Общественный контроль в ЖКХ

3744
Контроль за соблюдением прав граждан в жилищной сфере имеет большое социальное значение.

Общественный контроль в ЖКХ

Контроль за соблюдением прав граждан в жилищной сфере имеет большое социальное значение.

Задачи общественного контроля

В настоящее время в сфере ЖКХ осуществляются следующие виды контроля:

– контроль собственников помещений – за состоянием помещений и общего имущества в многоквартирных домах, исполнением договоров, выполнением обязательных требований (в т. ч. муниципальных образований как собственников помещений – муниципальный жилищный контроль); контроль органов управления ТСЖ;

– прокурорский надзор;

– государственный жилищный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, государственный контроль за соблюдением организациями ЖКХ стандартов раскрытия информации, иные виды государственного надзора;

– реализация органами местного самоуправления полномочий, предусмотренных ст. 165 ЖК РФ;

– муниципальный контроль за соблюдением правил благоустройства поселения;

– контроль представительных органов государственной власти и местного самоуправления, депутатский контроль;

– общественный контроль, в т. ч. со стороны потребителей жилищно-коммунальных услуг, их объединений, объединений собственников жилья; к общественному контролю в качестве его особых видов также следует отнести контроль со стороны саморегулируемых организаций участников рынка, объединений ТСЖ;

– внутренний контроль организаций жилищно-коммунального комплекса.

С учетом широкого спектра общественных отношений, жизненной важности отрасли ЖКХ и трудоемкости контроля приведенный перечень нельзя считать избыточным. В идеале основными видами контроля должны были бы стать контроль собственников помещений за состоянием помещений и общего имущества в многоквартирных домах, за исполнением договоров, а также внутренний контроль организаций ЖКХ. Однако практика показала, что для значительной части собственников помещений в многоквартирных домах полноценная реализация предоставленных им Жилищным кодексом РФ полномочий излишне обременительна и неинтересна. Для компенсации негативных последствий этого явления в 2011–2012 гг. определены достаточно широкие полномочия органов государственного жилищного надзора (Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ), увеличен объем обязанностей органов местного самоуправления по ст. 165 ЖК РФ, муниципальным образованиям предписано осуществление муниципального жилищного контроля за принадлежащим им жилищным фондом (Федеральный закон от 25.06.2012 № 93-ФЗ).

Следствием отсутствия действенного интереса значительной части собственников квартир к реализации своих прав на организацию управления многоквартирным домом явилась и такая вынужденная мера, как принятие на восьмом году действия Жилищного кодекса РФ закона о региональных фондах капитального ремонта многоквартирных домов (Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”).

Пассивность в управлении домом значительной части собственников квартир сочетается с запросом на решение проблем извне, в административном порядке. Это ведет к перегруженности органов надзора. Так, государственная жилищная инспекция Нижегородской области по объективным показателям признается одним из лучших органов государственной власти данного профиля в субъектах РФ. Вместе с тем с учетом нагрузки (40 инспекторов рассмотрели в 2012 г. около 11 тыс. обращений граждан) на 2013 г. планируется проверка принятия мер по установке общедомовых приборов учета объема потребления коммунальных услуг только в 40 управляющих многоквартирными домами организациях из 238 действующих в Нижегородской области.

Отвечая огромному общественному запросу, правовое регулирование вопросов контроля в сфере ЖКХ развивается, совершенствуется практика государственного жилищного надзора, органы местного самоуправления приступают к организации муниципального жилищного контроля.

Пример

В Нижегородской области принят областной Закон от 28.09.2012 127-З “О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, определивший порядок взаимодействия органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля. По предварительным результатам реализации данного закона можно сказать, что в ряде муниципальных образований области муниципальный жилищный контроль уже организован. Вместе с тем одной из существенных проблем становления муниципального жилищного контроля является фактический запрет на увеличение численности муниципальных служащих в дотационных муниципальных образованиях. В этой связи соответствующие полномочия даются УКС администрации района, отделу экономики и ОКС администрации района и т. п., функция не подкреплена финансированием, для е исполнения привлекаются муниципальные служащие, имеющие совсем другие обязанности.

Каждый из видов контроля в сфере ЖКХ должен отвечать определенным потребностям участников правоотношений, общества, быть действенным и экономным.

Общественный контроль, реализуемый активными членами общества, может и должен стать важным инструментом защиты интересов граждан, повышения эффективности ЖКХ.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 “О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг” в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг постановлено Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ до июня 2013 г. обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.

В данном контексте “контроль” следует понимать как получение (сбор), обобщение и анализ необходимой для принятия управленческого решения информации об объекте.

Исходя из этого, организованный общественный контроль должен, в частности, предусматривать:

– сбор обращений граждан, мониторинг соблюдения прав граждан и обязательных требований, документирование фактов нарушений в том или ином виде;

– обобщение и анализ информации о нарушениях прав, о пожеланиях, нуждах, предпочтениях и ожиданиях граждан, проблемах развития территорий и сферы ЖКХ;

– процедуры коммуникации общественности с менеджментом организаций ЖКХ, должностными лицами государственных органов для принятия ими необходимых мер;

– пропаганду общественного контроля;

– ресурсное обеспечение контроля;

– обеспечение антикоррупционных мер в органах общественного контроля.

Общественный контроль очень гибок – он может выбирать объекты и методы, действуя наиболее эффективно. Любые вопросы – от погнутых перил в подъезде, правильности начисления платежей и не вывезенного в срок мусора до правомочности решений общего собрания собственников помещений, законности договора управления многоквартирным домом, качества воды в муниципальном образовании, расходования средств региональных фондов капитального ремонта многоквартирных домов, уровня тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг – могут быть предметом общественного контроля.

Общественный контроль должен быть компетентным, тщательно продуманным с тем, чтобы его цели достигались приемлемыми усилиями и издержками со стороны как контролеров, так и контролируемых.

В этом случае актив общественного контроля сможет тиражировать успешный опыт, технологии по защите интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг и добросовестных участников рынка, обеспечивая его последовательное применение в многоквартирных домах, сельских и городских поселениях.

Общественный контроль не имеет морального права мешать организациям ЖКХ обслуживать потребителей, препятствовать добросовестной конкуренции.

При определении степени глубины контроля, его форм и методов важное значение имеют культурные традиции, обычаи, личные предпочтения, готовность контролируемой организации предоставлять информацию, желание граждан участвовать в мероприятиях по контролю, тратить на них свое личное время, ресурсные ограничения (стоимость мероприятий контроля в рублях и человеко-часах).

Оценку потребности в ресурсах на осуществление контроля собственниками помещений за выполнением управляющей организацией обязательств по договору управления можно произвести, используя приказ Госстроя России от 26.03.1999 № 74 “Об утверждении Рекомендаций по определению численности работников службы заказчика (организации по управлению жилищным фондом)”. Пунктом 2.2.1 указанных Рекомендаций предусмотрено, что для формирования заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на поставку коммунальных услуг при общей площади управляемого жилищного фонда до 900 тыс. кв. м рекомендуется нормативная численность 2–3 работника (в примерный перечень должностей включены: руководитель подразделения, инженер, экономист), 901–1300 тыс. кв. м – 3–5 чел., 1301–2700 тыс. кв. м – 5–7 чел.

Важными предпосылками эффективного общественного контроля в ЖКХ являются:

– принятие Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”;

– раскрытие информации открытыми акционерными обществами в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”;

– утверждение стандартов раскрытия информации:

- организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

- субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии;

- организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, горячему, холодному водоснабжению, водоотведению, органами регулирования тарифов

Важные положения о предоставлении информации содержатся в Жилищном кодексе РФ, Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Контроль органов власти

По существу задач контроль представительных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, депутатский контроль, с учетом ограничений правового характера, очень близок общественному контролю.

В Законодательном Собрании Нижегородской области образована рабочая группа по анализу фактов и обстоятельств установления тарифов на электрическую и тепловую энергию в области. В числе направлений деятельности рабочей группы – подготовка предложений о привлечении общественности к анализу раскрытой регулируемыми организациями информации (сайт, форум, конкурс граждан и общественных организаций за лучший анализ раскрытой информации).

В целях защиты прав обратившихся граждан Законодательным Собранием Нижегородской области используется раскрываемая организациями ЖКХ информация.

Пример

С использованием такой информации комитетом по вопросам градостроительной деятельности, ЖКХ и ТЭК (председатель комитета О.Б. Шавин) было подготовлено, в частности, постановление Законодательного Собрания Нижегородской области об обращении к руководителю государственной жилищной инспекции Нижегородской области В.Д. Буслаеву о проверке деятельности ОАО “Домоуправляющая компания Канавинского района”.

Помощь собственникам помещений в МКД

На выборах в органы власти и на собраниях акционеров процедуры принятия коллективных решений обеспечиваются многоступенчатым механизмом контроля, системой сдержек и противовесов. Собственники квартир, как правило, не располагают достаточными материальными и кадровыми ресурсами, которые позволили бы организовать на современном уровне деятельность большинства органов управления домом (общего собрания собственников помещений, правления и ревизионной комиссии ТСЖ). Эффективное проведение общих собраний требует дополнительной регламентации и создания внешней инфраструктуры – институтов содействия собственникам квартир в проведении общих собраний. Элементами внешней инфраструктуры для содействия собственникам квартир в управлении домом могут стать, например, государственная регистрация решений общих собраний и договоров управления многоквартирным домом.

Отсутствие подобной инфраструктуры частично компенсировано принятием Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ, внесшего изменения в Жилищный кодекс РФ, предусматривающие внеплановые проверки органами государственного жилищного надзора информации о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ, уставу товарищества и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в таком доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения.

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в мартовском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях