Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления

4584
В конце 2012 г. состоялось расширенное заседание Центрального совета Общероссийской общественной организации “Всероссийский совет местного самоуправления” (ВСМС). В работе совета принял участие министр регионального развития И.Н. Слюняев, который в своем выступлении изложил взгляд министерства на проблемы, итоги и перспективы реформирования местного самоуправления.

В конце 2012 г. состоялось расширенное заседание Центрального совета Общероссийской общественной организации “Всероссийский совет местного самоуправления” (ВСМС). В работе совета принял участие министр регионального развития И.Н. Слюняев, который в своем выступлении изложил взгляд министерства на проблемы, итоги и перспективы реформирования местного самоуправления.

Основные проблемы местного самоуправления

Из основных проблем местного самоуправления сегодня следует назвать:

  •  отсутствие четких приоритетов развития;
  •  неразграниченность отдельных полномочий органов местного самоуправления.

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в 23 139 муниципальных образованиях, большую часть из которых составляют сельские поселения (рис. 1).

Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления

Рис. 1. Количество муниципальных образований

В последние годы наблюдается процесс сокращения количества муниципальных образований, в первую очередь за счет объединения сельских поселений. Одной из причин этого процесса являются сложности реализации всех закрепленных за муниципальными образованиями вопросов местного значения в связи с недостаточным экономическим потенциалом указанных поселений;

Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления

Рис. 2. Тенденция сокращения количества муниципальных образований

  •  низкий уровень бюджетной обеспеченности.

Если проанализировать источники формирования местных бюджетов, спроецировать их на полномочия, оказывается, что там не более 28% собственных источников, достаточных, чтобы реализовать переданные полномочия;

  •  нехватка квалифицированных кадров и отсутствие к ним унифицированных требований.

Конечно же, Россия – большая страна. Разные условия хозяйствования, образования, природно-климатические условия. Данная специфика должна учитываться на муниципальном уровне. Но в целом стандартные подходы должны быть едиными для всей страны;

  •  неурегулированность взаимодействия с контрольно-надзорными органами.

В последнее время стали активно работать контрольные и надзорные органы, которые уделяют пристальное внимание органам местного самоуправления, требуют постоянной отчетности и написания бесчисленных справок, причем зачастую даже по тем данным, которые есть в открытом доступе на сайтах муниципалитетов. Эта проблема требует дополнительного исследования и принятия решений. Активным помощником в таком анализе должен выступать Всероссийский совет местного самоуправления и другие общественные объединения местного самоуправления.

Проблема бюджетной обеспеченности

Проблема бюджетной обеспеченности муниципалитетов стоит крайне остро. В 2011 г. уровень покрытия расходов местных бюджетов (2,9 трлн руб.) за счет собственных источников составил всего 39,2%. Это ровно в 2 раза ниже, чем уровень покрытия консолидированных бюджетов субъектов РФ (78,1%).

Зависимость муниципальных районов от финансовой помощи из региональных бюджетов осталась на высоком уровне. Это свидетельствует о наличии дисбаланса между принятыми расходными обязательствами по исполнению переданных полномочий и имеющимися собственными доходными источниками их финансирования.

В 2011 г. доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме поступлений в бюджеты муниципальных районов снизилась на 2,4 п. п. и составила в среднем по Российской Федерации 36,6%.

Наибольшая доля налоговых и неналоговых доходов в бюджетах муниципальных районов (более 60%) зафиксирована в четырех регионах. Максимальное значение показателя наблюдается в муниципальных районах Приморского края (77,6%) и Московской области (72,1%). В восьми регионах доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов муниципальных районов менее 20%. Наименьшее значение показателя зафиксировано в Тюменской области (8,9%), Республике Ингушетия (10,5%), Республике Дагестан . Причем поступления от местных налогов составляют всего несколько процентов от всех собственных доходов местных бюджетов (4,8% от земельного налога и 0,2% от налога на имущество физических лиц).

В сравнении с муниципальными районами городские округа обладают большей финансовой самостоятельностью, что объясняется концентрацией трудовых и производственных ресурсов на территории муниципальных образований данного типа. Однако в 2011 г. доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме поступлений в бюджеты городских округов также снизилась на 1,5 п. п. и составила в среднем по Российской Федерации 64,1%.

Наибольшая доля налоговых и неналоговых доходов бюджетов городских округов (более 60%) отмечена в 62 регионах. Максимальное значение показателя (более 80%) наблюдается в Ленинградской (91,3%), Калужской (91,3%), Омской (88,3%) и Тульской (86,6%) областях. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов городских округов менее 50% зафиксирована в 11 регионах. Наименьшее значение показателя (менее 30%) отмечено в Ненецком АО (21,3%) и Тюменской области (27,7%).

Основным налогом, формирующим местные бюджеты, остается федеральный налог на доходы физических лиц, к регулированию которого муниципалитеты не имеют отношения.

Объем и структура доходов не только негативно сказываются на финансовой самостоятельности местных органов власти, но и определяют низкую инвестиционную направленность их расходов.

Во исполнение Президента РФ от 07.05.2012 № 601 “Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления” в этом году проделана довольно серьезная работа по изменению ситуации. Разработан целый ряд мер, направленных на повышение бюджетной обеспеченности муниципалитетов.


Для справки

С будущего года местные бюджеты получат 100% отчислений от применения патентной системы и 100% доходов от единого сельхозналога. Это предусмотрено Федеральным законом Российской Федерации от 25.06.2012 № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"Президент РФ подписал Федеральный закон от 03.12.2012 № 244-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”. В соответствии с ним в бюджеты муниципалитетов будут подлежать зачислению:

  •  с 1 января 2013 г. все штрафы за нарушения муниципальных правовых актов и плата за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности;
  •  с 2014 г. все доходы от продажи и аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (ранее норматив составлял 80%);
  •  с 2016 г. плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 55% (было 40%).

Кроме того, с 2014 г. муниципальные дорожные фонды будут формироваться за счет акцизов на нефтепродукты, поступающих в местный бюджет.


В совокупности дополнительные доходы местных бюджетов оцениваются в объеме более 67 млрд руб.

Но необходимы и другие меры. Крайне важно нацелить местные органы власти на “выращивание” бизнеса на своей территории, заинтересовать муниципалитеты в формировании благоприятной предпринимательской среды и создании стимулов для развития производства.

Проблема квалифицированных кадров

Сегодня в муниципальных органах власти работают 482 тыс. чел. Именно на этом уровне наиболее остро ощущается кадровый голод. Непривлекательность муниципальной службы обусловлена как низкой оплатой труда, так и невысоким потолком для профессионального роста и отсутствием кадровых лифтов.

Поэтому повышение стимулов, подготовка и переподготовка кадров для местного самоуправления – одни из наших важнейших задач. Считаю, органы местного самоуправления должны активнее работать с вузами и специальными учебными заведениями и уже на этапе обучения ориентировать молодых людей на работу в местных органах власти.

Необходимо подумать о разработке механизмов включения наиболее талантливых работников муниципальной службы в кадровый резерв государственной службы.

Отдельно следует решать вопросы повышения квалификации муниципальных кадров. Минрегион России провел мониторинг, в ходе которого выяснено, что в 73 субъектах РФ в настоящее время реализуются программы по подготовке и переподготовке муниципальных служащих. За 2012 г. обучение прошли более 130 тыс. чел., т. е. обучался примерно каждый четвертый муниципальный служащий. Это неплохие количественные показатели, но качество обучения необходимо повышать. Важнейшим направлением должно стать освоение современных информационных технологий, применение инновационных управленческих решений. Следует также подумать о введении обязательных программ обучения для всех глав муниципальных образований.

Неурегулированность взаимодействия с контрольно-надзорными органами

Все прекрасно помнят жесткий посыл Дмитрия Анатольевича Медведева прекратить “кошмарить” бизнес. Однако после того, как был принят Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), который упорядочил проверки предпринимателей, такое ощущение, что контрольно-надзорные органы все свои силы перекинули на местные органы власти. Сегодня это действительно вылилось в большую проблему.


Пример

Так, за неполный 2012 г. прокуратура направила 1162 обращения в адрес администрации г. Хабаровска и 2600 обращений в адрес администрации г. Новосибирска. Это без учета обращений от остальных надзорно-контрольных органов, требования которых зачастую противоречат друг другу.


В общей сложности 23 государственных органа осуществляют контрольно-надзорную деятельность в отношении органов местного самоуправления. Среди них Прокуратура РФ, МЧС России, МВД России, Минюст России, Казначейство, ФНС России, ФСКН России, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Росреестр, Рособрнадзор, Рослесхоз, Россельхознадзор, ФАС России, ФСТ России, ФМС России, Роструднадзор, Ространснадзор, Росфиннадзор, Росздравнадзор, Росалкогольрегулирование, Росрыболовство, контрольно-счетные органы субъектов РФ. Все они требуют предоставления информации, причем запросы во многих случаях касаются информации о муниципальных актах, структуре органов, осуществлении муниципального заказа, т. е. той информации, которая находится в открытом доступе и размещена на официальных сайтах муниципалитетов.

Среди проблем взаимоотношения с контрольно-надзорными органами следует выделить следующие:

  •  значительное количество запросов информации, зачастую не вытекающих из положений законодательства (например, требование предоставлять проекты всех муниципальных правовых актов) и нередко дублирующих друг друга;
  •  короткие сроки исполнения запросов (от нескольких часов до нескольких дней);
  •  запросы больших объемов информации в бумажной форме при крайне ограниченном использовании проверяющими органами открытых источников и возможностей электронного документооборота;
  • формальный подход проверяющих органов без оценки объективной возможности органов местного самоуправления предотвратить либо устранить нарушение и возможных негативных последствий формального применения норм законов (так, при обнаружении нарушений, допущенных из-за финансовой необеспеченности муниципальных образований, накладываются штрафы, которые демотивируют должностных лиц и ухудшают и без того неблагополучную финансовую ситуацию);
  • требование от органов местного самоуправления осуществлять расходы, напрямую не предусмотренные законодательством (например, по обеспечению государственной охраны зданий и помещений, занимаемых органами местного самоуправления, или по содержанию объектов, не относящихся к муниципальной собственности и не предназначенных для решения вопросов местного значения).

Исходя из этого, Минрегион России будет добиваться, чтобы по аналогии с Федеральным законом № 294-ФЗ были установлены требования к периодичности и порядку проведения плановых проверок и сформулирован четкий перечень оснований для проведения внеплановых проверок.

Основные направления деятельности Минрегиона России

Прежде всего следует отметить, что работа министерства будет строиться на принципах открытости и в тесном взаимодействии с представителями экспертного сообщества, институтов гражданского общества, в первую очередь с объединениями местного самоуправления, такими как ОКМО, ВСМС, АСДГ, Союз российских городов, Союз городов Центра и Северо-Запада, Ассоциация городов Поволжья и др., средств массовой информации. Исходя из своих полномочий, Минрегион России будет проводить целенаправленную деятельность по продвижению реформы местного самоуправления в нашей стране. В частности, сотрудники министерства в течение 2013 г.:. . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в февральском номере журнала "Практика муниципального управления"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль