Политика государства по развитию альтернативной энергетики

10478
В силу возрастающей потребности в децентрализованном электроснабжении районов с низкой плотностью заселения, а также стремления к повышению доступности энергоресурсов и достижению энергобезопасности страны в целом, все больше внимания уделяется альтернативным источникам энергии.

Целесообразность внедрения альтернативной энергетики

С развитием в России технологий в сфере альтернативной энергетики потребители все чаще отдают предпочтение техническим решениям на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). На фоне растущих цен на углеводородное сырье экономическая целесообразность ВИЭ приобретает особую актуальность. Сочетание богатых российских ресурсов возобновляемой энергии и существующих на сегодняшний день передовых технологий в области возобновляемой энергетики неизбежно приведет к получению экономических прибылей при инвестировании в возобновляемую энергетику в России в будущем.

По мнению экспертов РАН, перспективными для России являются такие направления, как атомная энергетика, гидроэнергетика, энергия биомассы, использование биотоплива и петротермальных источников энергии.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Стратегические задачи развития ВИЭ

В целях снижения энергоемкости национальной экономики, экономии углеводородного сырья, улучшения экологической ситуации, обеспечения надежного снабжения отдаленных регионов электроэнергией Правительство РФ определило стратегической задачей повышение к 2020 г. удельного веса ВИЭ в энергобалансе страны с текущего 1% до 4,5%.

Текущий российский потенциал производства возобновляемых источников энергии приведен в табл. 1

Таблица 1

Российский потенциал производства возобновляемых источников энергии

Виды электростанций

Потенциал, млрд кВт•ч

технический

экономический

промышленный

Гидростанции мощностью<25МВт

372

205

6-10

Ветряные

6517

32,6

70-90

Геотермальные

34905

335

40-60

Тепловые (биомасса)

412

203

90-130

Приливные

253

61,6

16-45

Солнечные

2714

435

5-10

По приблизительным подсчетам экспертов, прогнозируемая установленная мощность российского энергетического комплекса в перспективе на 2030 г. составит:

  • в области ветроэнергетики – 15 ГВт. Прогнозируется ввод новых мощностей на юге страны (в Волгоградской области и Краснодарском крае), на северо-западе (в Республике Карелия, Мурманской и Калининградской областях), в Сибири (Омской и Новосибирской областях), а также в Дальневосточных регионах (Хабаровском и Камчатском краях);
  • в области производства биомассы – 7 ГВт; 80% потенциала сосредоточено в южных и северо-западных регионах страны;
  • в области приливных электростанций – 6 ГВт. Возможны три проекта в Баренцевом, Охотском и Белом морях;
  • в области геотермальной энергии – 4 ГВт. Основной потенциал сосредоточен в южных и дальневосточных регионах страны;
  • в области малых гидроэлектростанций (МГЭС) – 2 ГВт. Большая часть (85%) гидропотенциала МГЭС России сосредоточено в Сибирском, Дальневосточном и Южном федеральных округах;
  • в области солнечной энергетики – 1 ГВт. Прогнозируется ввод новых проектов в южных регионах страны.

Сценарий развития российской возобновляемой энергетики на период до 2030 г. характеризуется возможным внедрением генерирующих мощностей в размере 140 ТВт·ч , или 7,5% от общего прогнозируемого уровня производства энергии 2030 г.

Меры государственной поддержки развития альтернативной энергетики

К основополагающим документам, регулирующим использование ВИЭ в России, следует отнести:

– Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ “Об электроэнергетике” (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).

Этот закон дает определение возобновляемым источникам энергии, устанавливает полномочия государственных органов власти в области регулирования и поддержки использования ВИЭ, приводит механизмы государственного регулирования использования ВИЭ:

  • обязательное возмещение (покупка) сетевыми компаниями потерь электрической энергии в сетях, в первую очередь, за счет энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах на основе ВИЭ;
  • предоставление из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов на основе ВИЭ мощностью до 25 МВт и признанных квалифицированными объектами;
  • установление надбавки, прибавляемой к равновесной цене оптового рынка, для электроэнергии, произведенной на основе ВИЭ (утвержденной методом расчета цен на розничном рынке);
  • осуществление другой поддержки использования ВИЭ в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

– распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 № 1-р “Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года”.

Данное распоряжение:

  • определяет цели и принципы использования ВИЭ;
  • содержит целевые показатели объема производства и потребления электроэнергии, произведенной на ВИЭ;
  • включает меры по достижению этих целевых показателей;

– постановление Правительства РФ от 03.06.2008 № 426 “О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии”;

– Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 22.02.2008 № 215-р).

Генеральная схема содержит прогноз возможностей развития электростанций на базе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и рекомендации по вводу генерирующих мощностей объектов на основе ВИЭ в период до 2030 г.;

– распоряжение Правительства РФ от 04.10.2012 № 1839-р “Об утверждении комплекса мер стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии” (далее – распоряжение № 1839-р).

Утвержденный комплекс мер предусматривает:

  • внесение изменений в Правила квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе ВИЭ;
  • утверждение методических указаний расчета цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на основе ВИЭ и приобретаемую на розничных рынках в целях компенсации потерь в электрических сетях;
  • разработку Правил выдачи, обращения и погашения сертификатов ВИЭ;
  • выработку предложений по локализации производства оборудования.

На сегодняшний день Правительство РФ ведет определенную работу в области развития возобновляемых источников энергии. Минэнерго России инициировало проект государственной программы “Энергоэффективность и развитие энергетики” (2012–2020 гг.), включающей подпрограмму “Развитие использования ВИЭ”.

Основные мероприятия подпрограммы предполагают:

  • стимулирование развития использования ВИЭ в субъектах РФ;
  • реализацию мер по привлечению внебюджетных средств на развитие использования ВИЭ;
  • создание инфраструктурных условий развития использования ВИЭ.

Для реализации данных мероприятий сформулированы меры государственного регулирования, а именно:

- субсидии:

из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ развития электроэнергетики в области использования ВИЭ;

организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на сооружение генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ;

- тарифное регулирование:

обеспечение функционирования механизма купли-продажи (поставки) мощности по договорам, заключаемым поставщиками электрической энергии и мощности, произведенной на генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, с организациями коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка;

включение в систему регулируемых тарифов на розничных ранках электрической энергии тарифа на электроэнергию, поставляемую квалифицированными генерирующими объектами на основе использования ВИЭ, сетевым организациям для компенсации потерь электрической энергии в сетях;

- налоговое регулирование:

освобождение организаций от уплаты налога на имущество в отношении вновь вводимых генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, сроком на пять лет;

предоставление инвестиционного налогового кредита организациям, осуществляющим инвестиции в сооружение генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ.

Проблемы развития возобновляемой энергетики

К сожалению, несмотря на созданную законодательную базу, развитие возобновляемой энергетики в нашей стране идет не такими темпами, как этого бы хотелось. Особенно заметно наше отставание при сравнении с развитием этой отрасли в ряде западных стран.

Пример

В 2009 г. была утверждена российская программа развития альтернативной энергетики, в рамках которой ее доля в общей массе потребления до 2020 г. должна увеличиться до 4,5%. Для сравнения, в том же 2009 г. немецкое правительство решило, что до 2020 г. в стране 30% электричества может производиться с помощью возобновляемых источников энерги.

Развитие альтернативной энергетики в России сдерживается рядом проблем, в частности:

– отсутствием полноценной нормативно-правовой базы.

Несмотря на десятилетие действия Федерального закона № 35-ФЗ, в котором были определены основные направления развития и меры поддержки возобновляемых источников энергии, дальнейшего развития в нормативных документах Правительства РФ и отдельных министерств они не получили. И только в последнее время наблюдается положительная динамика реальной подготовки документов по линии Минэнерго России. Можно отметить, что на сегодня у руководства страны и руководства Минэнерго России появляется понимание необходимости развития возобновляемой энергетики. Одним из последних документов, подтверждающих это, можно назвать постановление Правительства РФ № 1839-р;

– непонятным, сложным и затратным порядком квалификации генерирующего на основе ВИЭ объекта;

– отсутствием механизма ценообразования на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Действующие правила оптового и розничного рынков электроэнергии препятствуют инвестициям в проекты малой распределительной энергетики;

– сложностями с подключением к электрическим сетям и их синхронизацией, а также с реализацией электрической энергии или сетевым компаниям, или гарантирующему поставщику;

Зафиксированная в законодательстве об электроэнергетике процедура присоединения объектов малой генерации к электрическим сетям возлагает на инвестора все расходы по созданию сетевой инфраструктуры.

Неурегулированность всех этих вопросов, отсутствие реальной экономической поддержки государства сводит на нет все усилия бизнеса;

– “отрицательной экономической составляющей”.

Как не раз указывалось экспертами, недооценка и даже пренебрежение к экологичной и эффективной энергетике с использованием ВИЭ происходит из-за избытка наших природных топливно-энергетических ресурсов ( газа, нефти, угля), их относительной дешевизны (цена 1 тыс. куб. м газа в России в четыре раза ниже, чем в Западной Европе). Это приводит руководителей, стоящих на уровне принятия решений, к следующим выводам: цена электроэнергии на ВИЭ чрезмерно высока, на дотирование этого процесса нет финансовых ресурсов (или их очень мало), поэтому развитие ВИЭ не является приоритетным.

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в апрельском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

Политика государства по развитию альтернативной энергетики

Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса. Подпишитесь на журнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера".



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях