Перспективы обновления ЖКХ

3494
В статье рассматриваются актуальные вопросы обновления ЖКХ, привлечения инвестиций на модернизацию объектов ЖКХ, поддержка государством этих процессов, интересы всех участников процесса предоставления услуг ЖКХ и отношение к ним органов местного самоуправления.

В статье рассматриваются актуальные вопросы обновления ЖКХ, привлечения инвестиций на модернизацию объектов ЖКХ, поддержка государством этих процессов, интересы всех участников процесса предоставления услуг ЖКХ и отношение к ним органов местного самоуправления.

Что препятствует изменениям в отрасли

Все чаще и чаще приходится задаваться вопросами о том, почему многое очевидное, прогрессивное, нужное и полезное не находит скорейшего внедрения; почему многие принимаемые в благих целях законодательные акты не только не способствуют снятию проблемы, на решение которой в принципе нацелены, но чаще, наоборот, усложняют или усиливают ее; почему организации, существующие для выполнения различных контрольных, надзорных функций, не добиваются положительных результатов, включаются в работу по сигналам СМИ, когда разгорится очередной скандал, а то, что, казалось бы, ими проверено или признано работоспособным, буквально на следующий день становится источником крупнейших аварий с человеческими жертвами или не готово к работе в зимних условиях и т. д.

Почему развивающийся рынок услуг ЖКХ сопровождается появлением так называемых серьезных игроков, на которых не распространяется антимонопольное законодательств, и в сфере их частных интересов оказывается почти 100% территории, на которую они входят? А орган их управления находится в Москве или, того хуже, в оффшорной зоне. Мы же боролись с монополиями и вновь их создаем?!

Почему государственное регулирование цен производится только для тех услуг и товаров, что являются вторичными от других, с нерегулируемыми, свободными ценами, на топливо, например?

Почему разъяснения по вопросам ведомственной подчиненности, на которую уполномочены те или иные органы исполнительной власти Российской Федерации и право которых установлено законом или нормативным актом Правительства РФ, не принимаются судами и прокуратурами? Это не только ставит под сомнение профессиональную пригодность ответственных органов исполнительной власти, но и дискредитирует Правительство РФ, утвердившее нормативный акт. Создается впечатление, что судьи и прокуроры разбираются в оспариваемых документах значительно лучше, что априори невозможно. При этом действующие документы прежде вступления в силу проходили согласование в Минюсте России.

Полностью статью можно прочитать в августовском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

Ответ простой – нормативные документы не в равной мере учитывают интересы всех участников процессов обеспечения услугами ЖКХ населения и, главное, менее всего учитывают интересы государства и потребителей (населения), пользующихся теми или иными услугами ЖКХ в пределах возможностей своих кошельков.

По каждой названной категории взаимодействия можно привести массу реальных примеров, подтверждаемых документами.

В продолжение всех “почему” невольно возникает вполне логичный вопрос: если столь высока необходимость срочной модернизации ЖКХ, почему готовые программные предложения не принимаются или принимаются частично (концепция программы реформирования отрасли одобрена Правительством РФ), а возможно, и сознательно тормозятся?

Ответ может заключаться как в низкой эффективности предлагаемых в программе механизмах “раскручивания” процессов модернизации за счет привлекаемых инвестиций, так и в нежелании идти на любые, в т. ч. и астрономические бюджетные вливания.

Сдерживание принятия программного документа может происходить также из-за завышенной оценки возможности привлечения внебюджетных инвестиций на оздоровление ситуации в ЖКХ на фоне реальных законодательства, финансового положения участников и населения, отношений между всеми, кто будет втянут в этот процесс заимствований.

Есть еще один важнейший фактор, влияющий на успех или провал программы – тарифы на оказываемые услуги, в т. ч. порядки их пересмотра, стабильность и собственно величины, содержательная часть.

Не менее важной характеристикой является платежеспособность населения как потребителя этих услуг.

Что приводит к ежегодному росту тарифов

На эту сторону процесса хорошо бы взглянуть, ответив, чем обусловлен ежегодный рост тарифов на электроэнергию и газ, как этот рост влияет на тарифы на услуги ЖКХ и что обеспечивает рост последних.

То, что рост тарифов опережает официальную инфляцию, уже давно очевидно. Также известны составляющие тарифа на коммунальную услугу, стоимость услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (МКД). Зачастую за счет утвержденного тарифа не выполняется и половины заложенных в него работ. Естественным подтверждением этому являются аварии, недовольство жителей (“ничего не улучшается, а цена растет”; “ничего не делают, а деньги получают”). То, что рост тарифов не способен обеспечить не только текущую деятельность коммунальных предприятий, но и, тем более, возврат кредитов, тоже очевидно – кредиты не берут.

Так что же обеспечивает ежегодный рост тарифов? Возможно, это не запланированные дополнительные расходы, связанные с процессами производства товара, развития и обновления мощностей. Это может быть и рост зарплаты, особенно в бонусном виде за хорошую работу и, как правило, на крупных предприятиях нефтегазового комплекса, энергетики и др.

К сожалению, это коммерческая тайна, заставить открыть которую смогли только предприятия жилищно-коммунального комплекса, а не те, где покупаются ресурсы. Ресурсоснабжающим предприятиям обеспечен стабильный рост тарифов, который сопровождается бесконечными сетованиями на то, что тарифы все равно низкие, и просьбами увеличить их.

Часто рост тарифов монополисты объясняют необходимостью сравнять цены на энергоносители на внутреннем рынке с западными. Желание понятное, но оно не в интересах государства и его жителей, экономики страны.

Стремление собирать все больше средств с населения, чьи доходы не сравнимы ни по размерам, ни по темпам роста с “западными”, в конечном счете приводит к тому, что ресурсоснабжающие организации перекладывают свои высокие цены на плечи государства, которое выплачивает субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Таким образом, рост тарифов на услуги с превышением инфляции влечет увеличение затрат бюджетов всех уровней на предоставление субсидий и льгот. А может, в интересах страны эти средства лучше использовать на модернизацию в целях снижения себестоимости, энергоемкости? Для роста устойчивости внутренней экономики страны, демонополизации, развития малого и среднего бизнеса в ЖКХ это более правильно.

Развитие государственно-муниципального-частного партнерства должно происходить в интересах обеих сторон, а не только бизнеса. Зачастую бывает, что интересы бизнеса учтены, а муниципальные предприятия водоканалов оказываются в худшем положении.


Пример

Бизнес предприятий ЖКХ регулируется государством, поэтому питьевая вода настолько дешева, что массово используется в строительстве, промышленности строительных материалов, на стройках для мытья колес машин, в пищевой промышленности, медицине, фармакологии, сельском хозяйстве и др. Зачастую эта вода становится источником немалого дохода для тех, кто ею пользуется: бизнес производства напитков на базе дешевой воды водоканалов имеет за счет ЖКХ такие преференции, которые можно сравнить с денежным печатным станком: несколько секунд, и тысячекратная прибыль – ваша. Как известно, бутилированная вода стоит в тысячи раз дороже питьевой воды, приготовленной водоканалом.

При этом себестоимость производства воды на водоканале довольно высока, в первую очередь потому, что практически все водоканалы страны пользуются технологиями прошлого века. Своими силами они не в состоянии произвести модернизацию оборудования и расширение бизнеса.


Нагрузка на водоканалы возрастает с каждым годом. Очистка сточных вод осложнилась не только в бытовых стоках, но и в промышленных. И хотя “авторы” сбросов водоканалам известны, вся ответственность за увеличивающиеся объемы неочищенных стоков возлагается на предприятия ВКХ. Более того, готовится ужесточение штрафных санкций за сброс неочищенных или недоочищенных стоков. Безусловно, штрафы отразятся на населении через увеличение тарифа. И несмотря на то, что плата за воду увеличится, этих средств не хватит на модернизацию – все уйдут на штрафы. Все прогнозы говорят о росте цены без изменения качества и технического оснащения самой влияющей на здоровье граждан отрасли – водоснабжения.

Теплоснабжение (централизованное, локальное и децентрализованное) тоже находится в прямой зависимости от цен на топливо, газ и электроэнергию, которые ведут себя вполне рыночно: есть спрос – растут, нет спроса – падают, но не ниже самой высокой цены прошлого года.

Стоимость товара – это стоимость затрат, включая или не включая расширение производства, плюс прибыль. Однако прибыль нерегулируемого бизнеса становится чуть ли не доминирующей в формуле расчета стоимости товара.


Пример

Возьмем для примера изменение цены дизельного топлива. Автомобильные грузоперевозки растут, а автотранспорт в основном потребляет дизельное топливо. В этой ситуации монополисту можно не увеличивать производство, а увеличить цену – все равно купят. Скоро мазут станет дороже высокоактанового топлива. О какой модернизации мазутных котельных можно говорить в этой ситуации. За счет каких средств ее производить – все уходит на топливо.


Противоречие интересов участников процесса предоставления услуг ЖКХ

Крупные игроки диктуют правила игры, лоббируя законы и иные нормативные акты, которые нужны в первую очередь им и далеко не выгодны другим участникам процесса. Рассмотрим интересы трех участников процесса предоставления услуг ЖКХ населению по регулируемым государством ценам.

Ресурсоснабжающие организации (РСО). Главное для их выживания и функционирования – это цена на ресурс и объем ресурса, отпущенного потребителям. Узаконенные ГК РФ, нормами договора энергоснабжения нормативы потребления как одна из возможных форм учета отпущенного ресурса вполне устраивает предприятия. Нормативы часто “резиновые” и топят в своем объеме все потери на транспортировку до стены жилого дома, которая является границей их ответственности за качество и объем поставляемого ресурса. Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 258 утвердило новый порядок формирования нормативов потребления коммунальных услуг. Нововведение разумно разделяет нормативы на граждан и на общее имущество МКД, однако интересы РСО учитывает в большей мере, чем потребителей. Так, например, норматив водоотведения на общедомовые нужды уравнивается с нормативом потребления воды. Но ведь далеко не вся вода, расходуемая на общедомовые нужды, попадает в канализацию.

Также РСО не несут никакой ответственности за порчу внутридомового инженерного оборудования распределения ресурса до непосредственных потребителей поставляемым некачественным ресурсом.

Они не заинтересованы в установке общедомовых приборов учета, так как выявится уменьшение объема продаваемого ресурса, что не позволит предприятию выйти на сбалансированную экономику без адекватного увеличения тарифов, и последнее может оказаться невозможным из-за установления ограничения роста тарифов на следующий регулируемый период. Кроме того, произойдет удорожание себестоимости производства ресурса в связи с ростом тарифов на электроэнергию, газ и топливо, используемых предприятиями в своей прямой деятельности. При этом если по электроэнергии и газу можно просчитать удорожание тарифа наперед, то по цене топлива и другим используемым материалам и оборудованию прогнозы практически невозможны.

И в этих условиях РСО недовольны действиями и полномочиями управляющих организаций, считают их ненужными посредниками и поощряют установление прямых договоров с собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений, более заинтересованы получать оплату отпущенного ресурса напрямую с потребителей в жилых помещениях, а не через управляющую организацию.

Собственных средств на модернизацию у предприятий нет, за исключением амортизационных отчислений. Собирая средства с потребителей напрямую, они считают, что получают их за свой ресурс, а не за коммунальную услугу. Граждане же осуществляют платежи за коммунальные услуги (в платежном документе указаны услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения), которые РСО не оказывают по определению.

Используя чужие сети для доставки потребителю своего ресурса, они совершенно не участвуют в их ремонте, но готовы за отдельную плату взять их в обслуживание и исправить то, что в большинстве случаев сами и спровоцировали. РСО не приводят данных своих расходов на абонентскую службу, подготовку и доставку платежных документов и добавку к тарифу на эти функции. Работу с неплательщиками перекладывают на управляющие организации. Собственные основные фонды не инвентаризированы и не переоценены по рыночным ценам, что означает, что большинство РСО не готовы перейти на расчет тарифов по методу доходности инвестированного капитала (RAB).

Проведение перечисленных мероприятий влечет дополнительные расходы, которые также повлияют на увеличение тарифа, как и сам метод RAB. Это невозможно реализовать при существующих ограничениях роста тарифов. Модернизация возможна либо при бюджетной поддержке, либо за счет увеличения тарифа. При этом за новое оборудование платит потребитель, а капитализация, т. е. рост стоимости имущества собственника, происходит у РСО. Практически никто не реализует схему продажи акций РСО в счет собираемых платежей за коммунальные услуги. Развитие мощностей осуществляется через плату за подключение или технологическое присоединение. Но особого ускорения процессов замены устаревших основных фондов не наблюдается.

Есть иные пути финансирования модернизации, в т. ч. через тариф, одновременно развивая инфраструктуру и рыночные механизмы заимствования. Но, как диктует логика, должны быть регуляторы и стимулы этих процессов со стороны государства, в противном случае произойдет развал основных фондов. Что касается капиталоемких объектов основных фондов РСО, то их модернизация часто невозможна без поддержки государства, пусть хотя бы в виде субсидий, грантов или компенсации процентной ставки по взятым на эти цели кредитам для реализации инвестиционных проектов. В реальности же государство ужесточает условия работы коммунальных предприятий. Пример тому – увеличение штрафов в десятки раз в ближайшей перспективе за сброс неочищенных сточных вод сверх лимитов. Оказать помощь в решении неподъемной для большинства водоканалов страны задачи – обеспечении более высокой степени очистки сбрасываемых сточных вод и увеличении объемов очищаемых вод – государство не может. Нежелание решать проблемы с учетом возможностей и интересов всех сторон приведет к тупику и осложнению проблемы.

Вывод: у РСО нет заинтересованности и часто финансовой возможности в модернизации оборудования, снижении потерь на сетях, внедрении энергоэффективного оборудования на генерации и у потребителей; какие-либо меры государственной финансовой или налоговой поддержки проведения преобразований, закрепленных законами, отсутствуют. В глазах потребителей и даже власти коммунальные предприятия никто иные, как обманщики.

Управляющие организации. Это одна из доминирующих форм управления МКД в нашем государстве. Идея формирования ТСЖ была загублена. В основном через тарифы на коммунальные услуги, установленными процедурами их оплаты. Многое частично исправлено в законодательстве, но поздно, негативная репутация оттолкнула граждан от принятия решений по созданию ТСЖ. Кроме того, эта процедура не бесплатна. Оформление земельного участка под МКД доставляет массу проблем.  

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» Экономика и управление предприятием ЖКХ: Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса
Подпишитесь на журнал и будьте в курсе всех событий в сфере городского хозяйства и ЖКХ


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль