Финансовое обеспечение деятельности муниципальных учреждений за счет средств бюджетов

33782
В соответствии с поправками, внесенными в законодательство Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее -Федеральный закон № 83-ФЗ) финансирование деятельности муниципальных учреждений будет осуществляться по двум различным схемам в зависимости от типа учреждения.

Казенные учреждения продолжают существовать на основании сметы, которая предусматривает финансирование их деятельности из соответствующего местного бюджета в полном объеме. Статья 70 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) закрепляет, что обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:

  • оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
  • оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
  • уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
  • возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Следует обратить внимание, что после окончания переходного периода целевые средства, поступающие от спонсоров, благотворителей и иных лиц, желающих поддержать казенное учреждение, должны будут считаться доходами бюджета в соответствии со ст. 41 БК РФ и не останутся в распоряжении самого учреждения. Представляется, что данная проблема требует отдельного законодательного разрешения, поскольку лица, желающие оказать финансовую поддержку конкретному учреждению (например, детскому дому или приюту), вряд ли будут заинтересованы в такой помощи, если не будут уверены, что средства достанутся именно данному учреждению, а не бюджету в целом.

Бюджетные и автономные учреждения получают только субсидии из бюджета на выполнение муниципального задания (включая средства на содержание закрепленного за ними имущества и оплату налогов), а также могут получить субсидии на иные цели в соответствии со ст. 78.1 БК РФ.

Порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из местных бюджетов устанавливаются местной администрацией. Иные субсидии предусматриваются в случае возникновения непредвиденных обоснованных расходов на реализацию мероприятий, выходящих за рамки предоставленного финансового обеспечения муниципального задания, но не на исполнение публичных обязательств. Например, письмом Минфина России от 02.07.2010 № 02-03-10/2420 разъяснено, что в пределах соответствующих бюджетных ассигнований из местного бюджета может быть предоставлена субсидия муниципальному автономному общеобразовательному учреждению на осуществление выплат за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам, на компенсацию части родительской платы, а также на иные цели в порядке, предусмотренном муниципальными правовыми актами местной администрации, что подлежит отражению по подст. 241 "Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" классификации операций сектора государственного управления.

Выплаты, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, осуществляются в соответствии с муниципальным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета.

Один из наиболее обсуждаемых вопросов - проблема влияния перехода на систему субсидий на изменение оплаты труда работников бюджетных учреждений. Высказывается опасение, что переход со сметного финансирования на финансирование выполнения муниципального задания повлечет уменьшение размера оплаты труда работников.

Заработная плата работников муниципальных учреждений в любом случае не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Кроме того, системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единых тарифно-квалификационных справочников, а также гарантий по оплате труда и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей. Следовательно, органы местного самоуправления должны гарантировать минимальный размер оплаты труда работников бюджетных учреждений за счет средств бюджета, обеспечить сотрудникам государственных (муниципальных) учреждений выплату заработной платы (должностных окладов) в размере не ниже установленных базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп, определить размер оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров. Кроме того, в состав субсидии входит возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием муниципальных услуг (выполнением работ) в рамках муниципального задания, в т. ч. заработная плата работников учреждения.

Бюджетным учреждениям могут также предоставляться средства из бюджета на исполнение публичных обязательств (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), а автономным учреждениям - средства на осуществление мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений. Финансовое обеспечение исполнения публичных обязательств перед физическими лицами от имени соответствующего органа местного самоуправления должно осуществляться путем доведения лимитов бюджетных обязательств на лицевые счета соответствующих получателей бюджетных средств наряду с предоставлением субсидии на выполнение муниципального задания. Каких-либо законодательно установленных требований к финансированию мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, не существует.

Если для казенного учреждения финансовое планирование его деятельности осуществляется на основании той же сметы, то для бюджетных и автономных учреждений необходимо составлять план финансово-хозяйственной деятельности. Это два документа, которые направлены на достижение одной цели для разных субъектов, поскольку целями составления как плана, так и сметы являются:
планирование общих объемов поступлений и выплат;
определение сбалансированности финансовых показателей;
планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение конкретного учреждения;
планирование мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения; в управление доходами и расходами учреждения.

Проект плана финансово-хозяйственной деятельности формируется на такой стадии бюджетного процесса, как составление проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год. Проект плана должен опираться в т. ч. на информацию, представленную учредителем бюджетного или автономного учреждения, о планируемых объемах субсидий на выполнение муниципального задания, иных субсидий учреждению, бюджетных инвестиций, публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме (для бюджетных учреждений).

Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе субсидий на выполнение муниципального задания, целевых субсидий, бюджетных инвестиций, поступлений от оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения) к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности, поступлений от реализации ценных бумаг (для муниципальных автономных учреждений, а также муниципальных бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами).

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в разрезе выплат:

  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • услуги связи;
  • транспортные услуги;
  • коммунальные услуги;
  • арендную плату за пользование имуществом;
  • услуги по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств;
  • приобретение нематериальных активов;
  • приобретение материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг (для муниципальных автономных учреждений, а также муниципальных бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);
  • прочие расходы;
  • иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

План составляется на финансовый год в случае, если решение о бюджете утверждается на один финансовый год либо на финансовый год и плановый период, если решение о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при установлении порядка вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей плана, в т. ч. по временному интервалу (поквартально, помесячно).

После утверждения решения о бюджете муниципального образования проект плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения уточняется исходя из утвержденных показателей бюджета.

Разница в порядке составления и утверждения плана для автономных и бюджетных учреждений состоит в том, что план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения проходит дополнительный этап - рассмотрение наблюдательным советом автономного учреждения в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", после чего утверждается руководителем автономного учреждения, тогда как план бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим полномочия учредителя.

Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" установлено, что муниципальное бюджетное и автономное учреждение, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета, составляют данный план в порядке, определенном органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с требованиями цитируемого приказа, при этом орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе установить особенности составления и утверждения плана для отдельных учреждений.

План состоит из трех частей: заголовочной, содержательной (включающей текстовую и табличную части) и оформляющей. При этом в зависимости от решения, принятого учредителем, может быть единая форма плана для автономного и бюджетного учреждения либо две отдельные формы для каждого типа учреждения соответственно, а также правила по их заполнению.

В качестве образца для разработки муниципального нормативного акта, регулирующего порядок предоставления субсидий муниципальным учреждениям, можно использовать постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671"О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания", а также размещенные на сайте Минфина России модельные нормативные акты для субъектов РФ.

В любом случае финансирование деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений должно соответствовать определенным неизменным критериям. Так, финансовое обеспечение выполнения задания должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на соответствующие цели. Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуги в рамках задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в т. ч. земельные участки.

Порядок определения указанных затрат и распределения их по отдельным услугам устанавливается органами, осуществляющими полномочия учредителя. Конечно, следует согласовать расчеты с финансовым органом муниципального образования и органом, уполномоченным в экономической сфере.

При оказании в случаях, установленных законодательством, учреждениями муниципальных услуг (выполнении работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного муниципального задания размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ).

При определении нормативных затрат на оказание услуги должны учитываться нормативные затраты, непосредственно связанные с ее оказанием, а также нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества учреждения). Нормативные затраты на содержание имущества учреждения рассчитываются с учетом затрат на потребление электрической и тепловой энергии и на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в т. ч. земельные участки.

Предоставление учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания, заключаемого учреждением и органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Указанное соглашение должно определять права, обязанности и ответственность сторон, в т. ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.

На практике часто бывает, что учредитель не выделяет субсидию в установленные сроки, а требует предоставления отчета о выполненных работах или услугах за отчетный период, финансируя их уже по факту выполнения. В этом случае именно точное закрепление порядка предоставления субсидий учреждению в указанном соглашении поможет ему отстоять свои права на получение субсидии до выполнения работ (оказания услуг).

Следует также отметить, что даже если до сих пор не внесены соответствующие поправки в уставы учреждений, но местная нормативная база уже приведена в соответствие с положениями Федерального закона № 83-ФЗ, предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям является абсолютно легальным, что не отменяет необходимости внесения поправок в учредительные документы учреждений.

Если в течение финансового года встает вопрос о необходимости сокращения ассигнований из бюджета, это не должно происходить в первую очередь за счет сокращения ассигнований на выполнение муниципального задания, поскольку муниципальные учреждения обычно оказывают услуги в социально значимых отраслях и тем самым происходит реализация конституционных прав граждан в соответствующих сферах. Если же та кое сокращение становится неизбежным, следует изменить не только объем ассигнований, но и сами муниципальные задания (причем изменить можно как их объем, нормативы затрат, так и качество оказываемой услуги) и внести изменения в бюджет муниципального образования. Изменение объема финансового обеспечения задания производится в порядке, установленном местной администрацией (ст. 69.2 БК РФ).

Также не должен влиять на объем субсидии на выполнение муниципального задания размер доходов, полученных учреждением от приносящей доход деятельности. Субсидия может быть уменьшена только в случае уменьшения самого муниципального задания либо если законодательством установлено право оказывать данные услуги на платной основе в рамках муниципального задания.

Расходы казенных учреждений за счет средств, выделенных им из бюджета по смете, разумеется, подлежат санкционированию в общем порядке. В соответствии с п. 15 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные ими в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (т. е. субсидии на выполнение задания), осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства, в финансовый орган муниципального образования документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Таким образом, подлежат санкционированию только расходы учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные на иные цели в соответствии с решением о бюджете, не связанные с возмещением нормативных затрат на выполнение муниципального задания. Операции с целевыми субсидиями, поступающими учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете, открываемом учреждению.

Схема санкционирования таких расходов должна выглядеть следующим образом. Для осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, учреждение представляет сведения об операциях с субсидиями, предоставленными ему, которые утверждены органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Операции по целевым субсидиям осуществляются органом Федерального казначейства на основании представленных учреждением платежных поручений в пределах, поступивших по соответствующему коду субсидии на лицевой счет по иным субсидиям средств. Для подтверждения возникновения денежного обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде учреждение представляет в орган Федерального казначейства вместе с расчетным документом указанные в нем документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства. Неиспользованный остаток средств, отраженных на лицевом счете по иным субсидиям на начало текущего финансового года, подлежит перечислению учреждением в установленном порядке в бюджет (за исключением остатков, на суммы которых органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, подтверждена в установленном порядке потребность в направлении их на те же цели) (приказ Минфина России от 16.07.2010 № 72н "О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации").

Кроме того, следует учитывать положения приказов Казначейства РФ от 29.10.2010 № 16н "О Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений" (далее - Приказ № 16н) и от 29.10.2010 № 15н "О Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств автономных учреждений" (далее - Приказ № 15н). Так, при осуществлении операций со средствами учреждений (их обособленных подразделений), которым в установленном Федеральным казначейством порядке открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства, орган Федерального казначейства открывает в учреждении Центрального банка РФ счета по учету средств клиентов.

Для проведения кассовой выплаты клиент представляет в орган Федерального казначейства платежное поручение, а орган принимает платежный документ к исполнению в случае соответствия его закрепленным в Приказе № 15н условиям и направляет их в банк для перечисления средств со счета по учету средств клиентов.

Представленные платежные документы, заявки и уведомления исполняются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем их представления в орган Федерального казначейства (Приказ № 15н).

Если же говорить о выплатах за счет средств бюджетных учреждений, общие правила соответствуют правилам выплат за счет средств автономных учреждений, однако имеются особенности. Проведение кассовых выплат за счет средств, предоставленных бюджетным учреждениям в виде субсидий или бюджетных инвестиций, осуществляется после проверки органом Федерального казначейства документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления.

Если в соответствии с заключенным органом Федерального казначейства с местной администрацией муниципального образования соглашением об открытии и ведении лицевых счетов для учета операций муниципальных бюджетных учреждений полномочия по предварительному санкционированию оплаты расходов муниципальных бюджетных учреждений за счет поступивших им иных субсидий (бюджетных инвестиций) переданы органу Федерального казначейства, предварительное санкционирование указанных расходов осуществляется в соответствии с таким соглашением. Если представленные клиентом платежные документы соответствуют установленным требованиям, орган Федерального казначейства формирует платежные поручения, на основании которых осуществляются операции по списанию средств со счетов по учету средств клиентов, при этом операции по исполненным расчетным документам отражаются на лицевых счетах клиентов (отдельных лицевых счетах клиентов) по кодам операций секторов государственного управления (Приказ № 16н).

Следует помнить, что бюджетные и автономные учреждения утрачивают статус получателя бюджетных средств, в связи с чем не являются больше участниками бюджетного процесса (кроме случаев, когда бюджетное учреждение имеет полномочия по исполнению публичных расходных обязательств). Фактически значительные объемы выделяемых им бюджетных средств на их финансовое обеспечение в форме субсидий и бюджетных инвестиций будут учитываться практически по одной строке бюджетной классификации, поскольку иные виды бюджетной классификации в данном случае к бюджетным и автономным учреждениям не будут применяться.

Финансовое обеспечение деятельности муниципальных учреждений за счет средств бюджетов

Подписавшись на журнал "Практика муниципального управления", вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях