Официальные символы муниципальных образований

4790
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1993 №2050 "О Государственном гербе Российской Федерации" органы местного самоуправления не вправе использовать на своих официальных документах (печатях, бланках) и в иных официальных случаях изображение Государственного герба РФ. Им надлежит использовать собственную символику, разработанную в соответствии с нормами геральдики и утвержденную в установленном порядке.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1993 №2050 "О Государственном гербе Российской Федерации" органы местного самоуправления не вправе использовать на своих официальных документах (печатях, бланках) и в иных официальных случаях изображение Государственного герба РФ. Им надлежит использовать собственную символику, разработанную в соответствии с нормами геральдики и утвержденную в установленном порядке.

Ключевой правовой нормой, устанавливающей общие правила относительно официальных символов муниципального образования, является ст. 9 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ). Исходя из признаков, перечисленных в указанной статье, а также содержания Методических рекомендаций по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований, утв. Геральдическим советом при Президенте РФ 28 июня 2006 г.* (далее - Методические рекомендации), представляется возможным дать следующее определение: официальными символами муниципальных образований являются утвержденные в установленном порядке средства визуального (зрительного) обозначения муниципального образования, отражающие исто­рические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности, прошедшие государственную регистрацию. Официальные символы муниципального образования, а также порядок их использования должны быть утверждены уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и геральдическими правилами.

Виды официальных символов муниципальных образований

К официальным символам относятся гербы, флаги, должностные и наградные знаки, эмблемы, которые в своем единстве образуют комплекс геральдического обеспечения данного муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ муниципальные образования вправе учреждать официальные символы, т. е. речь в данном случае идет о правомочии, а не обязанности органов местного самоуправления.

Исходя из объективных причин в муниципальном образовании могут быть учреждены как все названные виды официальных символов, так и часть из них - в формах и объеме, необходимых конкретному муниципальному образованию. Согласно Методическим рекомендациям создавать и учреждать официальные символы в тех случаях, когда к этому не побуждают конкретные практические потребности, нецелесообразно. Так, например, в небольших по численности и бюджету муниципальных образованиях не имеет смысла учреждать флаг, эмблемы, наградные знаки в виде медалей и т. д.

В Методических рекомендациях даны следующие определения официальных символов муниципальных образований. Герб муниципального образования является его главным официальным символом и служит основным средством визуальной идентификации: названия, административного статуса, прав и органов самоуправления. Герб представляет собой условный знак, образуемый определенными фигурами и цветами, составленный по геральдическим правилам и употребляемый в соответствии с традициями геральдики и правовыми актами, на основе которого строятся все прочие официальные символы муниципального образования.

Флаг муниципального образования является вторым по значимости его основным официальным символом и служит средством визуальной идентификации в тех случаях и ситуациях, когда для данной цели невозможно или недостаточно использование герба. Флаг представляет собой полотнище с установленным сочетанием цветов и фигур, составленное по вексиллологическим правилам* и употребляемое в установленном порядке. Он строится на основе герба и в свою очередь может служить основой для иных официальных символов муниципального образования.

Должностные знаки (знаки различия) муниципального образования служат средством визуальной идентификации лиц, занимающих официальные ответственные должности в органах местного самоуправления (глав муниципальных образований, депутатов представительских органов местного самоуправления, иных выборных и должностных лиц), и используются данными лицами символически (в особо ответственных ситуациях - при вступлении в должность и оставлении должности, в особо ответственных, торжественных и важных случаях) либо практически (постоянно при исполнении служебных обязанностей). Должностные знаки представляют собой нашейные или нагрудные знаки, составленные на основе герба или флага муниципального образования.

Наградные знаки (знаки отличия) служат средством визуального обозначения лиц, чьи заслуги перед муниципальным образованием официально признаны и отмечены муниципальным образованием. Наградные знаки представляют собой нагрудные знаки (или иные носильные знаки, например броши, перстни, браслеты и т. д.), настенные и настольные медали, сувениры особого рода, ценные подарки, построенные на основе или несущие изображение герба или флага муниципального образования. Знаки к почетным званиям относятся к числу наградных знаков и образуют с ними единую систему.

В отношении муниципальных эмблем следует отметить следующее. Существуют два класса муниципальных эмблем. К первому относятся создаваемые на основе герба или флага знаки подразделений органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или управлении, муниципальных организаций, памятных и значимых событий, происходящих в муниципальном образовании (юбилеев, фестивалей, памятных дат и т. п.). Ко второму классу относится эмблема муниципального образования, создаваемая вместо герба и исполняющая функции герба в тех случаях, когда по каким-либо причинам невозможно или нежелательно установление герба для муниципального образования. Такая эмблема представляет собой графически неизменный знак, составленный вне соответствия правилам составления гербов.

Кроме указанных официальных символов муниципальное образование может иметь такой официальный символ, как собственный гимн.


Пример

Решением № 50/889 Тульской городской Думы 1-го созыва на 50-м заседании 21 марта 2001 г. был утвержден гимн муниципального образования "Город Тула Тульской области", а решением № 60/1086 на 60-м заседании 21 ноября 2001 г. утверждено Положение о нем. В соответствии с указанными документами официальным гимном города-героя Тулы является песня "Тульские улицы" на стихи В. Гурьяна и музыку А. Новикова.


Порядок разработки официальных символов

Каждое муниципальное образование самостоятельно разрабатывает свои муниципальные символы. К процессу подготовки эскизов официальных символов муниципального образования зачастую привлекаются художники и специалисты в сфере дизайна, геральдики и других видов искусства и отраслей народного хозяйства.

Существуют два варианта разработки официальных символов муниципальных образований:
поручить общепризнанному мастеру (художнику, дизайнеру и т. д.) разработать их;
провести конкурс на право их разработки.

Оба варианта приемлемы. Органы местного самоуправления вправе остановиться на любом из них.


Пример

Решением Совета муниципального образования городской округ"Сыктывкар"от 10.12.2007 № 6/12-139 было утверждено Положение о конкурсе по разработке официального символа (флага) муниципального образования городского округа"Сыктывкар", в соответствии с которым был проведен конкурс.


Следует отметить, что официальные символы не являются объектами авторского права, однако увековечить имена их создателей вполне возможно, например, указав их в тексте нормативного правового акта, которым утвержден муниципальный символ. Одним из приложений, наряду с описанием символа муниципального образования, могут быть сведения об авторах символа муниципального образования. Также целесообразно отметить вклад авторов символов муниципальных образований (например, художника - автора эскиза герба) высшей наградой муниципального образования.

Естественно, что в тех субъектах РФ, где созданы свои геральдические комиссии, при разработке официальных символов не стоит пренебрегать их услугами. Возможно также использовать услуги лиц и предприятий, профессионально занимающихся разработкой официальных символов на коммерческой основе. Современный рынок содержит достаточно широкий спектр предложений по разработке и изготовлению гербов, флагов, должностных и наградных знаков для физических и юридических лиц, в т. ч. публичных образований.


Пример

В связи с многочисленными обращениями членов представительных органов поселений, муниципальных районов, городских округов с просьбой изготовить знаки депутатов представительного органа местного самоуправления по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации специалистами Санкт-Петербургского монетного двора Гознака был разработан единый знак - "Депутат муниципального образования"


Кроме того, уже на этапе разработки эскизов официальных символов муниципального образования целесообразно в состав рабочей группы включить юриста, который будет следить за соблюдением в проектной работе требований федеральных конституционных законов от 25.12.2000 1-ФКЗ "О государственном флаге Российской Федерации"*, от 25.12.2000 2-ФКЗ"О Государственном гербе Российской Федерации"**, ст. 17.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ***, ст. 9 Федерального закона № 131-ФЗ и Методических рекомендаций.

Также при разработке официальных символов муниципальных образований следует учитывать исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Так, большинство городов (Владимир, Кострома, Ярославль и др.), получивших свои гербы еще в период царской России, вновь утвердили их в качестве официальных символов современных муниципальных образований.

В сфере разработки официальных символов не исключены и сложности. Одной из актуальных проблем современной муниципальной геральдики стало повсеместное распространение ряда популярных элементов и символов во множестве геральдических проектов и, как результат, появление большого числа похожих, подчас почти идентичных геральдических знаков. Выходом из сложившейся ситуации, по мнению некоторых специалистов в указанной области, является применение во вновь создаваемых геральдических знаках традиционной (национальной) символики.


Пример

Примером гармоничного соседства исторических традиций и символов современной жизни является герб Нефтеюганского района, который состоит из многоцветной эмблемы, размещенной на белом прямоугольном щите, обрамлено двойной линией зеленого цвета по периметру, и надписи. Эмблема символизирует богатство недр и природы, возрождение Нефтеюганского района, принадлежность Ханты-Мансийскому автономному округу. Эмблема состоит из стилизованных символов: лесного массива зеленого цвета, нефтяной вышки черного цвета, восходящего оранжевого солнца. Лесной массив на эмблеме изображен символически посредством традиционного зеркального орнамента коренных народов ханты и манси зеленого цвета.


В настоящее время единого нормативного правового акта, закрепляющего геральдические правила, которыми необходимо руководствоваться при разработке официальных символов муниципальных образований, не существует. Законодательно незакрепленные геральдические правила, действующие на сегодняшний день, опираются на традицию и разнообразные подходы к изображению, взаиморасположению и толкованию символов.

В соответствии с Методическими рекомендациями разработка официального символа включает следующие этапы:
разработка проектных рисунков символа (цветной и черно-белый контурный);
разработка проектов документации о символе:
правового акта об утверждении символа;
Положения о символе (документ, определяющий вид символа и правила его использования);
описания символа;
обоснование символики учреждаемого знака (в виде пояснительной записки, исторической справки и т. п.).

Указанные проекты, а также официальное письмо на имя Государственного герольдмейстера с просьбой о проведении экспертизы следует направлять в Геральдический совет при Президенте РФ***. Экспертиза проводится бесплатно в течение 30 дней с момента поступления документов, а в случае особой сложности экспертных действий срок может быть продлен до 60 дней с обязательным извещением отправителя о задержке экспертизы. По результатам экспертизы Геральдический совет может выдвинуть рекомендации по усовершенствованию и доработке проекта, призванные обеспечить соответствие проекта законодательству Российской Федерации, принципам единой государственной политики в области геральдики, геральдическим правилам и избежать дублирований.

После доработки проекта в соответствии с замечаниями (или в случае одобрительного заключения экспертизы) проект символа официально утверждается посредством внесения соответствующих норм в устав муниципального образования и (или) принятия специального правового акта представительным органом местного самоуправления.

Необходимое соответствие устава муниципального образования и правового акта об утверждении официальных символов согласно Методическим рекомендациям может быть достигнуто следующим образом. В устав муниципального образования вносится статья (или глава), закрепляющая право муниципального образования на наличие официальных символов следующего содержания:"Муниципальное образование (наименование) имеет официальные символы - герб и флаг, устанавливаемые правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Муниципальное образование (наименование) может иметь также иную официальную символику (знаки различия и отличия), устанавливаемые правовыми актами представительного органа местного самоуправления или решениями главы муниципального образования"

После принятия устава проводится работа по подготовке соответствующих актов об официальных символах и их утверждению. Опыт свидетельствует об удобстве и практичности такой формы утверждения официальных символов.

Правовой акт об учреждении официального символа муниципального образования должен включать:
собственно акт - решение (постановление) представительного органа местного самоуправления, утверждающее символ, его описание, рисунки и Положение о нем;
приложение 1 к решению (постановлению) - Положение об официальном символе, содержащее описание символа и правила его использования;
приложение 2 к решению (постановлению) - рисунки официального символа (цветной и черно-белый при необходимости).

Также могут быть даны и другие приложения к правовому акту, однако приведенный выше комплекс документов, при условии правильного его составления, является необходимым и достаточным для учреждения официального символа и установления правил его использования.

Регистрация официальных символов

Официальные символы муниципальных образований в обязательном порядке вносятся в Государственный геральдический регистр Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 21.03.1996 № 403 "О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации". Факт внесения подтверждается свидетельством о регистрации установленного образца, в котором указываются:

  • наименование зарегистрированного символа;
  • юридические реквизиты правового акта об утверждении символа;
  • регистрационный номер символа;
  • дата заседания и номер протокола Геральдического совета, которым символ внесен в регистр.

Свидетельство скрепляется подписями Государственного герольдмейстера и ответственного секретаря Геральдического совета и печатью Геральдического совета.

В соответствии с Методическими рекомендациями для осуществления регистрации в Геральдический совет при Президенте РФ необходимо заказным или иным (простым, ценным, курьерским) почтовым отправлением или лично направить:

  • официальное письмо на имя Государственного герольдмейстера с просьбой о регистрации;
  • копию правового акта об утверждении официального символа;
  • цветной и черно-белый контурный рисунки официального символа;
  • Положение об официальном символе;
  • описание официального символа.

Органам местного самоуправления следует учитывать, что в Государственный геральдический регистр Российской Федерации вносятся утвержденные в установленном порядке и введенные в действие официальные символы муниципальных образований. Проекты официальных символов или символы, утвержденные в предварительной форме (в первом чтении, одобренные без введения в действие и т. п.), к регистрации не принимаются.

С момента внесения в Государственный геральдический регистр Российской Федерации символ муниципального образования считается официально признанным государством, государство подтверждает право владельца на данный символ и принимает на себя обязательства по его охране на всей территории Российской Федерации.

В заключение следует отметить, что вопросы выработки общих правовых и геральдических требований к официальным символам муниципальных образований остаются актуальными для современной российской науки и практики. Кроме того, в последнее время обострилась ситуация, когда многие предприятия малого и среднего бизнеса по разным причинам используют государственную или местную символику на своих бланках, печатях, вывесках, порождая ложное представление о своей причастности к органам власти. Поэтому вопросы использования официальных символов в коммерческих целях нуждаются в особом правовом регламентировании.

В настоящее время должностным лицам и органам местного самоуправления во избежание нарушений необходимо привлекать творческих деятелей, искусствоведов, специалистов по геральдике, историков и юристов к процессу создания муниципальных гербов и эмблем, флагов, должностных и наградных знаков, их нормативному оформлению для утверждения и государственной регистрации, а также строго придерживаться в своей работе вышеуказанных Методических рекомендаций.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль