Оценка профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих

21699
Профессиональная компетентность государственных и муниципальных служащих, от которой зависит эффективность деятельности органов государственной и муниципальной власти, в то же время считается залогом существования развитой страны. Поэтому сегодня дело первостепенной важности ‒ поиск системы оценки эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих на основе выделения их компетенций и профессиональных качеств.

Профессиональная компетентность государственных и муниципальных служащих, от которой зависит эффективность деятельности органов государственной и муниципальной власти, в то же время считается залогом существования развитой страны. Поэтому сегодня дело первостепенной важности ‒ поиск системы оценки эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих на основе выделения их компетенций и профессиональных качеств.

Профессиональная компетентность как фактор эффективности государственной и муниципальной службы

Государственная и муниципальная служба России – важнейший инструмент преобразований во власти, экономике, социальной сфере. Становление государственной и муниципальной службы в нашей стране проходило в сложных и противоречивых условиях, в целом отставало от общего темпа реформ в экономике и социальной сфере. Издержки нерешенных проблем государственной и муниципальной службы проявились в низкой эффективности органов государственной власти и местного самоуправления, нехватке профессионализма государственных и муниципальных служащих, высокой степени отчуждения от них граждан, снижении престижа государственной и муниципальной службы.

Эти проблемы призвана устранить реформа государственной и муниципальной службы. Ее главная цель – кардинальное повышение эффективности государственной и муниципальной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства. В условиях реформирования системы поиск современной модели профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих является приоритетным научным направлением в области исследований.

Наиболее актуальная задача реформы – восстановление доверия граждан к органам государственной и муниципальной власти за счет качественного удовлетворения их социальных и общественных потребностей на основе предоставления государственных и муниципальных услуг. Внедрение новой системы подготовки и переподготовки кадров, управленческих технологий, направленных на повышение профессиональной компетентности сотрудников органов власти, приобретает огромное значение и должно стать одним из основных направлений модернизации системы государственной и муниципальной службы. В этой связи был принят ряд законов, постановлений Правительства РФ о порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг, внутренней организации органов власти.

Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации” был принят в русле радикального обновления всей базы законодательства о государственной и муниципальной службе, ставшего одним из центральных составляющих административной реформы. Концепция административной реформы исходит из того, что общество и государство призваны решать задачи обеспечения интересов и потребностей граждан, опираясь в т. ч. на возможности местного самоуправления, являющегося непосредственной формой народовластия.

Главными целями административной реформы было создание эффективного государственного аппарата. Между тем в государственном аппарате и муниципальных образованиях наметились и развились массовые негативные тенденции, выражавшиеся в общей неэффективности властных структур. Для их преодоления были осуществлены кадровые изменения, начались административная и муниципальная реформы, наметилась тенденция к выстраиванию властной вертикали. Недостатки действующей модели государственной и муниципальной службы привели к необходимости ее реформирования на основе укрепления режима всех видов службы.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Профессиональную компетентность можно определить как важный показатель профессионализма индивида, представляющий собой комплекс определенных качеств личности и профессиональных знаний, умений, навыков, обеспечивающих эффективную деятельность в определенной профессиональной сфере.Формальная система оценки уровня компетентности в каждой профессиональной сфере выражается в комплексе критериев – квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим профессиональным должностям и описанных в соответствующих актах, инструкциях, документах.

Так, деятельность по формированию и развитию профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих должна охватывать все этапы развития государственного и муниципального служащего как личности. При этом начальные этапы развития государственного и муниципального служащего играют решающую роль, так как именно на этих этапах формируются ценностный фундамент личности будущего государственного и муниципального служащего, вокруг него становится возможным формировать и развивать комплекс предметных знаний, навыков и способностей, практическое применение которых позволит добиваться значимых для государства и общества целей.

Методы оценки профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих

На оценку профессиональной компетентности и уровня профессионализма государственных и муниципальных служащих оказывает влияние ряд факторов, таких как:

  • определенные общественные стереотипы в отношении государственной бюрократии, чиновничества;
  • специфика профессиональной деятельности в сфере государственной службы;
  • наличие/отсутствие единой системы критериев оценки работы государственных (муниципальных) служащих;
  • статус и престиж государственной и муниципальной службы в обществе в конкретный период развития государства;
  • политический курс и режим в стране, уровень его поддержки со стороны населения и др.

Важной ресурсной составляющей профессионализма государственного и муниципального служащего являются его профессиональные способности, под которыми понимаются индивидуально-психологические свойства человека, обеспечивающие успешное выполнение им профессиональной деятельности.

На современном этапе среди важнейших профессиональных способностей государственных и муниципальных служащих, необходимых для эффективной деятельности органа государственной власти и местного самоуправления, как правило, выделяются следующие:

  • развитые, нравственно ориентированные интеллектуальные способности, включая сообразительность, проявляющуюся в быстроте и оперативности мышления, догадливости, а также интуицию;
  • непрерывное развитие и образование, включающие непрерывное развитие профессиональных способностей, повышение уровня квалификации;
  • умение определять стратегические цели отраслей экономики (аналитические способности);
  • осуществление деятельности по улучшению работы аппарата органа местного самоуправления;
  • способность эффективно контактировать с людьми, убеждать их своим поведением, вести за собой, умение делать четкие и понятные устные сообщения и т. д. (коммуникативные способности);
  • оперативное реагирование на изменения объективного и субъективного характера;
  • способность управлять своим поведением в условиях стрессовых ситуаций, или стрессоустойчивость, которая рассматривается как волевая, интеллектуальная и эмоциональная сопротивляемость воздействиям окружающей среды;
  • способность в короткие сроки практически организовать реализацию соответствующего решения (управленческие способности);
  • непрерывное укрепление здоровья и совершенствование спортивной формы;
  • высокая работоспособность и конкурентоспособность.

На практике чаще других методов оценки профессиональной компетентности персонала органов государственной власти и местного самоуправления применяются наблюдение, интервьюирование, прием “незаконченных предложений”, ранжирование.

Цель развития профессиональных способностей – это формирование на их основе профессионально важных качеств государственных и муниципальных служащих, развитие у них умения логически мыслить, обучение приемам и способам аналитического мышления, методам решения управленческих задач. Государственных и муниципальных служащих с развитыми профессиональными способностями отличают наблюдательность, скрытность, стремление понять суть дела, увидеть необычное в обычном, способность к сопоставлению и установлению причинно-следственных связей, неконфликтность, развитость интуиции, коммуникабельность, целеустремленность, высокая работоспособность. Именно эти профессиональные особенности личности государственных и муниципальных служащих в большей степени способствуют успешности его профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональные способности государственных и муниципальных служащих имеют профили, характерные только для этого вида профессиональной деятельности. На структуру профессиональных способностей государственных и муниципальных служащих влияют: стаж государственной и муниципальной службы, пол служащего, вид полученного им образования.

Актуальная задача сегодня ‒ создание методического инструментария диагностики, который позволит оценивать и развивать способности государственного и муниципального служащего. Наиболее важным инструментом работы с персоналом выступает оценка персонала, с ее помощью осуществляется процедура отбора, конкурса, управления профессиональной и должностной карьерой служащего, создание мотивационной среды. Оценка – это результат соизмерения, сравнения познаваемого с тем, что может выступать в качестве эталона или идеала (известного, познанного или представляемого человеком).

Объектом оценки выступает муниципальный служащий во всем многообразии его социально значимых черт, элементов личности. Непременным условием проведения оценки муниципального служащего является наличие:  . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в июльском номере журнала "Практика муниципального управления"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Практика муниципального управления» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов муниципальных образований Подписавшись на журнал, вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль