О комплексе мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов

6979
Объем потребления коммунальных услуг населением Российской Федерации значительно превосходит показатели стран с развитой экономикой (в частности, северной Европы). При этом у нас цены на энергоносители (включая водоснабжение) для населения остаются самыми низкими в Европе (на теплоэнергию ниже в 2,5 раза, электроэнергию – в 4 раза, воду – в 8 раз). Для сравнения, в России тариф на тепло в четыре раза ниже, чем в Финляндии, а объем платежа за потребляемый ресурс практически такой же. Однако доходы населения в Российской Федерации в 2,5 раза ниже, чем в Финляндии.

О комплексе мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов

- - - – уровень потребления в Северной Европе.

Рис. 1. Нормативы потребления в разрезе федеральных округов РФ:

а) воды, куб. м на 1 чел. в месяц;

б) тепловой энергии, Гкал на 1 кв. м в месяц.

Экономить ресурсы, тарифы на которые невысоки, малоэффективно. В то же время поднять тарифы на энергоносители не представляется возможным ввиду ограниченной платежеспособности населения.

Сдерживание роста тарифов происходит как за счет ограничения прибыли ресурсоснабжающих организаций, так и при помощи сохранения перекрестного субсидирования населения промышленными группами потребителей.

Перекрестное субсидирование (снижение тарифа для одной группы потребителей за счет повышения для другой) в электроэнергетике существует на всей территории Российской Федерации. По данным ФСТ России, за период с 2008 по 2012 г. величина перекрестного субсидирования увеличилась со 135 млрд до 196 млрд руб., т. е. на 45%. В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 г. темп роста тарифов для населения – 103%, для прочих потребителей – 107,5%. Таким образом, негативная тенденция увеличения перекрестного субсидирования продолжается.

Перекрестное субсидирование ограничивает возможности либерализации отношений на оптовом и розничных рынках электроэнергии; формирует дополнительную тарифную нагрузку на остальных потребителей.

Объем перекрестного субсидирования в 2012 г. в теплоснабжении составил 8,18 млрд, а в водоснабжении –1,96 млрд руб.

Очевидно, что низкая энергоэффективность жилищно-коммунального комплекса давно уже является сдерживающим фактором для развития региональных экономик.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 “О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг” предусматривается введение комплекса мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления (СНП) коммунальных услуг. Применение СНП преследует несколько целей:

  • стимулирование энергоэффективного потребления коммунальных услуг;
  • снижение нагрузки на промышленных потребителей при установлении более низких цен (тарифов) для населения (снижение объема перекрестного субсидирования) (рис. 3);
  • повышение эффективности системы социальной защиты населения.

В международной практике институт социальной нормы потребления коммунальных услуг применяется с целью обеспечения доступности коммунальных услуг и стимулирования энергоэффективного поведения населения при помощи дифференциации тарифа.

О комплексе мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов

Рис. 2. Зависимость размера перекрестного субсидирования от размеров социальной нормы и установленного тарифа

Пример

Во Франции СНП применяется с 2000 г. в электроэнергетике, для семей с низкими доходами предусмотрены скидки от 30 до 50% на оплату электроэнергии в пределах 100 кВт•ч в месяц.

В Турции потребление воды объеме от 1 до 25 куб. м оплачивается по ставке 0,57 евро за куб. м, свыше 26 куб. м – 1,26 евро за куб. м.;

В Республике Казахстан, в г. Алматы в 2011 г. соцнорма для электроэнергии составляла 45 кВт•ч на одного человека, холодной воды – 8,4 куб. м, горячей воды – 3,6 куб. м, услуг канализации – 12 куб. м. Услуги сверх соцнормы оплачиваются по повышенному тарифу.

Социальная норма применяется также в Китае, Украине, Индии, Египте, Бразилии, ЮАР и др.


В большинстве стран меры социальной защиты не носят адресного характера и применяются ко всем бытовым потребителям с определенным низким уровнем дохода и (или) уровнем потребления.

Основные источники средств на финансирование программ СНП – государственный бюджет и перекрестное субсидирование.

Варианты реализации мер социальной защиты:

  • бесплатный базовый объем электроэнергии;
  • скидки на оплату счета за электроэнергию;
  • особая система тарификации.

Институт социальной нормы не является новеллой и для законодательства Российской Федерации (см. ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ “Об электроэнергетике”, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности” (далее – Закон № 261-ФЗ)).

Ряд субъектов РФ уже имеет опыт применения социальной нормы потребления коммунальных услуг в электроэнергетике.

Социальная норма успешно применяется на территории Забайкальского, Красноярского краев, в Нижегородской области. Например, анализ полезного отпуска за прошедшие годы показал, что население Забайкальского края потребляет 70% электроэнергии в пределах социальной нормы и только 30% – сверх нее. Это позволяет гражданам оплачивать расходы на коммунальные услуги по минимальным тарифам.

С 2005 г. для населения Владимирской области введены социальные нормы потребления электрической энергии, тарифы дифференцируются для четырех групп потребителей. Это позволило устанавливать тарифы на электроэнергию, потребляемую сверх социальной нормы, на уровне, приближенном к экономически обоснованному (СНП = 50 кВт•ч; тариф в пределах СНП = 2,81 руб./кВт•ч; тариф сверх СНП = 3,55 руб./кВт•ч).

Используя опыт этих регионов, а также зарубежных стран, Минрегион России разработал комплекс мер по переходу на установление социальной нормы коммунальных услуг.

Социальная норма– это минимальный, но достаточный для жизнеобеспечения и доступный по цене объем (количество) потребления коммунальных услуг гражданином, обеспечивающий соблюдение принципа равнодоступности услуг и социальные гарантии социально-незащищенным гражданам.

Механизм действия и порядок внедрения социальной нормы потребления коммунальных услуг предполагаются следующие.

В 2012 г. – разработка и принятие нормативного правового акта, предусматривающего введение СНП услуги электроснабжения; утверждение перечня субъектов РФ, на территории которых будут реализовываться пилотные проекты по введению СНП услуги электроснабжения. В них изъявили желание участвовать республики Башкортостан, Дагестан, Тыва, Забайкальский и Приморский края, Владимирская, Воронежская, Кемеровская, Курская, Тамбовская и Ульяновские области. Минрегион России (совместно с Минэнерго России) готов рассмотреть предложения и других регионов (общее количество “пилотов” – до 25).

В 2013 г. – разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; на установление и применение дифференцированных тарифов.

В выбранных регионах с 2013 г. вводится социальная норма потребления электроэнергии и устанавливаются два тарифа на электроэнергию для населения – в пределах социальной нормы по более низкому (доступному) тарифу и сверх социальной нормы по более высокому тарифу.

Размер социальной нормы устанавливается каждым субъектом РФ с учетом региональных особенностей на основании порядка определения и применения социальной нормы потребления коммунальных услуг в электроэнергетике, разрабатываемого Минрегионом России совместно с Минэнерго России и Федеральной службой по тарифам. Порядок включает методику расчета социальной нормы – количества электроэнергии, необходимого для жизнедеятельности домохозяйства.

Размеры тарифов в пределах и сверх социальной нормы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования на основании порядка установления и применения дифференцированных тарифов, который разрабатывается Федеральной службой по тарифам совместно с Минрегионом России и Минэнерго России.

Разница в тарифах на электрическую энергию в пределах социальной нормы и сверх СНП будет зависеть от объема перекрестного субсидирования в регионе, размера установленного тарифа для населения и доходов населения.

Тарифы, применяемые к потреблению в пределах и за пределами социальной нормы, должны регулироваться по одинаковым правилам. В частности, не предполагается отказ от установления предельных индексов изменения тарифов для тарифов, применяемых к потреблению выше социальной нормы, или ограничение темпов роста тарифов в пределах социальной нормы уровнем инфляции.

При реализации пилотных проектов методические подходы уточняются.

Необходимым условием для введения СНП является наличие приборов учета коммунальных услуг.

При отсутствии прибора учета потребитель оплачивает весь потребляемый объем коммунальных услуг, определяемый в соответствии с действующим законодательством, по высокому тарифу, равному установленному для объемов сверх социальной нормы. При поломке прибора учета потребитель первые три месяца производит оплату по объемам и тарифам, соответствующим аналогичному периоду предыдущего года, а при отсутствии такой информации – средним данным за три предыдущих месяца.

Если прибор учета не может быть установлен по объективным причинам (исключения Закона № 261-ФЗ или соответствие критериям отсутствия технической возможности установки прибора учета), весь потребляемый объем коммунальных услуг, определяемый в соответствии с действующим законодательством (по нормативам потребления коммунальных услуг), потребитель оплачивает по низкому (социальному) тарифу.

В течение 2013 г., используя данные, полученные в пилотных регионах, будет определено количество граждан, для которых социальная норма потребления коммунальных услуг не может быть определена в общем порядке: одиноко проживающих пенсионеров; проживающих в квартире площадью выше нормативной не менее 10 лет; многодетных семей; граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, а также других категорий.

К 2014 г. будут сформированы все необходимые условия и нормативно-правовая база для введения СНП в электроснабжении на всей территории Российской Федерации.

В 2014 г. планируются реализация пилотных проектов по введению СНП услуг водоснабжения и водоотведения; внесение в Правительство РФ предложений об установлении СНП услуг по отоплению и газоснабжению.

Решение о введении с 2015 г. на всей территории Российской Федерации социальной нормы потребления коммунальных услуг в водоснабжении и водоотведении будет приниматься с учетом результатов введения социальной нормы потребления коммунальных услуг в электроэнергетике и пилотных проектов 2014 г.

Порядок установления и применения дифференцированных тарифов при введении социальной нормы потребления коммунальных услуг в водоснабжении и водоотведении должен учитывать, что перекрестное субсидирование ликвидировано в большей части регионов и объем его значительно ниже, чем в электроэнергетике.

Поэтому методика определения цены в пределах и сверх социальной нормы должна предусматривать разный размер получаемой прибыли от реализации коммунальных услуг в пределах и сверх СНП.

Решение вопроса о введении СНП в теплоснабжении и газоснабжении будет приниматься только при получении положительного эффекта в электроэнергетике и водоснабжении.

При введении СНП коммунальных услуг отдельного исследования требует вопрос о совершенствовании системы предоставления субсидий и льгот на оплату жилья и коммунальных услуг. Применение социальной нормы при предоставлении субсидий и льгот должно привести к повышению эффективности социальной защиты населения. Предлагается на первом этапе не принимать никаких решений, а во время проведения пилотных проектов по электроснабжению и водоснабжению исследовать возможности изменения методики социальной защиты населения при оплате жилья и коммунальных услуг с применением СНП.

Следует отметить, что решения о внедрении на территории Российской Федерации социальной нормы в сфере электро-, тепло-, водо-, газоснабжения должны приниматься Правительством РФ только после оценки результатов реализации пилотных проектов, в т. ч. на основании результатов анализа “затраты – выгоды”.

Что даст введение СНП?

Потребителю:

  • возможность получения коммунальных услуг, достаточных для жизнеобеспечения, по доступной и справедливой цене;
  • контроль и реальное управление объемами потребления и расходами на оплату коммунальных услуг – влияние на объем дает возможность влиять на платеж;
  • уверенность в том, что если потребление ресурса будет осуществляться гражданином с учетом требований энергоэффективности и энергосбережения, его расходы на оплату коммунальных услуг не превысят разумного и оправданного увеличения.

Государству:

  • реализацию своей социальной функции перед всеми гражданами – государство обеспечивает получение ими услуги, необходимой для жизнедеятельности, по справедливой цене. При этом данный механизм одинаково справедлив ко всем потребителям, поскольку применяется ко всем гражданам России (независимо от их имущественного положения);
  • создание механизма реального стимулирования потребителей к установке приборов учета и воспитание у населения поведения, направленного на экономию энергоресурсов;
  • сокращение перекрестного субсидирования в электроэнергетике и водоснабжении и, как следствие, улучшение условий для развития промышленности, особенно малого и среднего бизнеса, так как в настоящий момент именно они несут основную нагрузку перекрестного субсидирования.

Реализация Комплекса мер не потребует дополнительных средств федерального бюджета.

Информация предоставлена Минрегионом России

О комплексе мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов

Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса. Подпишитесь на журнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера".



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль