Дотации ЖСК и ТСЖ из местных бюджетов

5995
Дотация (от латинского dotatio-дар) – ассигнования из государственного бюджета на покрытие убытков…

Дотация (от латинского dotatio-дар) – ассигнования
из государственного бюджета на покрытие убытков…

В царской России существовало понятие «доходный дом». Подразумевалось, что владелец такого дома не только содержит его за счет сбора квартирной платы, но и получает доход. В таких домах жили артисты, врачи, адвокаты, университетские профессора, купцы, заводчики и др.

Революция отменила сословия, ликвидировала эксплуатацию трудящихся, превратила роскошные господские квартиры в коммунальные. Постепенно исчезли ковры в парадных, стали пропадать калоши, начал замерзать водопровод. Наступили времена, когда квартиру можно было только получить от государства. А поскольку квартира была не собственной, то подъезд, лифт, двор воспринимались и вовсе как чужая территория. Отношения между основной частью населения и жилищно-коммунальным хозяйством напоминало партизанские действия в тылу врага – только ленивый не свернет шпингалет в общем коридоре, не подожжет газету в почтовом ящике соседа.

Возможно, и были времена, когда на собранную с жильцов квартплату можно было нормально эксплуатировать жилой фонд, но они быстро прошли – люди, олицетворявшие государство в жилищно-коммунальной сфере, решили дотировать ее из казны. В разное время жилой фонд эксплуатировался ЖЭКами, РЭУ, ДЕЗами. Названия разные, а черты общие: пьяный водопроводчик и дефицит финансирования. Причина понятна – при низкой заработной плате не могло быть высокой квартирной платы, да и та уплачивалась нерегулярно. Без вспомоществования властей (столичных, городских, районных) не обойтись. Становление рыночных отношений совсем развалило отрасль. Лампочки, краны и мойки поступали прямиком на базар.

И вот наступило «светлое сегодня». Выросла оплата труда, началось планомерное повышение цен на ЖКУ. У государства появилось большое желание возложить груз содержания жилого фонда на плечи собственников. Теперь в ЖКХ приходят работники, желающие расчищать снег зимой и стричь газоны летом, менять трубы и латать крыши, но за это им надо платить, а где взять деньги? Повысить плату за техническое и санитарное содержание жилых домов. Но если эта плата окажется несоизмеримой или превысит семейный доход? Тогда неизбежен социальный взрыв.

Значит, надо повысить доход населения: увеличить зарплаты, пенсии, стипендии, пособия. Но не тут-то было. Прибавление доходов сначала попадет в магазины, причем преимущественно винно-водочные, и только очень малая их часть дойдет до места назначения. Остается единственный выход – прямое дотирование ЖКХ. Оно так и называется – покрытие убытков от эксплуатации жилого фонда.

Обычно дотации поступают из местных бюджетов. Если дотации существуют, то получают их организации, управляющие жилым фондом: ДЕЗы, ЖСК и ТСЖ, находящиеся на самоуправлении или самообслуживании.

Самоуправление и самообслуживание – это большая тема, требующая подробного обсуждения. Здесь хочется лишь отметить разницу между этими двумя понятиями. После жизни под управлением ДЕЗа трудно сразу перейти на самообслуживание. Необходимо набрать штат уборщиц, электриков, сантехников, плотников, грамотных и сертифицированных специалистов по эксплуатации электроустановок и теплового оборудования. Здесь уместен принцип аутсорсинга, когда для выполнения различных задач по обслуживанию дома нанимаются специализированные подрядные организации. Принципиально важным является размер управляемого ТСЖ или ЖСК дома. Дом в 80 квартир не может сам себя грамотно и безопасно обслуживать. Новый дом в 1500 квартир уже самодостаточен и должен иметь собственную службу эксплуатации. Дотация положена и в том, и в другом случае.

Как получить дотации из местного бюджета в распоряжение правления ЖСК или ТСЖ?

Сначала надо пойти к руководителю организации, управляющей вашим домом (скорее всего это местная дирекция единого заказчика) и сообщить ему о своем желании перейти на самоуправление и напрямую получать дотации на эксплуатацию своего дома. И люди, и организации не любят расставаться с деньгами. Поэтому ваш ДЕЗ не обрадуется, когда вы захотите перейти на самоуправление, но и препятствовать тоже не сможет, если вы правильно оформите все документы.

Для этого нужно получить три справки: об отсутствии коммунального жилья, об отсутствии аренды и список собственников, имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нем, а затем самостоятельно рассчитать размер положенной вам дотации. Далее заключается договор на финансирование (получение дотаций) с МГУП «Мосжилкооперация» или с тем ДЕЗом, который управлял вашим домом раньше.

Основной документ, регламентирующий технику расчета величины дотации и обязательные условия для ее получения, – это распоряжение премьера правительства Москвы от 21.04.99 № 348-РП «Об утверждении порядка финансирования товариществ собственников жилья». Распоряжением премьера правительства Москвы от 19.01.01 № 31-РП «О порядке финансирования расходов по содержанию жилищного фонда жилищных и жилищно-строительных кооперативов» данный порядок финансирования был распространен на жилищные и жилищно-строительные кооперативы, менялись числовые показатели для расчета величины дотации, однако суть остается прежней.

Согласно этим документам дотации города положены только «гражданам, имеющим единственное жилье и зарегистрированным в нем в пределах социальных норм». Такая расплывчатая формулировка порождает массу конфликтов в повседневной работе правлений ЖСК и ТСЖ. Ее четкое, дословное толкование говорит о том, что если вы проживаете в доме ЖСК или ТСЖ без регистрации, то дотация вам не положена. Если в базе данных Федеральной службы по регистрации прав собственности на жилые помещения в Москве и сделок с ними на ваше имя зарегистрированы две квартиры, то вам не положена дотация ни на одну из них. Если в своей единственной квартире площадью 100 кв. м зарегистрирован один жилец, то по льготным ценам, с учетом дотации он должен оплачивать в Москве только 33 + 7 = 40 кв. м, все остальное – по фактической стоимости.

В Москве существуют также дотации на отопление, которые полагаются тем же категориям жителей, что и дотации на содержание домовладения. Однако они поступают из бюджета города прямо к продавцу тепла «МОЭК», который продает тепло «лицам, имеющим единственное жилье и зарегистрированным в нем» по льготным тарифам (9,90 руб./кв. м), а всем остальным – по повышенным (13,60 руб./кв. м). При расчете величины дотации в ЖСК (ТСЖ) на самоуправлении разница между тарифами на отопление, умноженная на площадь квартир, которым дотация не положена, уменьшает размер дотации, выплачиваемой городом.

Для исключения из числа проживающих в доме граждан тех, кому не положено получать дотацию, правлению необходимо через районную управу запросить в ЕИРЦ (Едином информационно-расчетном центре) список жильцов с их паспортными данными. Непосредственно правлению ЕИРЦ не выдаст ни одного документа. Затем надо выбрать из общего списка жильцов дома собственников жилых помещений и собственников долей в жилых помещениях, оформить этот перечень по специальной форме на компьютерной дискете и вновь через районную управу попросить Федеральную службу по регистрации прав собственности на жилые помещения в Москве и сделок с ними предоставить список всех собственников и дольщиков дома ЖСК или ТСЖ с указанием всех жилых помещений, находящихся в их собственности. При этом напрямую правлению опять не дадут ни одной бумажки, или запросят весьма приличную сумму. В этом списке напротив фамилии собственника будут стоять адреса квартир, которыми он владеет. Причем для старого ЖСК будет указана только зарегистрированная собственность, хотя по букве закона «член ЖСК, полностью выплативший пай за квартиру, является ее собственником». Это также порождает конфликт. Член – пайщик вашего ЖСК, зарегистрированный в своей квартире, но указавший другой адрес собственности, будет утверждать, что у него в собственности находится единственная квартира и он обязательно должен получать дотацию в вашем ЖСК.

Содержание договора на финансирование ЖСК или ТСЖ, а также методика расчета величины дотации и перечень необходимых документов содержатся в распоряжении Правительства Москвы от 04.11.99 №895-РЗП «Об утверждении примерного договора на финансирование».

Пример расчета величины дотации для обслуживания жилого дома в Москве

Этажность – 17.

Число подъездов – 7.

Общая площадь дома – 26 102 кв. м.

Количество квартир – 474.

Среднегодовое количество жителей – 1260 чел.

Количество управляющего персонала – 2 чел.

Расчет фактических затрат на обслуживание дома

Работы по обслуживанию дома выполняются подрядными организациями по годовым договорам. Регулярные затраты в месяц распределяются следующим образом:

техническое и санитарное обслуживание – 156 612 руб.;

абонентское аварийное обслуживание – 6221 руб.;

потребляемая электроэнергия – 39 890 руб.;

услуги диспетчерской – 14 282 руб.;

вывоз крупногабаритного мусора – 9416 руб.;

вывоз твердых бытовых отходов – 45 368 руб.;

обслуживание лифтов и сигналов – 53 144 руб.;

страхование лифтов (в расчете на месяц) – 13 000 руб.;

дератизация подвала и мусорокамер – 2030 руб.;

дезинсекция подвала и мусорокамер – 1505 руб.;

услуги управления – 50 116 руб.

Итого – 391 584 руб.

Ставка фактического расхода по обслуживанию 1 кв. м дома составляет:

391 584 руб. : 26 102 кв. м = 15,00 руб.

1. По запросам в соответствующие инстанции определяем:

1.1. Площадь квартир, занимаемых по социальному найму, – 161,8 кв. м.

1.2. Площадь квартир, на которые не полагается дотация, – 3090,9 кв. м.

1.3. Площадь нежилых помещений (по техпаспорту) – 121,1 кв. м.

2. Находим соответствующее действующее в настоящее время (апрель 2007 г.) распоряжение местных властей:

2.1. О ставке планово-нормативного расхода на эксплуатацию (управление, обслуживание и ремонт) жилищного фонда – 12,44 руб.

2.2. О ставке оплаты жилищных услуг – для определения размера бюджетного финансирования – 3,10 руб.

2.3. О ставке платы за наем при социальном найме – 0,84 руб.

3. Нормативная ставка оплаты отопления – 9,90 руб./кв. м; 100-процентная ставка оплаты отопления – 13,60 руб./кв. м. Разница – 3,70 руб./кв. м.

4. Определение фактического расхода по управлению, обслуживанию и ремонту конкретного дома, находящегося в управлении ЖСК (ТСЖ). Принимаем его равным фактическим затратам, рассчитанным в первом разделе, – 15 руб./кв. м/мес.

5. Определение расчетного убытка от эксплуатации жилищного фонда:

5.1. Планово-нормативный расход равен произведению планово-нормативного расхода в месяц на общую оплачиваемую площадь:

12,44 руб./кв. м х 26 102 кв. м = 324 708,88 руб.

5.2. Произведение нормативной ставки оплаты жилищных услуг, принимаемой для определения размера бюджетного финансирования, на сумму общих площадей жилых помещений:

3,10 руб./кв. м х (26102 – 3090,9) кв. м = 71 334,41 руб.

5.3. Произведение ставки, отражающей фактические расходы по управлению, обслуживанию и ремонту конкретного дома ЖСК, ТСЖ, на сумму площадей жилых помещений, на которые не полагается дотация:

15 руб./кв. м х 3090,9 кв. м = 46 363,5 руб.

5.4. Произведение ставки платы за наем на сумму площадей жилых помещений, находящихся в социальном найме:

0,84 руб./кв. м х 161,8 кв. м = 135,91 руб.

5.5. Доход равен сумме п. 5.2; 5.3 и 5.4:

71 334,41 руб. + 46 363,5 руб. + 135,91 руб. = 117 833,82 руб.

5.6. Расчетный убыток от эксплуатации жилищного фонда равен разнице между планово-нормативным расходом на эксплуатацию жилищного фонда и доходом, полученным от пользователей жилых и нежилых помещений:

324 708,88 руб. – 117 833,82 руб. = 206 875,06 руб.

5.7. Сумма дополнительных средств, получаемых от взимания повышенной платы за отопление:

3,70 руб./кв. м х 3090,9 кв. м = 11 436,33 руб.

5.8. Размер бюджетного дотирования, уменьшенный на сумму средств, полученных от разницы в тарифах за отопление:

206 875,06 руб. – 11 436,33 руб. = 195 438,73 руб.


Это и есть окончательная сумма дотации, получаемой ЖСК, ТСЖ из местного бюджета. В год это будет приличная сумма – 2 345 264,76 руб., т. е. свыше 2 млн руб. Такими деньгами не разбрасываются.

Из примера видно, что существуют два нормативных числа, определяющих размер дотации. Это ставка планово-нормативного расхода на эксплуатацию (управление, обслуживание и ремонт) жилищного фонда – 12,44 руб. и ставка оплаты жилищных услуг для определения размера бюджетного финансирования – 3,10 руб. В распоряжении мэра Москвы от 17.08.99 № 866-РМ «Об уточнении основных принципов расчетов за жилищные услуги» говорится, что эта пара нормативных чисел будет утверждаться ежегодно. Действительно, до последнего времени так и было.

Ставка планово-нормативного расхода на эксплуатацию жилищного фонда, руб.

Ставка оплаты жилищных услуг для определения размера бюджетного финансирования, руб.

Распорядительный документ

1,80

0,24

Распоряжение мэра от 17.08.99 № 866-РМ

6,70

1,52

Постановление правительства Москвы от 16.06.02 №535-ПП

8,07

2,00

Постановление правительства Москвы от 12.08.03 № 672-ПП

9,54

2,80

Постановление правительства Москвы от 29.06.04 № 432-ПП

12,44

3,10

Постановление правительства Москвы от 23.08.05 № 636-ПП

Однако в 2005 г., несмотря на значительный рост цен, а значит, и фактических расходов на содержание жилого фонда, нормативная ставка оплаты в 3,10 руб. была заморожена, хотя сегодня для населения она составляет 6 руб./кв. м. Вероятно, это связано с постепенным отказом от дотирования эксплуатации жилищного фонда и перекладыванием расходов на плечи собственников жилья.

В расчет можно заложить сколь угодно большую ставку фактических расходов, но размер дотации при этом не увеличится, а напротив – даже уменьшится, так как увеличится второе число при подсчете дохода ЖСК или ТСЖ в п. 5 раздела IV.

Как уже упоминалось, для заключения договора на финансирование (получение дотации) правлению ЖСК, ТСЖ необходимо обратиться в МГУП «Мосжилкооперация», если в доме нет ни одной муниципальной квартиры. Если же в доме появилась хотя бы одна муниципальная квартира (выморочная квартира, заселенная городскими властями), то договор на финансирование заключается с местной Дирекцией единого заказчика. В правительстве и городской Думе Москвы давно циркулирует проект изменения порядка финансирования, в котором распорядителем городских денег назначается Единый информационно-расчетный центр. Он будет распределять средства городских дотаций между равноправными управляющими организациями: ДЕЗами, ЖСК и ТСЖ, находящимися на самоуправлении, коммерческими управляющими организациями.


Когда статья была готова к печати, вышло Постановление Правительства Москвы от 24.04.07 № 299-ПП О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в Москве в соответствии с Жилищным кодексом.

Согласно этому Постановлению коренным образом изменяется вся система управления многоквартирными жилыми домами в Москве. Ликвидируются ГУП ДЕЗы и ГУ ЕИРЦы и на их основе создаются ГУ ИС (Государственные учреждения «Инженерная служба» районов и административных округов). На базе ДЕЗов создаются коммерческие (ОАО) управляющие компании, которые будут управлять, в основном, муниципальными домами.

ГУ ИСы административных округов будут единственными получателями и распределителями бюджетных средств по статьям «расходы на эксплуатацию жилого фонда» и «субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен при продаже услуг населению».

Субъекты, осуществляющие функции управления многоквартирными домами (коммерческие УК, ЖСК, ЖК, ТСЖ), включаются в «Единый Реестр Управления», уравниваются в правах и обязанностях, т.е. они будут иметь одинаковые возможности при получении бюджетных дотаций. Несколько изменяется методика расчета величины бюджетных дотаций, изменяются параметры расчета.

Функции обслуживания дворовых территорий изымаются у УК (в том числе и ЖК, ЖСК, ТСЖ) и передаются ГУ ИС районов, если придомовая территория не включена в состав общего имущества жилищных объединений. (Например, в ЮВАО г. Москвы ни одно ТСЖ или ЖСК не имеет земли в общедолевой собственности). Соответственно бюджетные дотации уменьшаются на величину расходов по обслуживанию (уборке и пр.) придомовой территории. Это означает, что собственных дворников ТСЖ-ЖСК придется уволить, а с подрядными организациями перезаключить договоры, исключив из них пункты, связанные с обслуживанием придомовых территорий.

Постановление № 299-ПП требует детального изучения, к тому же создание ГУ ИС должно завершиться только к 1 сентября 2007 г., соответственно сейчас обращаться в Москве просто не к кому.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях