Почему мы такие бедные?

1352
Вначале попробуем разобраться, сколько россиян бедствует. Официальная статистика к бедным относит только тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума (17,9 млн. чел.).

Вначале попробуем разобраться, сколько россиян бедствует. Официальная статистика к бедным относит только тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума (17,9 млн. чел.).

К бедным, на наш взгляд, можно без колебаний отнести бездомных (так называемых БОМЖей, о количестве которых статистика безмолвствует, но по опубликованным оценкам их 4,5 млн. чел.). К этой категории примыкают безработные (5,6 млн. чел.) и лица без гражданства (0,17 млн. чел.). Не относятся к бедным по доходам, но бедствуют по жилищным условиям: проживающие в ветхом и аварийном жилье (4,2 млн. чел.), остро нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не имеющие возможности это себе позволить – 30,6 млн. чел, в т. ч. поставленные на учет (малоимущие) – 7,1 млн. чел. К бедствующим, по-видимому, следует отнести: инвалидов (13,2 млн. чел.), алкоголиков (1,95 млн. чел.), наркоманов (0,04 млн. чел.) и членов их семей. Бедствуют больные СПИДом (0,37 млн. чел.), заключенные (0,82 млн. чел.). Попали в беду пропавшие без вести (ежегодно по опубликованным данным пропадает без вести – 0,05 млн. чел.), дети без попечения родителей (в 2010 году выявлено 0,1 млн. таких детей), онкологические больные (1,5 млн. чел.), лица с диагнозом «болезни нервной системы» (2,3 млн. чел.). К бедствующим относятся и те, кто проживает в городах с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха, превышающем гигиенические нормативы в 5 и более раз (до 50 млн. чел.), и те, кто снабжается питьевой водой, не отвечающей требованиям безопасности (19 млн. чел.), и те, чье жилье расположено в пределах санитарно-защитных зон, т.к. они подвержены влиянию вредных производственных факторов (2,4 млн. чел.). Но к самой многочисленной категории бедствующих россиян, наверное, следует отнести тех, кто испытывает постоянные перебои в снабжении коммунальными услугами (электроэнергия, отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, работа лифтов, вывоз бытовых отходов, эксплуатация дорог в зимний период, канализование ливневых и пропуск талых вод) из-за изношенности и маломощности коммунальной инфраструктуры.

Эта тема заслуживает особого внимания. Совершенно не совместимы с безопасной жизнедеятельностью населения: систематически выходящие из строя зимой системы теплоснабжения, частые и длительные перебои в электроснабжении, водоснабжении и водоотведении жилья, несвоевременный вывоз бытовых отходов, особенно летом, неудовлетворительное содержание дорог в условиях снегопада и гололедицы. Статистика умалчивает о коммунальных бедствиях россиян, нет и общероссийского показателя коммунального благополучия населения.

Вместе с тем, в Белгороде с 2007 года используется «индекс надежности систем жизнеобеспечения», который учитывает почасовую недопоставку каждому жителю города коммунальных услуг. Так, упомянутый индекс по итогам 2011 года составил 0,982. Это означает, что каждый белгородец в течение года не получал положенных коммунальных услуг в течение 6,5 суток, если просуммировать недопоставленную по отдельности каждую коммунальную услугу.

На первый взгляд, ситуация с надежностью поставки коммунальных услуг в Белгороде относительно благополучна. Но это только на первый взгляд. Физический износ городской коммунальной инфраструктуры и особенно городских инженерных сетей очень высок и достигает 50%. Требуют замены более 300 км водоводов и канализационных коллекторов, 119 км тепловых сетей, 276 км электрических сетей, территорию города пересекает магистральный газопровод высокого давления, что сопряжено с высоким риском, - а темпы ежегодной перекладки инженерных сетей не обеспечивают даже компенсацию текущего износа. Чтобы профинансировать замену изношенной городской коммунальной инфраструктуры, необходимо увеличить в 3 раза на ближайшие 5 лет тарифы на оплату коммунальных услуг, или направить на эти цели финансовые ресурсы, эквивалентные по сумме двум с половиной годовым бюджетам города, или выделить более четверти годового бюджета Белгородской области.

Ни один из этих вариантов не реален. Для нашего города это тупиковая ситуация, с высокой вероятностью угрожающая тяжелейшими социальными последствиями, хотя в Белгороде коммунальная инфраструктура далеко не самая изношенная по сравнению с другими городами.

По опубликованным оценкам, на восстановление высоко изношенной коммунальной инфраструктуры России необходимо порядка 6 триллионов рублей. Это более трети консолидированного федерального бюджета, но рано или поздно приступать к решению этой важнейшей проблемы нужно. Лучше рано. Определенные надежды на реанимацию жилищно - коммунальной сферы породила «Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 г. №102-р, которым Минрегиону России поручалось обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство РФ до 15.04.2010 г. Но по прошествии 2,5 лет данная Программа Правительством РФ все еще не утверждена.

Очень важной и своевременной государственной мерой стало учреждение в 2007 году Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Деятельность Фонда позволила на условиях софинансирования (доля федерального бюджета – 73,8%) направить 436,6 млрд. руб. на капитальный ремонт 114,3 тыс. многоквартирных домов, где проживает 17,4 млн. чел., и отселить 343,6 тыс. чел. из 20540 аварийных домов. Работа Фонда, заканчивающего свою деятельность в этом году, получила всеобщее одобрение и заслуживает того, чтобы он продолжил свою деятельность, а его опыт был использован для решения проблем замены изношенной коммунальной инфраструктуры.

Остро стоит вопрос оптимизации тарифной политики, предполагающий устранение внутритарифной дискриминации между жилищной и коммунальной сферами. Сегодня в нашей стране тарифы на содержание и текущий ремонт мест общего пользования в многоквартирных домах, т.е. на услуги жилищных организаций, и тарифы на коммунальные услуги относятся как 1:5. В США это соотношение равно 1:1, в Великобритании - 1:2. Следствием такого перекоса является то, что жилищные организации балансируют на гране банкротства, а электроснабжение, к примеру, сверхприбыльно. Поэтому внутридомовые инженерные системы ветшают и дают сбои чаще, чем коммунальные.

Имеется тарифная дискриминация и внутри коммунального комплекса: электро-газо-теплоснабжение явно в привилегированном финансовом положении относительно водоснабжения и водоотведения. Но и внутри каждой коммунальной структуры имеется серьезный тарифный перекос. Так, сегодня генерирующие и сетевые компании – это отдельные хозяйствующие субъекты - функционируют в неравных условиях: первые снимают тарифные сливки, а вторые влачат жалкое существование. Здесь речь идет не о повышении тарифов на жилищные услуги, а о настоятельной потребности во внутритарифном перераспределении платежей потребителей между жилищниками и коммунальшиками, между сетевыми и генерирующими компаниями, между водоснабжением и электроснабжением.

Следует констатировать, что приватизация энергокомплекса России, его реструктуризация еще больше усугубили ситуацию с заменой изношенных инженерных сетей. Явно выраженная политика частных энергетических компаний сводится к тому, чтобы правдами и неправдами взвалить эксплуатацию изношенных городских инженерных сетей на органы местного самоуправления, оставив за собой высоко прибыльную генерацию тепла и электроэнергии, а также тарифные привилегии.

Почему проблема износа инженерных коммуникаций столь остро стоит именно для России? Во-первых, потому что экономически развитые страны в отличие от нас создали цивилизованный рынок жилищно-коммунальных услуг, во-вторых, сети и генерация у них представляет собой единый хозяйственный комплекс, поставляющий энергоресурсы до конечного потребителя, в-третьих, эти страны выдерживают оптимальные внутритарифные жилищно-коммунальные пропорции, в-четвертых, они считают себя не настолько богатыми, чтобы экономить на долговечности и способе прокладки инженерных коммуникаций. Водоводы в экономически развитых странах изготавливают из полиэтилена, высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, а у нас – из черного металла или серого чугуна. Понятно, что срок службы водоводов из черного металла из-за коррозионного износа и чугуна из-за порывов в результате гидравлических ударов в несколько раз меньше, а их замена значительно более накладна, чем разница в первичных затратах. Прокладка и замена инженерных коммуникаций у них осуществляется с помощью бестраншейных технологий, у нас – открытым способом в траншеях. Поэтому прокладка и замена коммуникаций у нас в несколько раз дороже.

За рубежом распространены профилактическое обслуживание и диагностика состояния коммуникаций с помощью специальных стационарных датчиков, неразрушающих методов контроля, телевизионного контроля состояния внутренней поверхности трубопроводов. У нас – в лучшем случае за счет гидравлического испытания (разрушающего метода контроля), в худшем - эксплуатация до полного износа. Поэтому аварийно-восстановительные работы у нас давно уже стали повседневной практикой, а по удельным объемам на единицу протяженности коммуникаций они в несколько раз выше зарубежных.

Из вышеизложенного напрашивается вывод: выход из опасного жилищно-коммунального кризиса возможен только через безотлагательную мобилизацию значительных консолидированных бюджетных средств, через направление прибыли частных энергетических компаний и муниципальных коммунальных предприятий, а также через получение ими льготных и под государственные гарантии кредитных ресурсов на восстановление и модернизацию коммунальной инфраструктуры в рамках национального проекта. В противном случае более половины россиян, ныне находящихся в зоне сверхвысоких коммунальных рисков, перейдет в самую массовую категорию бедствующего населения.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях