Тысяча «почему», или Жилищно-коммунальный парадокс

2205
Сегодня аббревиатура «ЖКХ», наверное, по частоте упоминаний находится в числе лидеров. Почему? Жилье всегда являлось главным достоянием в жизни каждого здравомыслящего человека. Это то, к чему зачастую стремится человек любого возраста, любого социального положения, любых политических убеждений. Но только в Российской Федерации сочетание этих трех слов вызывает негатив и желание что-то изменить. Почему? Давайте попробуем вместе порассуждать и найти возможные для каждого из нас ответы на поставленные вопросы.

Сегодня аббревиатура «ЖКХ», наверное, по частоте упоминаний находится в числе лидеров. Почему? Жилье всегда являлось главным достоянием в жизни каждого здравомыслящего человека. Это то, к чему зачастую стремится человек любого возраста, любого социального положения, любых политических убеждений. Но только в Российской Федерации сочетание этих трех слов вызывает негатив и желание что-то изменить. Почему? Давайте попробуем вместе порассуждать и найти возможные для каждого из нас ответы на поставленные вопросы.

Ассоциации возникают разные, а суть остается одной: ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство – та социальная сторона нашей жизни, без которой трудно представить современное общество. В условиях сурового дальневосточного климата нормальная работа ЖКХ приобретает особое значение и становится уже вопросом жизни, его решение – первое на очереди. И несмотря на это, вникать в суть проблемы не торопятся ни те, чья львиная доля семейного бюджета тратиться на коммуналку, а это прежде всего, наши самые незащищенные граждане (пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, многодетные семьи). Не хотят ни те, кто с утра до вечера, пытаясь заработать на нормальную жизнь, не имеет времени да и желания участвовать в жизни своего дома, без спроса возложенного на него законодателями – депутатами Госдумы РФ, принявшими однажды Жилищный кодекс РФ. Поэтому большинство из нас предпочитают вовсе забыть о ЖКХ, не вспоминать о том, что мы имеем к нему самое прямое отношение.

Как же так? Почему одна из важнейших сторон нашей жизни превратилась попросту в тайну, покрытую мраком и скрытую за семью печатями? Посудите сами: противоречивое жилищное законодательство, поощряемое на протяжении последних лет федеральными структурами, отвечающими за развитие регионов, бесконечно повышающиеся тарифы на коммунальные услуги, десятилетиями неремонтировавшиеся многоквартирные дома, которым вряд ли помогут «припарки» в виде тех крох, выделяемых Фондом реформирования ЖКХ даже не на ремонт, на поддержание их нынешнего технического состояния. А ведь для того чтобы привести в порядок весь жилой фонд страны, потребуется более 10 триллионов рублей! Но за четыре года существования Фонда ЖКХ регионы смогли получить всего 240 миллиардов рублей: только каждый десятый дом из нуждающихся попал в список счастливчиков тех муниципальных образований, администрации которых сумели выполнить требуемые Фондом условия.

Но не только государственные структуры открещивается от ответственности. Большинство собственников жилья также не спешат исполнять свои прямые обязанности по управлению многоквартирным домом (МКД). Почему? Многие из нас не хотят взваливать на себя тот груз, с которым в свое время не справились даже на уровне федерации. Мы прекрасно понимаем, в одиночку нам это не по силам. Хорошим помощником стал бы профессиональный управляющий. Смешно, но на рынке ЖКХ до сих пор острый дефицит квалифицированных кадров! От этого страдает не только сама отрасль, страдают обычные люди: дома продолжают ветшать, ведь даже у тех собственников, желающих хоть как-то повлиять на существующее положение, просто опускаются руки от тех разовых федеральных вливаний в отрасль, что больше похоже на подачки, чем на реальную помощь. Мы с каждым днем все меньше верим в возможный благополучный исход.

И ведь проблема появилась вовсе не вчера, когда жилищно-коммунальное хозяйство впервые попытались переставить на рыночные рельсы. Все началось гораздо раньше, вместе с провозглашением Конституции Российской Федерации, которой было закреплено наше гражданское право на жилище, государство приняло решение наделить нас и правом собственности на жилье. Да, сама идея с его массовой приватизацией – задумка отличная, правительство приняло мудрое решение. Но на деле вышло, что повезло далеко не всем свежеиспеченным собственникам. Тех, кому удалось заполучить в собственность тогда еще новостройки, оказалось меньшинство. Основной же части домовладельцев достался изношенный жилфонд, требующий срочного ремонта. В итоге, с одной стороны, личным жильем удалось обеспечить сразу основную часть граждан, с другой – государство попросту нашло отличный способ наделить новых собственников массой обязанностей по содержанию и ремонту уже их общедолевой собственности.

Но тогда, в конце 90-х – начале 2000-х гг., мы в полной мере не осознавали масштабов последствий произошедшего, не думали, что власти смогут так просто отказаться от своей бывшей собственности, капремонт которой до сих пор числится за ними (ст.16 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»). В итоге, десятки лет наши дома ветшали, изнашивались, приходили в негодность. Десятки лет мы исправно платили за их содержание и ремонт. Десятки лет мы жили в ожидании чуда, имя которому «Ремонт». Десятки лет нас кормили обещаниями и «завтраками»… Но даже это еще было не поздно исправить. Всего-то и нужно было, что утвердить на уровне Федерации единый для всех жильцов тариф на капремонт. Но правительство молчало, игнорировались и любые подобные предложения с мест. Почему? Потому что во время предвыборных политических гонок не принято стращать потенциальный электорат возможными дополнительными тратами, а в результате победы – неприлично от своих слов отступаться.

Новой вехой становления государственной жилищной политики стало принятие Жилищного кодекса РФ, который окончательно переложил на плечи свежеиспеченных собственников все бремя ответственности по содержанию и ремонту жилья. Муниципальные обслуживающие предприятия (ЖПЭТы и ЖЭУ) сменили коммерческие управляющие организации и объединения собственников в виде ТСЖ, которые уже не только обслуживают, но и ремонтируют МКД, но, правда, за счет жильцов.

Вновь мы оказались один на один с проблемами недоремонтов, а в качестве «мальчиков для битья» нам предложили управляющих организации и ТСЖ. На них-то и обрушилось скопившееся за долгие годы недовольство и возмущение населения. Управляющие компании, ТСЖ, еще не успев толком войти в курс дела, столкнулись с негативом, собственники до сих пор отказываются идти на контакт, не говоря уже об исполнении своих прямых обязательств. При этом сложившееся положение дел целиком и полностью устраивает чиновников того же Министерства регионального развития РФ. Зачем задумываться над тем, что делать, искать приемлемые решения? Гораздо проще «найти», кто виноват. И виновником совершенно неожиданно оказалась управляющая компания. Самое удивительное, что люди, мы с вами, с легкостью в это поверили!

Чтобы окончательно реализовать достигнутый намеченный курс, правительство подключило к этому СМИ. И не прогадало.

За последние годы ЖКХ стало именем нарицательным, синонимом разрухи и воровства, управляющие организации вместе с товариществами собственников враз оказались ворами и мошенниками. На телеканалах то и дело появляются проекты, руководители которых считают своим долгом разоблачить хотя бы одно предприятие ЖКХ!. Бешеной популярностью у телезрителей пользуется программа Первого канала «ЖКХ» с Еленой Прокловой, которая, как зеркало, отражает нынешнее отношение россиян к отрасли. Найти среди имеющихся сегодня СМИ те, что объективно и доступно рассказывают о жилищно-коммунальном хозяйстве и разъясняют жилищное законодательство, невероятно сложно. И государство, как наркозависимый, который, принимая очередную дозу, оказывается за пределами реальности и не может объективно оценить обстановку, с упрямством продолжает напускать туману, убеждая себя и окружающих в том, что ситуация вот-вот изменится и все проблемы как-нибудь сами собой разрешаться. Оно не понимает, что болезнь ее прогрессирует и требует незамедлительного лечения, иначе будет поздно.

Тем не менее, в регионах сегодня достаточно примеров умелого управления жилой недвижимостью как непосредственно самими собственниками, так и прогрессивными компаниями, стремящимися сделать свой бизнес долгосрочным и надежным. Спасибо муниципалитетам, которые на местах, не надеясь на помощь федерального правительства, стремятся любыми способами исправить ситуацию. Например, в Новосибирске совсем недавно силами городского департамента энергетики и ЖКХ была выпущена брошюра «Реформа ЖКХ в вопросах и ответах», в Омске администрация всячески поддерживает развитие малого и среднего бизнеса, поощряя предпринимателей, решивших начать свое дело в ЖКХ. Наши соседи, городские власти Владивостока за свой счет регулярно готовят специалистов ЖКХ для муниципальных образований для всего Приморского края. И таких примеров, поверьте, немало по всей России! Именно такой конструктивный подход демонстрируют страны с развитой рыночной экономикой. Почему бы прессе не начать не рассказывать об этом?

Но средства массовой информации с завидным упорством и даже некоей обреченностью слепого стараются не замечать многих очевидных фактов. К примеру, большинство россиян до сих пор уверены, что регулярное повышение коммунальных тарифов – дело рук управляющих организаций и ТСЖ. На самом деле, рост тарифов зависит исключительно от воли правительства: на федеральном уровне за это отвечает Федеральная служба по тарифам, на региональном – комитеты по ценам и тарифам. Большинство обозревателей СМИ по сей день не видят разницы между тарифами на коммуналку и жилищные услуги. Рассказывая о повышении цен на свет, воду и газ, они паровозом «захватывают» услуги жилищные, размер которых целиком и полностью зависит от собственника! Не считает нужным пресса обратить внимание своего читателя на то, что в отличие от роста коммунальных тарифов увеличение размера платы на содержание и ремонт жилья направлено на повышение комфорта его же проживания. Причем этот самый комфорт почему-то составляет всего 25 процентов от общей суммы, указанной квитанции! Но и этих крох нас так и норовят лишить.

Удивительно, что средства массовой информации этого не видят. Не рассказывают они в своих статьях, сюжетах о более чем лояльном отношении власти к коммунальным организациям, интересы которых, кажется, защищены по всем законодательным фронтам. Складывается впечатление, что законодатели намеренно лоббируют интересы ресурсников, дабы обеспечить не только их старость, но и свою. Иначе, как объяснить факт того, что на уровне Федерации принимаются нормативно-правовые акты, изначально выгодные лишь коммунальщикам? Так, постановления Правительства РФ № 307 и № 354 о предоставлении коммунальных услуг определили управляющие компании и ТСЖ исполнителями этих самых услуг, у которых есть масса обязательств, но нет, по большому счету, прав. В отношении потребителей исполнители коммунальных услуг несут ответственность за должное содержание инженерных коммуникаций дома, а перед поставщиком энергоресурсов они отвечают за 100-процентную оплату оказанных населению коммунальных услуг. Вопрос об обязательствах самих потребителей и поставщиков коммуналки перед управляющими организациями информация отходит на второй план. Ресурсоснабжающие предприятия, при детальном рассмотрении и проводимых проверках на деле оказываются вовсе не жертвами: деньги, которые в судебном порядке отнимаются у простых граждан, идут не на ремонт и модернизацию коммунального хозяйства, как нам рассказывают, а на повышение личного комфорта и благосостояния работников коммунальной отрасли.

То есть провозглашенное Конституцией РФ всеобщее равенство автоматически перестает действовать, когда речь заходит о взаимоотношениях коммунальных организаций с жилищными компаниями! Но почему за долги наших нерадивых соседей по коммуналке мы должны расплачиваться своим личным комфортом? Почему нас, добросовестных плательщиков, законодатели лишили возможности жить в чистом, ухоженном подъезде, а наших детей – играть на благоустроенных детских площадках? На страницах журналов и газет, на ТВ ответа, увы, не найти.

И даже, несмотря на это, в СМИ (читай, в обществе) упорно муссируются слухи о неслыханном богатстве руководителей управляющих компаний и председателей ТСЖ, об их огромных счетах в заграничных банках и недвижимости на берегу Средиземного моря. Правда, изучив подшивку Forbes, обнаружить в списке богатейших людей России хотя бы одного руководителя управляющей организации или председателя ТСЖ не удалось. Не нашлось здесь места и для их супругов, да и дети учатся в обычных российских школах и вузах, а не заграницей, или трудятся в рядовых организациях и предприятиях далеко не федерального значения. Как бы ни хотелось верить, но управление многоквартирным домом, его содержание и обслуживание не может принести таких доходов, какие ресурсники получают от поставки населению коммунальных услуг. Ведь дабы МКД служил управляющей компании и ТСЖ постоянным источником высокой прибыли, нужно, чтобы его инженерные сети и конструктивные элементы находились в идеальном состоянии, а все без исключения жильцы исправно платили по счетам. Но таких эталонных многоэтажек на всю Россию – мизерный процент. Согласитесь, этого явно недостаточно, чтобы скопить хотя бы один из обсуждаемых миллионов...

Нападки на жилищные организации, требование невозможного от собственника будут продолжаться до тех пор, пока будут приниматься противоречащие здравой логике законы и нормативно-правовые акты, пока потребитель и управляющая организация (ТСЖ) не начнут, наконец, сотрудничать и решать вопросы цивилизованными методами. Например, через саморегулируемые организации управляющих недвижимостью (СРО). Ведь действующие в СРО единые стандарты и правила поведения на рынке ЖКХ, с одной стороны дисциплинируют управляющие организации, с другой – гарантируют собственникам высококачественное управление их многоквартирного дома. Другими словами, саморегулируемые организации создаются не для соблюдения прав и интересов жилищно-коммунальных организаций, как многие считают, а для защиты самих собственников жилья от негативных явлений в отрасли: от недобросовестных управляющих компаний и угрозы остаться без денег и ремонта, от судебных тяжб и разбирательств – в общем, от всего того, чего больше всего боятся наши граждане. Саморегулируемые организации, выступая в спорах с управляющей компанией на стороне потребителя жилищных и коммунальных услуг, активно помогают жилищно-коммунальному хозяйству избавиться от целенаправленно навязываемого государством отрицательного образа. СРО НП «ЖКХ-Групп» в их числе. Ее главная цель – вывести дальневосточный рынок ЖКХ на качественно новый уровень, где собственник и УК становятся равноправными партнерами и вместе пытаются решить проблемы управление многоквартирными домами.

За четыре года своего существования Партнерство не без успеха разрешает вопросы жилищно-коммунального хозяйства Дальнего Востока, тесно сотрудничая с жильцами, управляющими организациями и активно участвуя в законотворчестве. Дабы в разы облегчить незавидную участь собственников, систематизировать работу предприятий ЖКХ и конкретизировать, наконец, права и обязанности УК, СРО НП «ЖКХ-Групп» регулярно вносит на уровень федерации и региона предложения, рекомендации по законопроектам и изменению действующих документов жилищного законодательства. К нынешнему дню специалисты Партнерства предоставили на уровень федерального правительства более 70 разработок законопроектов и предложений по изменению действующего законодательства, которые могли бы в разы облегчить и упростить жизнь собственников жилья и уравнять, наконец, в своих правах все три стороны договорных отношений: РСО, УК и потребителя. Некоторые из конкретных предложений СРО по конкретизации обязанностей УК и ТСЖ уже легли в основу изменений, внесенных в ЖК РФ и в постановление Правительство РФ №731 по раскрытию информации.

В успешном продвижении законодательных проектов и предложений очень помогают публичные дискуссионные площадки, их СРО НП «ЖКХ-Групп» регулярно организует. Среди них: I и II Всероссийские конференции саморегулируемых организаций «Жилищно-коммунальный комплекс России: практика, проблемы, новации», прошедшие в 2009-2010 гг. в Хабаровске. Благодаря этим массовым событиям, в которых охотно принимают участие федеральные чины, наши местные законодательные инициативы, наконец, стали достигать цели – уровня Федерации.

И это только радует. Ведь упорно складывается впечатление, что те, кто обязан заниматься законотворчеством и улучшением жизни своих граждан априори, не спешат этим заниматься. Яркий пример: законопроект о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ. 25 мая 2012 года документ был принят в первом чтении, регионам дали 30 дней на внесение своих предложений и рекомендаций. Из более чем 80 краев и областей нашей страны высказались только семь, и Хабаровский край среди них не числится!

Вполне возможно, что с созданием профильного министерства по развитию Дальнего Востока ситуация с реформированием отрасли ЖКХ в дальневосточном регионе изменится к лучшему. Поэтому нужно с оптимизмом смотреть в будущее нашего жилищно-коммунального хозяйства, а нашим жилищным организациям – продолжать работать в этом направлении более усердно и слаженно.

Первый заместитель Мэра

города Хабаровска

по городскому хозяйству

С.А.Чернышов



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль