Участие органов местного самоуправления в финансировании деятельности полиции

6360
C 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон “О полиции”, согласно ст. 47 которого основное содержание полиции осуществляется из федерального бюджета. Содержание полиции из местного бюджета – это право, а не обязанность муниципалитета. Вместе с тем у органов местного самоуправления в соответствии с данным законом имеются и обязанности, исполнение которых зачастую связано с некоторыми проблемами.

C 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон “О полиции”, согласно ст. 47 которого основное содержание полиции осуществляется из федерального бюджета. Содержание полиции из местного бюджета – это право, а не обязанность муниципалитета. Вместе с тем у органов местного самоуправления в соответствии с данным законом имеются и обязанности, исполнение которых зачастую связано с некоторыми проблемами.

Право органов местного самоуправления на финансовое обеспечение деятельности полиции

Согласно ст. 47 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции” (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ) финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона № 3-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В то же время содержание полиции в соответствии с Федеральным законом № 3-ФЗ – это право муниципалитета, а не его обязанность. Таким образом, если есть средства в местном бюджете, то муниципалитет вправе предусмотреть какие-то дополнительные к уже имеющимся льготы, преференции для сотрудников полиции, возможно в форме денежного довольствия, как это было раньше согласно ст. 35 действовавшего Закона РСФСР от 18.04.1991 № 1026-1 “О милиции” (далее – Закон РСФСР № 1026-1).

Вместе с тем в Федеральном законе № 3-ФЗ указано, что муниципалитеты вправе содержать полицию только в соответствии с бюджетным законодательством. Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) расходные обязательства муниципальных образований возникают в результате:

§ принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

§ заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета;

§ принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Эти расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта РФ), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК РФ.

При этом органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции других органов (органов Российской Федерации или субъектов РФ), за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъекта РФ.

В связи с этим возникает вопрос: не является ли нарушением бюджетного законодательства осуществление расходов из местного бюджета на содержание полиции, если эти бюджетные обязательства должны быть только у Российской Федерации?

Поскольку в Федеральном законе № 3-ФЗ прямо указано, что органы местного самоуправления вправе нести расходы, связанные с финансированием деятельности полиции, то нарушения бюджетного законодательства не возникает и данная норма Федерального закона № 3-ФЗ не противоречит ст. 86 БК РФ. Вместе с тем органам местного самоуправления необходимо учитывать, что в соответствии с БК РФ они вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Следует также принять во внимание, что в Федеральном законе № 3-ФЗ не указано, какие именно статьи расходов и в каком объеме могут финансироваться из местного бюджета.


Для сведения

Позиция Общественной палаты РФ по данному поводу, высказанная в письме от 30.11.2010 № 3ОП-1/1980, такова:

“Законодатель не обязывает органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществлять эти расходы, а лишь наделяет их таким правом. При этом подробно не указано, какие именно статьи расходов могут финансироваться из местного бюджета и в каком объеме. Являющееся расходным обязательством Российской Федерации и обеспечиваемое за счет средств федерального бюджета финансовое обеспечение деятельности полиции распространяется на гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплаты и компенсации, предоставляемые (выплачиваемые) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации”.


Поэтому ответ на вопрос, какие именно статьи расходов в этой части могут быть профинансированы муниципалитетом при имеющейся у него возможности, достаточно прост: те, которые в силу своих финансовых возможностей муниципалитет посчитает нужным профинансировать.

В большинстве же случаев на сегодняшний день ситуация такова, что муниципалитеты даже при имеющемся у них праве избегают финансировать деятельность полиции, потому что в основной своей массе являются дотационными и в их бюджетах зачастую недостаточно средств на решение вопросов местного значения.

Как вопрос о финансировании деятельности милиции регулировался прежде

Статьей 35 Закона РСФСР № 1026-1 (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) финансирование милиции регламентировалось следующим образом:

  • финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание милиции в пределах имеющихся в их распоряжении средств;
  • подразделения милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте финансируются за счет средств федерального бюджета;
  • подразделения милиции в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Частью 9 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (в ред. от 31.12.2005 № 199-ФЗ) устанавливалось, что до вступления в силу федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности федеральной и муниципальной милиции, финансирование деятельности учреждений МВД России в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на основании положений ст. 35 Закона РСФСР № 1026-1 производится из соответствующих бюджетов.

При этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе производить дополнительные расходы на обеспечение деятельности учреждений МВД России, в т. ч. дополнительные выплаты сотрудникам органов внутренних дел сверх установленного размера денежного довольствия, в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете субъекта РФ или муниципальным правовым актом о местном бюджете.

До 1 января 2012 г. существовали переходные положения, в соответствии с которыми, несмотря на то, что уже был принят Федеральный закон № 3-ФЗ, финансирование деятельности полиции осуществлялось согласно Закону РСФСР № 1026-1.

Порядок финансирования деятельности полиции с 1 января 2012 г.

С 1 января 2012 г. реализуется Федеральный закон № 3-ФЗ, в соответствии с которым основное содержание полиции осуществляется из федерального бюджета. Содержание полиции из местного бюджета, как уже было сказано выше, это не обязанность, а право муниципалитета. Вместе с тем Федеральный закон № 3-ФЗ предусмотрел обязанности органов местного самоуправления в части обеспечения деятельности полиции. И такие обязанности не только предусмотрены указанным законом, но и внесены в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее ‒ Федеральный закон № 131-ФЗ). . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в июльском номере журнала "Практика муниципального управления"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях