Применение нормативных актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующих жилищную сферу

2483
Общие, основополагающие механизмы развития жилищно-коммунальной отрасли создаются на федеральном уровне в виде нормативных актов различных инстанций, однако основные преобразования в жилищно-коммунальном комплексе происходят на местах – в субъектах РФ и муниципальных образованиях, где данные механизмы, прописанные в федеральных документах, необходимо применить практически.

Общие, основополагающие механизмы развития жилищно-коммунальной отрасли создаются на федеральном уровне в виде нормативных актов различных инстанций, однако основные преобразования в жилищно-коммунальном комплексе происходят на местах – в субъектах РФ и муниципальных образованиях, где данные механизмы, прописанные в федеральных документах, необходимо применить практически. В своей структуре федеральные законы и постановления Правительства РФ, регулирующие жилищно-коммунальную сферу, часто содержат прямые указания на самостоятельную реализацию некоторых функций местными органами власти. Как правило, данные требования предусматривают разработку локального (местного) нормативного акта для комплексной реализации механизма, предусмотренного федеральным актом.

Кроме того, нередки случаи, когда субъекты РФ или муниципальные образования при реализации своих функций сталкиваются с пробелами в федеральном законодательстве и вынуждены в инициативном порядке разрабатывать свой документ.

Предметом приводимого дела является попытка оспорить принятые на местном уровне акты, касающиеся вопросов реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (Федеральный закон № 185-ФЗ) и вопросов управления многоквартирными домами (МКД), которые касаются практически каждого субъекта РФ.

Верховным Судом РФ рассмотрен вопрос о легитимности нормативного акта, принятого правительством Ивановской области, которым утверждена областная программа по проведению капитального ремонта МКД в области. Разработка и принятие такой программы – как раз тот случай, когда от местных властей требуется принятие нормативного акта в соответствии с федеральным законом. Спор возник между прокуратурой и администрацией области по процедуре выбора подрядных организаций для проведения капитального ремонта МКД и о применении к данным отношениям норм Гражданского кодекса.

Порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту МКД, разработанный в соответствии с требованиями Федерального закона № 185-ФЗ, не регулирует гражданско-правовых отношений.

Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.12.2008 № 7-г08-21

Исполняющий обязанности прокурора Ивановской области обратился в Ивановский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений подразд. 2 разд. 9 Адресной программы по проведению капитального ремонта МКД Ивановской области, утв. постановлением правительства Ивановской области от 10.06.2008 № 144-п (Программа).

В обоснование требований прокурор указал, что разд. 9 Программы установлен порядок привлечения ТСЖ, ЖК, ЖСК, СПК либо выбранной собственниками помещений МКД управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по проведению капитального ремонта МКД с использованием средств, представляемых в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ.

В соответствии с ч. 8 ст. 20 Федерального закона № 185-ФЗ субъекту РФ предоставлено право устанавливать такой порядок, но прокурор полагает, что предмет регулирования разд. 9 Программы шире, чем заявлено в названии. Помимо порядка привлечения подрядных организаций, он устанавливает порядок заключения договоров подряда, вводя неизвестный гражданскому законодательству термин “комиссионный отбор”. Фактически речь идет о заключении договора на торгах в форме конкурса, так как предполагает выбор комиссией подрядной организации, предложившей лучшие условия. Такой способ заключения договоров установлен ст. 447, 448 ГК РФ.

Подразделом 2 разд. 9 Программы предусмотрен иной порядок организации и проведения конкурса, чем установлен ст. 448 ГК РФ, он содержит в т. ч. нормы, прямо противоречащие Гражданскому кодексу.

Так, подп. 2.5.1 п. 2.5 подразд. 2 разд. 9 Программы предусмотрен сокращенный срок размещения извещения о проведении торгов (14 дней), что противоречит ст. 448 ГК РФ, в которой указан срок 30 дней.

Первым предложением абз. 9 подп. 2.6.5 п. 2.6 подразд. 2 разд. 9 Программы установлено, что комиссионный отбор признается несостоявшимся, если на рассмотрение комиссии поступило менее трех заявок от подрядных организаций. В соответствии с ч. 5 ст. 447 ГК РФ конкурс признается несостоявшимся, если в нем участвовал только один участник.

Подпунктом 2.6.14 п. 2.6 подразд. 2 разд. 9 Программы предусмотрено обязательство определенной по итогам комиссионного отбора организации, заключившей с заказчиком договор, возместить заказчику стоимость услуг по проведению комиссионного отбора, что не основано на законе и не может рассматриваться как исполнение обязательств по договору подряда.

Представитель правительства Ивановской области заявленные требования не признал, указав, что отношения, регулируемые постановлением правительства Ивановской области от 10.06.2008 № 144-п, в т. ч. оспариваемыми нормами, являются не гражданско-правовыми, а административными и бюджетными, к которым гражданское законодательство не применяется.

Решением Ивановского областного суда от 10.09.2008 требования прокурора удовлетворены.

В кассационной жалобе правительство Ивановской области просит об отмене указанного решения суда, полагая, что оно постановлено с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.

Разделом 9 Программы установлен порядок привлечения ТСЖ, ЖК, ЖСК, СПК либо выбранной собственниками помещений МКД управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по проведению капитального ремонта МКД с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ.

Возможность установления такового порядка субъектом РФ предусмотрена п. 8 ст. 20 Федерального закона № 185-ФЗ.

Подразделом 2 разд. 9 Программы определен порядок проведения комиссионного отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту МКД.

В соответствии с подп. 2.5.1 сообщение о проведении комиссионного отбора размещается его организатором на официальном сайте органа местного самоуправления (по согласованию) не менее чем за 14 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в комиссионном отборе.

Согласно абз. 9 подп. 2.6.5 комиссионный отбор признается несостоявшимся, если на рассмотрение комиссии поступило менее трех заявок от подрядчиков либо все заявки отклонены.

По мнению прокурора, в приведенных нормах речь идет о заключении договора на торгах в форме конкурса, в связи с чем он оспаривает названные нормы как противоречащие ст. 447, 448 ГК РФ.

Суд, разрешая требования прокурора по подп. 2.5.1, 2.6.5 Программы, пришел к выводу о том, что этими подпунктами по существу    . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в февральском номере журнала "Управление многоквартирным домом"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях