Нужна концепция устойчивого развития местного самоуправления

1146
В течение последних лет муниципальное сообщество, как на политическом, так и на экспертном уровне анализируя ход муниципальной реформы в стране, вырабатывало направление дальнейшего развития местного самоуправления.

В течение последних лет муниципальное сообщество, как на политическом, так и на экспертном уровне анализируя ход муниципальной реформы в стране, вырабатывало направление дальнейшего развития местного самоуправления.

В начале 2012 г. в Государственной думе прошли парламентские слушания, посвященные уточнению полномочий местной власти и определению финансовых источников для их исполнения. В середине года все межрегиональные объединения муниципалитетов (Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Союз городов Центра и Северо-Запада, Ассоциация “Города Урала”, Ассоциация городов Поволжья) провели свои общие собрания со схожей тематикой. Эти же вопросы рассматривали Ассоциация малых и средних городов России и Союз российских городов. Состоялось первое совместное заседание экспертных советов Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), На последовавшим за этим IV съезде ВСМС был принят итоговый документ, в котором обозначены основные проблемы муниципального строительства.

Что в итоге представило муниципальное сообщество новому президенту РФ и правительству страны?

Как координатор подготовки итоговых документов ряда перечисленных мероприятий, позволю себе обобщить основные положения этих посланий.

Безусловно, на протяжении последних лет принимаются меры по повышению эффективности государственной политики в отношении местного самоуправления. И все же, несмотря на масштабы проделанной работы, процесс разграничения полномочий между уровнями публичной власти не завершен. Так и не достигнуто соответствие финансовых потребностей муниципалитетов их доходным источникам. Проблемы у большинства муниципалитетов одинаковы:

  • низкий уровень доходов;
  • слаборазвитая материально-техническая база;
  • нехватка кадров;
  • отсутствие четких стратегических целей.

Муниципальным сообществом выдвигается важный тезис: экономический рост России, модернизация экономики, так же, как и оказание адресной социальной поддержки гражданам, невозможны без активного участия муниципальных образований. Они должны иметь возможность влиять на формирование инвестиционного климата и решение социально-экономических вопросов на своих территориях. Для этого им требуются соответствующие властные полномочия, стабильная и достаточная финансовая база.

За годы, прошедшие после принятия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), в результате его постоянной корректировки, перечень вопросов местного значения увеличился более чем на треть. Насколько умножились полномочия, “разбросанные” по отраслевым федеральным законам, никто даже не считал. Равно как никто не оценивал стоимость этих полномочий. Расходы местного самоуправления существенно возросли, но перераспределения доходных налоговых источников между уровнями бюджетной системы при этом не произошло.

Имеются случаи установления полномочий органов местного самоуправления подзаконными правовыми актами, например ведение похозяйственных книг вводится приказом Минсельхоза РФ.

Существует ряд полномочий с неопределенной правовой природой, таких, как отлов и содержание безнадзорных животных, постановка на учет и содержание бесхозяйного недвижимого имущества, оформление права муниципальной собственности на него при отсутствии собственника, размещение социальной рекламы… Перечисление может быть долгим.

Или, например, несоответствие между положениями Федерального закона № 131-ФЗ и Лесным кодексом, согласно которому организация использования, защиты и воспроизводства всех городских лесов, вне зависимости от того, в чьей собственности находятся участки, возложена на органы местного самоуправления поселений и городских округов. И даже уроки пожаров лета 2010 г. не стали поводом для преодоления ведомственной чересполосицы.

Иногда при описании вопросов ведения разных уровней власти и типов муниципалитетов правовые формулировки весьма схожи и невозможно определить границы ответственности каждого. Это касается охраны окружающей среды, работы с детьми и молодежью, поддержки сельскохозяйственного производства, малого и среднего предпринимательства, народных художественных промыслов, культуры и т. д.

На органы местного самоуправления неоправданно возлагаются функции общегосударственного или регионального характера, требующие централизованного подхода, среди них такие, как профилактика терроризма и экстремизма, гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, деятельность аварийно-спасательных служб и формирований, мобилизационная подготовка.    . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в ноябрьском номере журнала "Практика муниципального управления"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль