Участие органов местного самоуправления в финансировании деятельности полиции

6440
C 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон “О полиции”, согласно ст. 47 которого основное содержание полиции осуществляется из федерального бюджета. Содержание полиции из местного бюджета – это право, а не обязанность муниципалитета. Вместе с тем у органов местного самоуправления в соответствии с данным законом имеются и обязанности, исполнение которых зачастую связано с некоторыми проблемами.

C 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон “О полиции”, согласно ст. 47 которого основное содержание полиции осуществляется из федерального бюджета. Содержание полиции из местного бюджета – это право, а не обязанность муниципалитета. Вместе с тем у органов местного самоуправления в соответствии с данным законом имеются и обязанности, исполнение которых зачастую связано с некоторыми проблемами.

Право органов местного самоуправления на финансовое обеспечение деятельности полиции

Согласно ст. 47 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции” (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ) финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона № 3-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В то же время содержание полиции в соответствии с Федеральным законом № 3-ФЗ – это право муниципалитета, а не его обязанность. Таким образом, если есть средства в местном бюджете, то муниципалитет вправе предусмотреть какие-то дополнительные к уже имеющимся льготы, преференции для сотрудников полиции, возможно в форме денежного довольствия, как это было раньше согласно ст. 35 действовавшего Закона РСФСР от 18.04.1991 № 1026-1 “О милиции” (далее – Закон РСФСР № 1026-1).

Вместе с тем в Федеральном законе № 3-ФЗ указано, что муниципалитеты вправе содержать полицию только в соответствии с бюджетным законодательством. Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) расходные обязательства муниципальных образований возникают в результате:

§ принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

§ заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета;

§ принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Эти расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта РФ), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК РФ.

При этом органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции других органов (органов Российской Федерации или субъектов РФ), за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъекта РФ.

В связи с этим возникает вопрос: не является ли нарушением бюджетного законодательства осуществление расходов из местного бюджета на содержание полиции, если эти бюджетные обязательства должны быть только у Российской Федерации?

Поскольку в Федеральном законе № 3-ФЗ прямо указано, что органы местного самоуправления вправе нести расходы, связанные с финансированием деятельности полиции, то нарушения бюджетного законодательства не возникает и данная норма Федерального закона № 3-ФЗ не противоречит ст. 86 БК РФ. Вместе с тем органам местного самоуправления необходимо учитывать, что в соответствии с БК РФ они вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Следует также принять во внимание, что в Федеральном законе № 3-ФЗ не указано, какие именно статьи расходов и в каком объеме могут финансироваться из местного бюджета.


Для сведения

Позиция Общественной палаты РФ по данному поводу, высказанная в письме от 30.11.2010 № 3ОП-1/1980, такова:

“Законодатель не обязывает органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществлять эти расходы, а лишь наделяет их таким правом. При этом подробно не указано, какие именно статьи расходов могут финансироваться из местного бюджета и в каком объеме. Являющееся расходным обязательством Российской Федерации и обеспечиваемое за счет средств федерального бюджета финансовое обеспечение деятельности полиции распространяется на гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплаты и компенсации, предоставляемые (выплачиваемые) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации”.


Поэтому ответ на вопрос, какие именно статьи расходов в этой части могут быть профинансированы муниципалитетом при имеющейся у него возможности, достаточно прост: те, которые в силу своих финансовых возможностей муниципалитет посчитает нужным профинансировать.

В большинстве же случаев на сегодняшний день ситуация такова, что муниципалитеты даже при имеющемся у них праве избегают финансировать деятельность полиции, потому что в основной своей массе являются дотационными и в их бюджетах зачастую недостаточно средств на решение вопросов местного значения.

Как вопрос о финансировании деятельности милиции регулировался прежде

Статьей 35 Закона РСФСР № 1026-1 (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) финансирование милиции регламентировалось следующим образом:

  • финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание милиции в пределах имеющихся в их распоряжении средств;
  • подразделения милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте финансируются за счет средств федерального бюджета;
  • подразделения милиции в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Частью 9 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (в ред. от 31.12.2005 № 199-ФЗ) устанавливалось, что до вступления в силу федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности федеральной и муниципальной милиции, финансирование деятельности учреждений МВД России в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на основании положений ст. 35 Закона РСФСР № 1026-1 производится из соответствующих бюджетов.

При этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе производить дополнительные расходы на обеспечение деятельности учреждений МВД России, в т. ч. дополнительные выплаты сотрудникам органов внутренних дел сверх установленного размера денежного довольствия, в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете субъекта РФ или муниципальным правовым актом о местном бюджете.

До 1 января 2012 г. существовали переходные положения, в соответствии с которыми, несмотря на то, что уже был принят Федеральный закон № 3-ФЗ, финансирование деятельности полиции осуществлялось согласно Закону РСФСР № 1026-1.

Порядок финансирования деятельности полиции с 1 января 2012 г.

С 1 января 2012 г. реализуется Федеральный закон № 3-ФЗ, в соответствии с которым основное содержание полиции осуществляется из федерального бюджета. Содержание полиции из местного бюджета, как уже было сказано выше, это не обязанность, а право муниципалитета. Вместе с тем Федеральный закон № 3-ФЗ предусмотрел обязанности органов местного самоуправления в части обеспечения деятельности полиции. И такие обязанности не только предусмотрены указанным законом, но и внесены в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее ‒ Федеральный закон № 131-ФЗ). . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в июльском номере журнала "Практика муниципального управления"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль