Оплата коммунальных услуг по новым правилам

8857
Неуклонно растущая стоимость коммунальных услуг и постоянные изменения правил их предоставления вызывают пристальное внимание и протестные настроения не только у населения, но и у руководителей управляющих организаций (УО).

С 1 сентября 2012 г. вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354). Однако буквально накануне их вступления в силу постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 в них были внесены изменения, связанные с особенностями их применения в 2012–2014 гг.

Такая поспешность, недостаточные взвешенность и обоснованность принимаемых решений при отсутствии необходимой разъяснительной работы на местах, к сожалению, часто присутствуют в сфере ЖКХ. Это обстоятельство обусловливает многие недоразумения, которые возникают при появлении новых нормативных актов.

Основные особенности Правил № 354

Рассмотрим два новшества: отдельная оплата стоимости коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН) и переход на сезонную оплату услуг по предоставлению тепловой энергии (платы за тепло).

В целях реализации практических шагов по раздельной оплате стоимости коммунальных услуг за жилые и нежилые помещения и услуг по оплате ОДН были разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от 22.03.2012 № 258 новые нормативы. Эти нормативы основаны на исключении из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома (МКД), и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов.

Важно!

При соблюдении указанного принципа, заложенного в решении Правительства РФ, разделение нормативов не должно привести к увеличению общей стоимости платы за определенную коммунальную услугу.

Безусловно, сам факт разделения нормативов ‒ положительное явление в системе оплаты стоимости коммунальных услуг, предоставляемых населению. Он делает прозрачными объем и стоимость коммунальных услуг на ОДН и позволяет собственникам помещений МКД осуществлять контроль за потреблением и оплатой этих услуг.

Кроме того, был определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН.

Особого внимания заслуживает вопрос определения нормативов потребления тепловой энергии. Его решение непосредственно связано с переходом на сезонную оплату. В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, норматив коммунальной услуги по отоплению определялся как частное от деления количества тепла, потребленного в МКД за весь отопительный сезон, ко всей площади дома (включая жилые и нежилые помещения и отапливаемые помещения общедолевой собственности) и количеству месяцев (12) в календарном году.

Согласно изменениям к Правилам № 306, утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 258, норматив коммунальной услуги по отоплению стал определяться в следующем порядке.

Во-первых, он рассчитывается как частное от деления количества потребленного тепла за весь отопительный период к общей площади и количеству календарных (полных и неполных) месяцев в этом периоде (а не календарном году).

Во-вторых, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется отдельно для жилых помещений и отдельно для отапливаемых помещений, относящихся к общедолевой собственности. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению нежилых помещений может приравниваться к нормативу по жилым помещениям и рассчитываться отдельно.

Таким образом, новый порядок расчета нормативов коммунальной услуги по отоплению предопределил возможность сезонной оплаты стоимости этой услуги даже при отсутствии общедомовых приборов учета тепла.

Целесообразность обязательного перехода к сезонной оплате за услугу по отоплению далеко не однозначна. В отопительный период плата за отопление увеличится на 30–50%. Эта плата, составляя основную долю коммунальных платежей, может стать проблемой для бюджетов собственников и нанимателей квартир, что может привести к задержке оплаты коммунальных и жилищных услуг, тем самым вызвав финансовые проблемы УО.

Расчет на то, что сезонная оплата будет стимулировать установку общедомовых приборов учета тепла, основан на неверном представлении об эффективности этих приборов в их современной модификации и существующей системе теплоснабжения. Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что во многих случаях в МКД в определенные периоды будет поступать избыточное количество тепла, выпускаемое через форточки и оплачиваемое населением по общедомовым приборам учета. Эксплуатация и установка этих приборов также ложатся на плечи граждан.

Сложившаяся к моменту вступления в силу Правил № 354 ситуация с платой за отопление, нежелание многих организаций, особенно ТСЖ, отходить от равномерной платы за тепло и категоричность принятых в Правилах № 354 решений о его сезонной оплате привели к упомянутому ранее постановлению Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 “Об особенностях применения в 2012–2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”.

Этот документ разрешает органам государственной власти субъектов РФ принять решение (до 15 сентября 2012 г.) о применении при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012–2014 гг. одного из двух способов.

Первый из них разрешает потребителям в МКД, не оборудованных общедомовыми и квартирными приборами учета тепловой энергии, осуществлять оплату коммунальной услуги по отоплению равномерно по месяцам по приведенным правилам.

Правила просты и понятны. Размер платы за отопление в каждом расчетном месяце календарного года определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за отопление (коэффициент периодичности платежа). Этот коэффициент рассчитывается путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. При этом отдельно определяется стоимость коммунальной услуги по отоплению в жилом и нежилом помещении (формула 1) и отдельно – на ОДН (формула 2).

Pi = Si× (N × K) × T, (1)

где Si– площадь i-го жилого (нежилого) помещения;

N – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

K - коэффициент периодичности;

T – тариф на тепловую энергию.

Стоимость услуги по оплате ОДН, приходящихся на Si, определяется по формуле

Piодн = (Nодн × K) × Sон × Si / Sоб × T, (2)

где N одн – норматив потребления на услугу по отоплению;

K – коэффициент периодичности;

T – тариф на тепловую энергию;

Sон – площадь помещений, входящих в состав общего имущества;

Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений.

К приведенным формулам следует сделать два замечания.

Во-первых, в обозначениях указано, что норматив должен быть установлен в соответствии с правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. При этом нельзя забывать, что эти правила были изменены постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 258, и следует использовать именно новые нормативы, установленные по измененным правилам.

Во-вторых, надо помнить, что в документе, устанавливающем нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, должно быть указано количество календарных месяцев в отопительном сезоне.

Второй способ расчета за коммунальную услугу по отоплению разрешает в переходный период (с 1 сентября 2012 г. по 1 января 2015 г.) руководствоваться старым порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, используя нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.

Публикуется с сокращениями. Полный текст статьи можно прочитать в мартовском номере журнала "Управление многоквартирным домом"

Оплата коммунальных услуг по новым правилам

Подписавшись на журнал "Управление многоквартирным домом", вы найдете передовой опыт, методики, стандарты и способы управления МКД, информацию о взаимодействии управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК с органами власти.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях