Правовое регулирование финансирования местного самоуправления в Германии и России

1565
Общины и города Германии (включая городские округа) имеют собственные источники финансирования в виде налоговых поступлений, которые с общей структуре доходов занимают первое место. Кроме того, муниципалитеты финансируются за счет платежей и сборов, которые получают за предоставленные услуги, а также иных источников финансовых поступлений.

(Продолжение. Начало см.: Практика муниципального управления. 2012. № 8.)

Муниципальная часть подоходного налога

Общие положения. Начиная с финансовой реформы 1970 г. общины получают часть от подоходного налога, которая поступает от федеральных земель на основании объема средств, полученных за счет сбора подоходного налога (далее ‒ ПН) с жителей (ст. 106 Основного закона).

В 2005 г. муниципальная доля ПН составила 18,5 млрд евро. Это соответствовало около 34% всех налоговых поступлений общин. Доля средств, полученных от ПН, в общем объеме налоговых поступлений Германии составила в 2008 г. 36,4%. Из этой суммы в бюджеты общин поступило около 30 млрд евро. Поэтому в качестве фискального источника налоговых поступлений в бюджеты общин доля ПН занимает второе место после промыслового налога. В период кризиса доходы от ПН, равно как от прочих налогов, сократились, однако в настоящее время ситуация стабилизируется.

ПН является налогом, собираемым с доходов физических лиц. При этом специальное регулирование затрагивает национальные доходы и доходы, полученные за счет международной деятельности.

При исчислении ПН различают:

  • налог на заработную плату;
  • подоходный налог, взимаемый с заявленного дохода;
  • налог на доходы от денежных капиталов (налог на прирост капитала);
  • налоговую надбавку в поддержку солидарности (т. н. взнос солидарности с новыми федеральными землями, удерживаемый из зарплаты);
  • налог на строительные вычеты;
  • налог, взимаемый с членов наблюдательного совета.

Эти налоги называют также налогами на источники дохода, поскольку они удерживаются напрямую с источника.

Товарищества (например, открытое торговое, коммандитное или простое) не являются субъектом налогообложения ПН. Однако налогом облагается часть прибыли участников товариществ с персональной ответственностью (§ 15 Закона о подоходном налоге). Доходы хозяйственных обществ не подлежат налогообложению подоходным налогом, вместо этого взимается налог с корпораций.

Методологически ПН является прямым налогом, поскольку его плательщики и носители идентичны (в противоположность налогу с оборота, который является непрямым, поскольку налогоплательщиком является предприниматель, а носителем налога – конечный потребитель). С точки зрения налогового суверенитета ПН ‒ совместный налог, поскольку он причитается федерации, федеральным землям и общинам. Однако административный суверенитет принадлежит местным земельным финансовым ведомствам, финансовым управлениям. ПН является также личным налогом (в отличие от промыслового, по которому объектом налогообложения является промышленное предприятие) и реальным.

Таблица 5 показывает историческое развитие узловых величин ПН, равно как исходные и максимальные ставки тарифа этого налога. Однако этих данных самих по себе еще недостаточно для понимания степени налогового бремени для групп налогоплательщиков с различным уровнем доходов. Для этого следовало бы еще дополнительно учитывать максимальные и средние величины налоговых ставок.

Таблица 5

Ставки ПН в динамике

Период

Валюта

Основной необлага-емый минимум

Начальная ставка налого-обложения, %

Конец прогрессив-ной зоны

Максимальная налоговая ставка, %

Надбавка в поддержку солидарности, % к ПН

1958–1964

DM (евро)

1,680 (859)

20

110,040 (56,263)

53

1965–1974

DM (евро)

1,680 (859)

19

110,040 (56,263)

53

1975–1977

DM (евро)

3,029 (1,549)

22

130,020 (66,478)

56

1978

DM (евро)

3,329 (1,702)

22

130,020 (66,478)

56

1979–1980

DM (евро)

3,690 (1,887)

22

130,000 (66,468)

56

1981–1985

DM (евро)

4,212 (2,154)

22

130,000 (66,468)

56

1986–1987

DM (евро)

4,536 (2,319)

22

130,032 (66,484)

56

1988–1989

DM (евро)

4,752 (2,430)

22

130,032 (66,484)

56

1990

DM (евро)

5,616 (2,871)

19

120,042 (61,376)

53

1991–1992

DM (евро)

5,616 (2,871)

19

120,042 (61,376)

53

3,75

1993–1994

0,00

1995

7,50

1996–1997

DM (евро)

12,095 (6,184)

25,9

120,042 (61,376)

53

1998

DM (евро)

12,365 (6,322)

25,9

120,042 (61,376)

53

5,50

1999

DM (евро)

13,067 (6,681)

23,9

120,042 (61,376)

53

2000

DM (евро)

13,499 (6,902)

22,9

114,696 (58,643)

51

2001

DM (евро)

14,093 (7,206)

19,9

107,568 (54,998)

48,5

2002–2003

евро

7,235

19,9

55,008

48,5

2004

евро

7,664

16

52,152

45

2005–2006

евро

7,664

15

52,152

42

2007–2008

“налог на богатых”

евро

7,664

15

52,152

от 250,001

42

45

2009

“налог на богатых”

евро

7,834

14

52,552

от 250,401

42

45

2010–2011

“налог на богатых”

евро

8,004

14

52,882

от 250,731

42

45

Источник: abgabenrechner.de (Федеральное министерство финансов Германии).

Развитие налоговых поступлений. Динамика налоговых поступлений от ПН с 1991 г. представлена в табл. 6.

Таблица 6

Динамика налоговых поступлений

Налоговые поступления от подоходного налога и налога с заработной платы.

Расщепление подоходного налога: 15% общины; 42,5% федеральные земли; 42,5% федерация (ст. 106 Основного закона)

Год

Налог с зарплаты и установленный ПН

Из них установленный ПН

млрд евро (округленно)

% к общим налоговым поступлениям

млрд евро (округленно)

% к общим налоговым поступлениям

1987

100

41,58

15,7

1991

131

39,48

21,2

6,3

1995

152

36,44

7,2

1,7

2000

148

35,70

12,2

2,6

2001

141

35,85

8,8

2,0

2002

140

36,36

7,5

1,7

2003

138

35,87

4,6

1,0

2004

129

5,4

1,2

2005

129

9,8

2006

140

17,6

2007

157

25,0

2008

176

32,7

2009

162

26,4

2010

159

31,1

2011

Источник: Федеральное управление статистики и Дойче банк.

Актуальное правовое регулирование. Правовой основой данного налога является Закон о подоходном налоге (Einkommensteuergesetz EStG) от 16 октября 1934 г. и вступившая в силу 21 декабря 1955 г. Инструкция о порядке исполнения подоходного налога (Einkommensteuer-Durchführungsverordnung EStDV), а также ряд других законов и нормативно-правовых актов.

Распределение. В соответствии со ст. 106 Основного закона поступления от ПН причитаются совместно федерации, федеральным землям и общинам. Какое именно территориальное образование имеет право взимать налоги, регулирует Закон о распределении подоходного налога и налога с корпораций (Zerlegungsgesetz).

Общины получают 15% поступлений от ПН в соответствии с § 1 Закона о реформе финансов общин (Gemeindefinanzreformgesetz). Остальные 85% после этого делятся пополам (т. е. по 42,5 %) – федерации и федеральным землям (ст. 107 Основного закона). При этом налоговый суверенитет в каждом случае распространяется на общину и федеральную землю, где проживает налогоплательщик.

Как уже было сказано выше, в противовес тому, что общины участвуют в расщеплении подоходного налога, они обязаны отчислять определенную часть промыслового налога на уровень федерации и земель.

Распределение части ПН, причитающейся общинам, происходит на основе т. н. финансовых ключей (цифровых показателей). Этот показатель устанавливается, с тем чтобы увязать поступления от ПН в общину с поступлениями от этого налога по всей соответствующей федеральной земле. Здесь, однако, имеется граница отсечения, т. н. цокольная величина. Как правило, в расчет берется только подоходный налог до пограничного размера – 30 тыс. евро для холостых или 60 тыс. евро для женатых. Таким образом, большое число “подоходных миллионеров” не приносит никаких преимуществ при распределении ПН.


Пример

Напротив, лучше, если в общине живут 10 наемных работников с доходом в 60 тыс. евро, чем девять безработных и один женатый наемный работник с доходом в 1 млневро.


В соответствии с § 1 Закона о подоходном налоге ПН взимается как с дохода, получаемого по всему миру физическими лицами, имеющими место жительства либо постоянного пребывания в Германии (неограниченная обязанность по подоходному налогу), так и с дохода, получаемого в стране (по смыслу § 49 Закона о подоходном налоге) лицами, чье место жительства либо постоянного пребывания – Германия (ограниченная обязанность).

В Законе о подоходном налоге оговорен налоговый период. . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в сентябрьском номере журнала "Практика муниципального управления"

Правовое регулирование финансирования местного самоуправления в Германии и России

Подписавшись на журнал "Практика муниципального управления", вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях