• Главная страница
  • » Статьи
  • » Анализ открытости органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступа к нормативно-правовой деятельности

Анализ открытости органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступа к нормативно-правовой деятельности

3351
Без преувеличения можно сказать, что важнейшей частью деятельности органов муниципального самоуправления является формирование логичной, непротиворечивой нормативно-правовой базы, регулирующей все сферы жизни муниципалитета, а также связи с внешним миром и организацию жизни на его территории.

Без преувеличения можно сказать, что важнейшей частью деятельности органов муниципального самоуправления является формирование логичной, непротиворечивой нормативно-правовой базы, регулирующей все сферы жизни муниципалитета, а также связи с внешним миром и организацию жизни на его территории.

В задачи экспертов в конкурсе “Открытый муниципалитет” по данному направлению не входила оценка связности, непротиворечивости и полноты нормативно-правовой базы. Это отдельная и на самом деле очень важная задача, поскольку, как показывает практика, культура написания нормативно-правовых документов в России переживает не лучшие времена.

Главной задачей стала оценка структуры представления, наглядности, удобства поиска по базе, организации и доступа к нормативно-правовой базе.

Следует отметить, что в качестве основного и единственного источника при анализе открытости по данному направлению рассматривались только интернет-сайты муниципалитетов, подавших заявки на участие в конкурсе. Понятно, что открытость может также обеспечиваться публикацией нормативно-правовых актов в средствах массовой информации, размещением в библиотечных и архивных фондах, специально отведенных для этого местах и т. д.

Формальные требования и критерии открытости деятельности органов местного самоуправления задаются Федеральным законом от 13.02.2009 № 8 “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления” САЙТ (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ).

Статья 13 Федерального закона № 8-ФЗ посвящена перечню информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети Интернет. Нам интересны в данном контексте предусмотренные законом следующие позиции о размещении информации о нормотворческой деятельности:

– изданные нормативно-правовые акты, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими;

– тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

– административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

– порядок обжалования муниципальных правовых актов.

Нужно отметить, что подавляющее большинство сайтов не удовлетворяет даже указанным минимальным критериям, указанным в Федеральном законе № 8-ФЗ. В большинстве случаев нормативная база представляет собой перечень принятых актов в хронологическом порядке с возможностью просмотра на сайте или скачивания отдельным файлом текста этого акта и приложений к нему, а также поиска по базе. Можно указать тот положительный факт, что на большинстве сайтов вся информация по нормативно-правовой базе собрана в одном разделе, что существенно облегчает поиск документов. Также плюсом является относительно регулярное обновление информации по вопросам законотворческой деятельности.

Следует отдельно подчеркнуть, что публикация проектов муниципальных правовых актов распространена мало и все еще является редкостью. Это, безусловно, затрудняет доступ граждан к процессу внесения изменений в действующее законодательство и препятствует их праву активно участвовать в этом процессе.

Хорошим примером в этом отношении может стать сайт Рязанской городской Думы, где проекты решений Думы публикуются отдельно. В целом этот сайт можно назвать одним из лучших. Например, согласно Федеральному закону № 8-ФЗ при утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления должна быть определена периодичность ее размещения в сети Интернет, сроки обновления и иные требования к размещению, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информации своих прав и интересов. На указанном сайте выложено принятое положение “Об обеспечении доступа к информации о деятельности Рязанской городской Думы, главы муниципального образования, председателя Рязанской городской Думы”, где регулируется периодичность обновления информации, сроки публикации нормативных актов и т. п.

Также Федеральным законом № 8-ФЗ закреплено право граждан присутствовать на заседаниях коллегиальных органов местного самоуправления. То есть должны быть представлены регламенты их работы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию такого права граждан.

Нужно сказать, что важным фактором открытости муниципального образования является доступ граждан к законотворческому процессу. Одна из форм непосредственного участия населения в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения ‒ публичные слушания. Однако далеко не всегда можно найти информацию о назначении, проведении или хотя бы положение о публичных слушаниях даже в крупных муниципалитетах. В качестве положительного примера можно привести опять-таки сайт Рязанской городской Думы.

Следующий важный критерий открытости – порядок обжалования нормативных актов. Информация об этом также представлена на сайтах муниципальных образований нечасто, примеры полного представления можно найти на сайте г. Томска или администрации Петрозаводского городского округа. Здесь описаны нормативные правовые акты, ненормативные правовые акты, порядок обращения в суд, производство по делам об оспаривании решений органов местного самоуправления и т. д.

Одним из самых интересных по структуре представления нормативно-правовой базы можно назвать сайт г. Томска. Здесь кроме муниципальных правовых актов представлены региональные (постановления и распоряжения губернатора и областной Думы) и федеральные законы, в соответствии с которыми выстраивается работа органов местного самоуправления. Помимо этого указана ссылка на документы Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, в которую входит Томск. Таким образом, складывается общее впечатление о встраивании местной нормативной базы в региональную и федеральную.

Также необходимо коснуться проблем классификации нормативной базы. Как правило, на большинстве сайтов нормативные акты классифицируются по органу, принявшему акт, и далее – в хронологическом порядке по дате принятия. Это позволяет выделить акты, принятые за определенный период времени, или найти конкретный акт по дате его принятия. Но с точки зрения анализа нормативной базы такой метод не представляется продуктивным. Трудно получить представление о регулировании конкретной сферы ответственности муниципального образования.

Существует много способов классификации: по органу, принявшему акт; по форме акта; по типу акта; по хронологии; по номеру акта; по предмету регулирования. Можно также организовать полнотекстовый поиск. Однако наиболее перспективным вариантом классификации нормативной базы нам представляется классификация по предмету регулирования.

 

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в мартовском номере журнала "Практика муниципального управления"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях