предоставления соответствующих услуг за плату сверх муниципального задания при оказании одних и тех же услуг. Порядок определения размера указанной платы устанавливается учредителем, если иное не предусмотрено законодательством.

Общего законодательно закрепленного перечня платных услуг муниципальных учреждений не существует, в т. ч. по отраслям. Законодательство содержит лишь общие упоминания, какие услуги могут быть оказаны за плату, при этом нормы разбросаны по отраслевым законам. Таким образом, законодатель определяет услуги, которые в любом случае бесплатны для потребителя, остальные, определенные учреждением и его учредителем, могут оказываться за плату.

При этом платными услугами могут быть не только услуги, отличные от тех, которые предусмотрены среди основных видов деятельности, но и те же самые услуги, предоставленные с повышением качества (например, отдельная палата в учреждении здравоохранения, доставка книг на дом или так называемый ночной абонемент в библиотеках, индивидуальная экскурсия в музее и пр.). Их не следует путать с платными услугами, входящими в муниципальное задание, т. е. финансируемых частично муниципальным образованием, а частично потребителем (например, музеи берут плату за вход и посещение выставки, хотя получают на них задания и финансирование из бюджета). Это возможно только в случае, если такая плата прямо установлена законом, иначе все услуги в пределах задания бесплатны для населения.

В любом случае платные услуги, предусмотренные в качестве дополнительных видов деятельности учреждений, должны вытекать из цели деятельности учреждения, должен быть четко определен порядок установления цены за услугу, а возможность осуществления та кой деятельности, приносящей доход, предусмотрена в уставе. Тогда учреждение имеет легальную возможность получать доход от таких видов деятельности и тратить его самостоятельно (за исключением казенных учреждений). Направление расходов за счет указанных доходов определяется в плане финансово-хозяйственной деятельности, который формируется и утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, с учетом общих требований, установленных Минфином России.

Бюджетное и автономное учреждение самостоятельно определяют возможность осуществления дополнительных видов деятельности (наличие материальной базы, квалификация персонала, потенциальный спрос на услугу, наличие конкурентов, качество услуги), хотя, разумеется, перечень платных услуг и варианты формирования цены такой услуги следует согласовать с учредителем. В конечном счете учреждение может оказать платные услуги только в том случае, если такая возможность предоставлена ему уставом, который утверждается учредителем, и именно он примет решение о конкретных перечнях услуг для достижения целей деятельности учреждения, который не должен носить исключительно коммерческий характер. Это подчеркивается и изменением терминологии - ранее деятельность, приносящая доход, в законодательстве именовалась предпринимательской, но в новой редакции нормативных актов, регламентирующих правовой статус муниципальных учреждений, таким образом подчеркивается некоммерческий характер деятельности указанных юридических лиц.

Фактически именно от воли учредителя будет зависеть, какова самостоятельность учреждения в определении объема платных услуг и их цены, варианты могут быть от самого жесткого - учредитель утверждает и состав услуг, и цены на них, до самого мягкого - оба пункта утверждает само учреждение с согласия учредителя.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, а ст. 17 того же Закона закрепляет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

При этом следует учитывать, что услуги бюджетных и автономных учреждений облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) независимо от источника финансирования. Например, Минфин России отметил, что бюджетные субсидии, получаемые учреждением в связи с оказанием услуг, увеличивают сумму налога (например, письмо Минфина России от 23.01.2008 № 03-07-07/03 и др.). Обосновывается это тем, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) объектом по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом п. 2 данной статьи НК РФ установлен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения. В указанный перечень включены операции по выполнению работ (оказанию услуг) органами местного самоуправления в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления. Поскольку автономные и бюджетные учреждения такими органами не являются, их услуги облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Связано это со следующими законодательно закрепленными моментами. В соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в т. ч. обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Статья 146 НК РФ закрепляет, что оказание работ и услуг на безвозмездной основе также считается объектом налогообложения НДС, хотя в случае уплаты НДС муниципальным учреждением не происходит смены собственника, что является признаком любого налога, поскольку налогоплательщик отдает часть своего имущества в бюджет, а собственником имущества учреждения, в т. ч. и полученных им денежных средств, продолжает оставаться муниципальное образование как учредитель.

Также законодательство о налогах и сборах закрепляет, что, поскольку услуга безвозмездна, при расчете ее стоимости для определения налоговой базы используются рыночные цены или установленные тарифы. Сложно понять, как можно рассчитать цену на бесплатную муниципальную услугу, следовательно, необходимо учитывать цену фактической реализации. Но в данном случае учредитель за счет бюджетных средств (субсидий) должен будет возместить учреждению затраты на произведенные расходы, в т. ч. и по налогам, а следовательно, и сумму НДС, которая затем поступит в бюджеты бюджетной системы.

В соответствии с разъяснениями Минфина России НДС не рассчитывается только в тех случаях, когда бюджетному или автономному учреждению выделяются бюджетные средства на закупку товаров, работ или услуг для последующего оказания муниципальных услуг населению, а также для выплаты ими денег по публичным обязательствам. Подобные средства не включаются в налогооблагаемую базу по НДС, так же как и бюджетные ассигнования, выделяемые в соответствии с лимитами бюджетных обязательств казенным учреждениям, что также прямо закреплено в НК РФ.

На практике большинство муниципальных услуг учреждений освобождаются от НДС в силу специфики самих услуг, как и платные услуги, которые учреждение оказывает в рамках дополнительной деятельности, которые по общему правилу облагаются НДС, но часто подпадают под льготы по уплате налога и освобождаются от НДС (медицинские, образовательные, услуги в сфере культуры и т. п. - см. например, ст. 149 НК РФ).

Законопроект направлен на стимулирование реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда в полном объеме. В настоящее время по результатам мониторинга региональных адресных программ выявлена недостаточная эффективность ис­пользования средств финансовой поддержки, предоставленной Фондом содействия реформированию ЖКХ (далее - Фонд ЖКХ). В ряде субъектов РФ наблюдается длительное неосвоение части предоставленных Фондом ЖКХ средств, невыполнение первоначально планировавшегося объема мероприятий в рамках реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда в сроки, заявленные при получении средств Фонда ЖКХ.

Законопроект обязывает субъекты РФ выполнять ранее принятые на себя обязательства по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов. В случае невыполнения этих обязательств регионы будут должны возвратить неосвоенные средства в Фонд ЖКХ.

Кроме того, законопроект предусматривает продление сроков проведения государственного кадастрового учета земельных участков, занятых многоквартирными домами, в рамках реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта до 1 января 2012 г.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль