Особенности разработки и проблемы реализации инвестиционных программ в жилищно-коммунальном хозяйстве

3803
Инвестиционные программы в сфере ЖКХ имеют свои особенности разработки в зависимости от отрасли, в которой они принимаются (водоснабжение, теплоснабжение и т. д.), и ее правового регулирования. К тому же разработать такую программу – это еще полдела, зачастую при ее реализации могут возникнуть самые неожиданные проблемы.

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ имеют свои особенности разработки в зависимости от отрасли, в которой они принимаются (водоснабжение, теплоснабжение и т. д.), и ее правового регулирования. К тому же разработать такую программу – это еще полдела, зачастую при ее реализации могут возникнуть самые неожиданные проблемы.

Нормативная база, которой регулируются вопросы разработки инвестиционных программ, включает Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) и основной документ, который определяет параметры разработки инвестиционных программ – программу комплексного развития Следует отметить, что за время действия Федерального закона № 210-ФЗ сфера его применения постоянно сокращалась. Изначально в него не вошло газоснабжение, потом исключили электроснабжение и теплоснабжение, сейчас исключаются водоснабжение и водоотведение. Эти сферы будут регулироваться своими законами, поэтому вполне возможна ситуация, когда инвестиционная программа по водоснабжению принята, по теплоснабжению – нет, а объект (например, построенный дом) нужно подключать.

Разумеется, отсутствие базового комплексного документа, объединяющего всю инфраструктуру ЖКХ в плане развития, – это, несомненно, негативный фактор. В качестве альтернативы законодателями предложены схемы водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и т. д. Однако положения и требования, которые предусмотрены в законодательстве в отношении этих схем, не компенсируют все не вошедшее в них из программы комплексного развития.

Что касается схемы теплоснабжения, то следует отметить, что закон о теплоснабжении недостаточно проработан, во многом оторван от объективных реальностей, поэтому как документ практически не связан с развитием инфраструктуры в сфере теплоснабжения. Можно сказать, что схема теплоснабжения – это документ для инженерных служб теплоснабжающих организаций, но никак не для органов местного самоуправления и потребителей.

Кроме того, принято постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 “О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения”, в котором, к сожалению, мероприятия по развитию системы как таковые не поименованы. Документ содержит лишь “предложения по мероприятиям”, что автоматически переводит его в категорию рекомендательного, необязательного к исполнению. Например, что делать, если тот, кому сделали “предложения по строительству и реконструкции” источников тепловой энергии и тепловых сетей, с ними не согласится? Вопросов возникает множество.

Только интуитивно можно определить, что при разработке инвестиционных программ теплоснабжающих организаций можно руководствоваться положениями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 “Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса” (далее – постановление № 520-ФЗ), которым установлены требования к содержанию инвестиционных программ.

В соответствии с положениями постановления № 520 в инвестиционную программу включается не просто совокупность мероприятий, которые необходимо осуществить, но и их отражение на качественных и количественных показателях в отношении условий эксплуатации и предоставления услуг и т. д. Все мероприятия, включенные в инвестиционную программу, должны быть детально прописаны с точки зрения адресной привязки и временной характеристики.

В Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении” регламентирован порядок определения стоимости на основании укрупненных показателей стоимости строительства, положения о схеме водоснабжения в части развития инфраструктуры и то, как они реализуются через инвестиционные программы, описаны более подробно.

Об оценке эффективности и финансировании инвестиционных программ

При оценке эффективности мероприятий, включаемых в инвестиционную программу предприятия коммунального комплекса не могут применяться такие традиционные критерии оценки – норма доходности, дисконтированный денежный поток и др. Параметры, показатели и индикаторы должны быть содержательные или качественные.

Что касается предварительного расчета тарифов и надбавок, то здесь, необходимо учитывать не только увеличение тарифа для финансирования тех или иных мероприятий инвестиционной программы, но и то, насколько снизятся расходы в результате их реализации.   . . .ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в сентябрьском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях