Оплата жилищных услуг пропорционально доле собственника

5084
Жилищным кодексом введен порядок расчета величины оплаты жилищных услуг в зависимости от доли каждого собственника помещения в многоквартирном доме (МКД) в размерности “руб./кв. м”. Это породило споры и многочисленные обращения в компетентные организации ‒ от органов прокуратуры, Минрегиона России до арбитражных судов, особенно в отношении оплаты жилищных услуг по лифтовому обеспечению и вывозу и утилизации мусора и твердых бытовых отходов (ТБО).

Жилищным кодексом введен порядок расчета величины оплаты жилищных услуг в зависимости от доли каждого собственника помещения в многоквартирном доме (МКД) в размерности “руб./кв. м”. Это породило споры и многочисленные обращения в компетентные организации ‒ от органов прокуратуры, Минрегиона России до арбитражных судов, особенно в отношении оплаты жилищных услуг по лифтовому обеспечению и вывозу и утилизации мусора и твердых бытовых отходов (ТБО).

Очевидно, что истоки такого положения кроются в укоренившейся в советские времена привычке минимальной личной материальной ответственности жителя за состояние общедолевого имущества, когда цена жилищных и коммунальных услуг в системе ЖКХ определялась не экономическим расчетом, а имела четко выраженную политическую составляющую, а государство брало на себя основную ответственность в вопросах финансирования.

Личное участие “скороспелых” собственников в управлении МКД осталось абстрактным, а основной интерес вызывает только один вопрос: величина и рост тарифов на услуги ЖКХ.

Как это ни парадоксально, но активность по выяснению "непонятных" вопросов присуща старшему поколению, и наблюдается более спокойная, доходящая до безразличия позиция у молодого поколения, которое вообще не рассматривает сферу ЖКХ как один из видов экономической деятельности, бизнеса.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в компетенции органов местного самоуправления ‒ установление регулируемых тарифов на пользование лифтом, вывоз и утилизацию мусора без превышения их предельного уровня для жителей муниципального жилья либо если собственниками не выбран способ управления МКД или не принято решение о величине тарифа (п. 3 ст. 156, п. 4 ст. 158 ЖК РФ, п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491; Правила № 491).

Согласно Правилам № 491 лифт со своим оборудованием отнесен к общему имуществу собственников МКД. В соответствии с этим собственники обязаны нести бремя расходов по содержанию общего имущества и в соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за лифт, за вывоз и утилизацию мусора входит в состав платы за содержание и ремонт жилья, а величина ее зависит от доли собственника, выраженной площадью квартиры.

В соответствии с п. 17 Правил № 491 и требованиями Жилищного кодекса собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг, условия их оказания и выполнения, а также размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества МКД. На размер этой платы влияет способ управления МКД, который избрали собственники.

При управлении МКД управляющей организацией размер платы за содержание и ремонт устанавливается общим собранием собственников помещений с учетом предложений управляющей организации (п. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 Правил № 491), а при управлении ТСЖ, ЖСК определяется органами управления товарищества или кооператива на основе сметы доходов и расходов (п. 8 ст. 156 ЖК РФ, п. 33 Правил № 491).

ТСЖ, ЖСК вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения МКД в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество МКД (ст. 137 ЖК РФ).

При выборе собственниками способа непосредственного управления МКД плата за содержание и ремонт соответствует размеру платы за услуги и работы по договорам, заключенным собственниками помещений с организациями, оказывающими эти услуги (п. 32 Правил № 491).

Из ст. 154 ЖК РФ следует, что для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает плату за услуги и работы по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД.

Утверждаемый органом местного самоуправления предельный уровень тарифа обязан учитывать как суммарную величину тарифов специализированных организаций, так и возможность принятия (утверждения) собственниками тарифа в зависимости от конкретной ситуации или конкретных работ по обеспечению работы лифтового оборудования, предоставлению услуги по вывозу и утилизации мусора и ТБО.

В соответствии со ст. 39, 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 1 кв. м общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в МКД.

Анализ ответов собственникам на их обращения в различные инстанции однозначно показывает, что основополагающими являются положения Жилищного кодекса по обсуждаемым вопросам.

Определение доли собственника регламентировано ст. 37 ЖК РФ “Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме”, а обязанности собственника ‒ ст. 39 ЖК РФ “Содержание общего имущества в многоквартирном доме”.

Правила № 491 утверждены в соответствии со ст. 39 и 156 ЖК РФ, наделяющими Правительство РФ полномочиями на установление таких Правил, а также регламентирующими основные вопросы содержания общего имущества МКД и определения размера платы за жилое помещение.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений – и капитальному ремонту общего имущества МКД.

Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую плата за лифтовое обеспечение, сбор и вывоз мусора и ТБО не включена.

Таким образом, услуги за лифтовое обеспечение, по сбору и вывозу ТБО не отнесены к коммунальным, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ, в связи с чем плата за лифтовое обеспечение, сбор и вывоз мусора и ТБО входит в состав платы за содержание общего имущества МКД и ее размер определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ.

Рассматриваемая норма согласуется и с положениями ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

По смыслу этой нормы к общему имуществу МКД относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора мусора и ТБО (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т. п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего МКД. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пп. 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.

Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них мусора и ТБО, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений МКД в общих интересах.

Следовательно, сбор и вывоз мусора и ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов МКД (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в т. ч. предназначенных для обслуживания всего дома, и т. п.), являются составной частью содержания общего имущества МКД, что и закреплено в ст. 37, 39, 154 ЖК РФ.

Утвержденных методик перерасчета на размерность “руб./кв. м” таких видов жилищных услуг, как лифтовое обеспечение, вывоз и захоронение мусора и ТБО, автору обнаружить не удалось. Поиски математических или других расчетов и обоснований также успехом не увенчались.

Ранее услуга по вывозу мусора измерялась в размерности “руб./человек”, что, очевидно, и является первоисточником разногласий управляющих и обслуживающих организаций.

Очевидно, что исходной точкой отсчета и изменения размерности по рассматриваемым услугам стал Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”.

. . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в апрельском номере журнала "Управление многоквартирным домом"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль