Программа муниципальной реформы в Москве

1848
Москва как город федерального значения обладает и муниципальными, и государственными полномочиями, поэтому здесь два уровня власти – региональный и муниципальный. С одной стороны, Москве требуется организовать муниципальное самоуправление со своими вопросами местного значения и полномочиями, а с другой – необходимо исполнять государственные полномочия и сохранять единство городского хозяйства.

Москва как город федерального значения обладает и муниципальными, и государственными полномочиями, поэтому здесь два уровня власти – региональный и муниципальный. С одной стороны, Москве требуется организовать муниципальное самоуправление со своими вопросами местного значения и полномочиями, а с другой – необходимо исполнять государственные полномочия и сохранять единство городского хозяйства.

Роль местного самоуправления Москвы

Во всех крупных городах России, не считая Санкт-Петербурга, на районном уровне вообще отсутствует какое-либо местное самоуправление, даже в городах-миллионниках. Там в целом орган власти единый, местное самоуправление охватывает весь город, всю городскую систему власти. В Москве же два уровня власти. Это противоречие привело к тому, что мы недостаточно используем потенциал, заложенный в самой системе местного самоуправления.

На сегодняшний день значительная часть москвичей вообще не видит в местном самоуправлении реальной силы, способной отстаивать интересы жителей. И такое положение дел, конечно, не идет на пользу ни жителям, ни развитию города в целом. Достаточно долго обсуждался вопрос, как исправить данную ситуацию. Члены московского правительства встречались практически со всеми вновь избранными руководителями муниципальных образований, и, как ни странно на первый взгляд, некоторые высказались против расширения полномочий местного самоуправления, утверждая, что существующих полномочий достаточно, что какая-то часть депутатского корпуса на сегодняшний день может оказаться неспособной к конструктивной работе, в результате пострадают жители тех районов, где работа власти окажется неэффективной.

С другой стороны, обсуждались радикальные предложения по поводу того, что вообще надо ликвидировать префектуры и управы и все полномочия отдать на уровень муниципалитетов. Но это будет означать, что вместо одного города получится 125 самостоятельных муниципальных образований, которые, по сути, разрушат городское хозяйство.

Это, конечно, крайние мнения. Они вряд ли могут быть реализованы на практике. Действительно, организация местного самоуправления в Москве имеет четко выраженную специфику. За исключением новых территорий мы живем в едином городе с 12-миллионным населением. Люди учатся, работают, отдыхают, делают покупки в разных точках мегаполиса, поэтому основные полномочия по обеспечению функционирования целостного городского хозяйства сконцентрированы в правительстве Москвы – это общественный транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и другие отрасли. Единый центр позволяет эффективно решать проблемы, общие для всего города. Только в условиях единой системы управления можно в кратчайшие сроки запустить такие масштабные проекты, как, например, модернизация здравоохранения или строительство метрополитена, которые сегодня успешно реализуются в столице.

В то же время негативной стороной этой централизации является отчуждение жителей от власти, управления городом. На встречах с гражданами приходилось слышать, что их предложения не учитываются, они не могут непосредственно участвовать в управлении городом. И это, наверное, вообще самая большая проблема и Москвы, и других мегаполисов.

Конечно, на сегодняшний день помимо местного самоуправления лучшего механизма, дающего возможность сделать так, чтобы люди почувствовали себя причастными к управлению городом, чтобы их инициативы начали реализовываться на практике, никто в мире не придумал. В связи с этим очевидно, что местное самоуправление нужно развивать.

Муниципалитеты призваны обеспечить непосредственное участие жителей в управлении своим двором, кварталом, районом. И конечно, местному самоуправлению необходимо аккумулировать инициативы граждан, добиваться их практической реализации и контролировать результаты работы, посредством механизма местного самоуправления должны решаться многие конфликтные вопросы и противоречия.

Дорожная карта развития самоуправления в Москве

Правительство Москвы совместно с представителями муниципального сообщества, с экспертами подготовило ряд предложений по развитию местного самоуправления.

Их можно разделить на три основных блока:

  • расширение полномочий муниципальных собраний по управлению ресурсами развития районов
  • участие депутатов в принятии решений по вопросам капитального строительства

Справедлив упрек в том, что сегодня местное самоуправление не имеет достаточных финансовых ресурсов для решения тех вопросов, которые им задают непосредственно жители.


Для справки

В этом году бюджет всех 125 муниципалитетов столицы составляет немногим больше 6 млрд руб., в среднем на муниципалитет приходится около 50 млн руб., которые направляются на работу с детьми, опеку и попечительство, развитие массового спорта, ряд других вопросов местного значения, а также для исполнения ряда переданных государственных полномочий.


Но в реальной жизни на нужды района ежегодно тратится гораздо больше денег.

Эти средства в настоящее время распределяются руководителями префектур и районов фактически по своему усмотрению. Правительство пытается вводить какие-то механизмы согласования этих проектов, но они не формализованы, не статусны. Поэтому на деле далеко не всегда эти средства тратятся так, как хотело бы большинство жителей района. Управы и префектуры реально не согласовывают эти проекты с жителями, глава управы и префект принимает конечное решение так, как ему удобно, как он сам видит это решение. Глава муниципального образования берет на себя ответственность за решения, которые должны приниматься местным сообществом. Это избыточная ответственность и неэффективный вариант принятия решений.

Есть два варианта выхода из сложившейся ситуации. . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в сентябрьском номере журнала "Практика муниципального управления"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях