Почему муниципальная инициатива всегда наказуема?

760
Решение большинства задач развития региона требует активного участия органов местного самоуправления. Кто, как не представители власти, наиболее приближенной к людям, могут наиболее точно выразить потребности территории, донести их до региональных законодателей, чтобы затем вместе выработать пути решения наболевших проблем.

Решение большинства задач развития региона требует активного участия органов местного самоуправления. Кто, как не представители власти, наиболее приближенной к людям, могут наиболее точно выразить потребности территории, донести их до региональных законодателей, чтобы затем вместе выработать пути решения наболевших проблем.

По нашему глубокому убеждению, региональная и местная власти должны говорить на одном языке. Без их сотрудничества настоящая работа невозможна. Ведь цель усилий всех уровней управления общая – всестороннее развитие городов и весей и достойная жизнь проживающих в них граждан.

Местное самоуправление не может и не должно оставаться один на один с проблемами жителей муниципалитетов. Общеизвестно, что когда принимался Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” САЙТ (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), у всех уровней муниципалитетов было 65 полномочий. За 10 лет в результате изменений в отраслевом законодательстве перечень вопросов местного значения вырос почти в 2 раза. Количество полномочий увеличилось до 108, а денег не добавилось ни копейки. И, к сожалению, это свойственно не только федеральным законодателям. Законодательные собрания субъектов РФ точно так же сбрасывают вниз неудобные им полномочия, зачастую “забывая” сопроводить передачу соответствующими финансовыми ресурсами.

И федеральным законодателям, и региональным парламентам необходимо еще раз проанализировать, что же передали правильно, а что было нецелесообразно? Что и где должно находиться? Этот вопрос без учета опыта муниципальной власти не решить. И здесь в первую очередь многое зависит от того, как налажено взаимодействие представительных органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований. В каждом регионе оно имеет свои особенности. Общим является то, что парламенты субъектов РФ являются правовыми ”регуляторами” организации местного самоуправления на своих территориях: наделяют муниципальные образования отдельными государственными полномочиями, решают вопросы финансового обеспечения муниципальных образований и т. д.

В большей или меньшей степени взаимодействие складывается по трем основным направлениям: через участие в региональных союзах представительных органов, совместную законотворческую работу при регулировании вопросов, имеющих отношение к местному самоуправлению, в т. ч. по увеличению доходов местных бюджетов, и исполнение делегированных субъектами государственных полномочий.

Как и в большинстве регионов страны, в Бурятии действует Совет представительных органов местного самоуправления. Он образован как консультативно-совещательный орган при законодательном органе Республики Бурятия – Народном хурале с целью развития местного самоуправления, повышения роли представительных органов местного самоуправления и улучшения нормотворческой деятельности. Заседания проводятся 2 раза в год. Решения совета носят рекомендательный характер, но тем не менее польза от его заседаний существует. Посвящаются они самым наболевшим вопросам, требующим объединения усилий властей, принятые рекомендации затем прорабатываются на заседаниях представительных органов муниципальных образований. Председатели городских и районных советов, как правило, приезжают со своими предложениями, которые в дальнейшем находят отражение в областных целевых программах или законопроектах.

Депутаты всех уровней – от представителей в Государственной Думе до председателей районных и поселковых советов встречаются на регулярных съездах представительных органов Республики Бурятии. Слов нет, такая форма сотрудничества, бесспорно, нужна для налаживания контактов, обобщения и распространения опыта работы, выражения общей позиции в республиканском парламенте. Однако порой нельзя не вспомнить про лебедя, рака и щуку – слишком уж разные и порой прямо противоположные позиции по некоторым проблемам у муниципалитетов поселенческого, районного и городского уровней. Большое значение имеет и то, кто руководит такими объединениями – представитель законодательного органа субъекта или местного самоуправления. Последнее встречается крайне редко, хотя и больше бы отвечало интересам муниципальных образований.

С взаимодействием через законотворчество тоже часто не все в порядке. В Республике Бурятия далеко не все представительные органы муниципальных образований пользуются данным им правом внесения законодательных инициатив в республиканский парламент. И не потому, что им нечего сказать. Просто поселения и районы не имеют специалистов для подготовки объемного пакета документов, необходимых при внесении законопроекта. Нужно знать многие юридические тонкости для качественного оформления документов, а средств на привлечение квалифицированных юристов в и без того скромном бюджете не предусмотрено.

К тому же факт внесения инициативы отнюдь не означает автоматического принятия нужного муниципалитету закона, особенно если вопрос касается дополнительных расходов из вышестоящего бюджета. Даже Улан-Удэнский городской Совет депутатов не может похвастаться тем, что большинство внесенных им законопроектов приобрело статус закона. Все они в основном связаны с проблемами, с которыми город сталкивается в ежедневной практике и которые, как правило, требуют финансирования со стороны Республики Бурятия.

Только за последние три года депутаты Улан-Удэ, например, предлагали пересмотреть межбюджетные отношения, выделить дополнительные средства на исполнение городом столичных функций и деятельность административных комиссий, увеличить штат работников органов опеки и попечительства и т. д. У республиканских законодателей эти инициативы, к сожалению, одобрения не получили.

Сложности, связанные с прохождением законодательных инициатив, не стимулируют органы местного самоуправления к законотворчеству. В обоснование необходимости принятия того или иного закона они могли бы проводить предварительное общественное обсуждение законопроекта посредством соцопроса, электронного голосования или в иной форме, а субъект РФ с учетом мнений муниципальных образований обеспечивал бы доработку и принятие законопроекта. Этот порядок нужно закрепить в федеральном законодательстве, тогда региональные парламенты не будут относиться к нашим инициативам как к дополнительной мороке.

С принятым федеральным законом о выборах губернаторов представители местной власти получают реальную возможность влиять на развитие регионов. В нем прописан механизм участия глав муниципальных образований, местных депутатов в выдвижении кандидатов на эту должность. Уверены, это заставит кандидатов заранее начать работать с нами. Кстати, такую же поддержку должны получать будущие сенаторы, поскольку они будут избираться в связке с губернаторами. То есть налицо взаимная заинтересованность в сотрудничестве.

И все же мы считаем, что необходимы правовые механизмы, которые заставят региональные власти внимательнее относиться к проблемам муниципалитетов. Нужен административный регламент, закрепляющий процедуру выявления проблем и учета мнений муниципальных образований.

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в апрельском номере журнала "Практика муниципального управления"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль