• Главная страница
  • » Статьи
  • » Выборочный ремонт или комплексная энергоэффективная модернизация домов и муниципальной инфраструктуры

Выборочный ремонт или комплексная энергоэффективная модернизация домов и муниципальной инфраструктуры

2268

Законодательство о региональных системах ремонта домов, энергосбережении и модернизации коммунальной инфраструктуры

В конце 2012 – начале 2013 гг. принят очередной пул законодательных актов в жилищной сфере и коммунальном комплексе, направленных на изменение принципов и подходов к функционированию данных отраслей и воспроизводству их объектов.

Федеральные законы 2012 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”», № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения» инициируют выполнение региональными и муниципальными администрациями задач по комплексному развитию объектов коммунальной инфраструктуры и по капитальному ремонту многоквартирных домов (МКД) в увязке с генеральными планами территориального развития. Содействовать реализации программ должны переход к долгосрочным тарифам и создание механизмов привлечения частных инвестиций.

Правовыми актами предусмотрено перераспределение ответственности в вопросах реновации систем жизнеобеспечения между федеральной администрацией, регионами, муниципальными образованиями и частными собственниками и сокращение финансового и организационного участия федеральной администрации.

Предлагаемые изменения в Жилищный и Градостроительный кодексы устанавливают требования к организации региональных систем капитального ремонта и программам комплексной модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, вводят понятия «обязательная плата за капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах», «инвестиционная надбавка к тарифам», допускают использование новых финансово-экономических инструментов и источников.

Региональные программы модернизации рассматриваются как совокупность государственных, муниципальных, корпоративных и частных мер по их реализации в границах каждого региона и позволяют субъектам РФ самим определять приоритеты в соответствии с особенностями своего развития.

Согласно правительственным решениям (постановление Правительства РФ от 21.02.2013 № 147 «О порядке предоставления в 2013–2015 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию ЖКХ и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации») финансирование распределяется следующим образом, млрд руб.:

Цель финансирования

Общий объем средств

В т. ч. по годам

2013

2014

2015

Всего

139,8

41,5

67,3

31

Проведение капитального ремонта МКД

18

7

7

4

Переселение из аварийного жилищного фонда

106,8

33

54,3

19,5

Всего в 2013–2015 гг. планируется с учетом софинансирования из региональных бюджетов отремонтировать 67,54 млн кв. м площади МКД. То есть «капитальный ремонт» 1 кв. м МКД в среднем обойдется федеральной казне в 267,4 руб. При средней стоимости капитального ремонта от 5,5 до 7,8 тыс. руб./кв. м в зависимости от региона без учета комплексных мероприятий энергоэффективности (без учета стоимости ремонтов в Москве) несложно констатировать в новых подходах декларативную символичность финансового участия федеральной администрации.

Таким образом, новое законодательство взваливает на руководителей регионов и муниципальных образований практически всю полноту ответственности за реализацию региональных систем капитального ремонта МКД (КР МКД) и программ модернизации коммунальной инфраструктуры.

Между тем финансовый объем внедрения региональных систем КР МКД возможно оценить на основе п. 2.1 подпрограммы 2 «Содействие проведению капитального ремонта многоквартирных домов» проекта программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России» , опубликованной на сайте Минрегиона России.

В соответствии с п. 2.1 указанной подпрограммы консолидированные бюджеты субъектов РФ должны участвовать в региональных системах КР МКД в следующих объемах, млрд руб.: 2013 г. – 8,7; 2014 г. – 8,7; 2015 – 5,0. А участие граждан в финансировании прогнозируется таким образом, млрд руб.: 2013 г. – 47,0; 2014 г. – 61,7; 2015 – 67,0. То есть в 2013 г. на каждый рубль федеральных средств планировалось привлечь 1,25 руб. региональных и 6,7 руб. средств частных собственников жилья, в 2015 г. эти пропорции изменятся: 1 : 1,25 : 16,75. Но сегодня уже понятно, что прогноз программы на 2013 г. оказался чрезмерно оптимистичным.

В соответствии с п. 2.3 подпрограммы 2 «Поддержка частных инвестиций в виде субсидий бюджетам субъектов РФ на региональные программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры» Фонду ЖКХ выделяется еще 15,0 млрд руб. Эти средства могут расходоваться на субсидирование кредитных ставок по кредитам концессионеров для модернизации энергетики и коммунальной инфраструктуры муниципальных образований: в 2013 г. – 1,5 млрд руб., 2014 г. – 6,0 млрд руб., 2015 – 7,5 млрд руб.

В течение 2013 г. региональным и муниципальным администрациям предстоит проделать колоссальный объем подготовительных мероприятий для полноценной реализации с начала 2014 г. программ КР МКД и комплексной модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры.

СПИСОК НА ПОДЛОЖКЕ

Основными препятствиями при подготовке и реализации программ модернизации являются:

– институциональная, инфраструктурная и организационная неготовность муниципальных образований к регистрации прав собственности на общее долевое имущество МКД как необходимое и обязательное условие реализации ремонта общей собственности МКД;

– низкий экономический уровень большей части домохозяйств;

– ментальная, организационная и финансовая неготовность собственников жилья к накопительным системам капитального ремонта жилья;

– психологическая неготовность собственников жилья к тратам на ремонт коллективного и не полностью принадлежащего им общего имущества;

– отсутствие необходимой нормативной правовой базы и методической основы;

– недостаток кадрового обеспечения;

– слабый уровень развития конкуренции и профессиональной подготовки предприятий и организаций жилищной и коммунальной сфер, представителей муниципальных администраций;

– риски в управлении, сохранности и реализации аккумулируемых и привлекаемых средств;

– отсутствие опыта одновременной реализации в регионах масштабных задач.

Не капитальный ремонт, а комплексная энергоэффективная модернизация и реконструкция МКД и коммунальной инфраструктуры

2 ноября 2012 г. заместитель генерального директора ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Фонд) В. Талалыкин констатировал, что предыдущие пять лет выделенные Фондом в регионы 300 млрд руб. в какой-то степени решали проблему КР МКД, но это не может продолжаться вечно.

Публичное заявление чиновника содержит несколько важных элементов, на которых может основываться анализ ситуации и развития новых подходов и моделей в процессе дальнейшей модернизации коммунальных систем.

1. Действительно, трудно не согласиться, что Фонд проблему КР МКД решал лишь «в какой-то степени», несмотря на выделение серьезных средств. Значит, не только объем финансирования определяет качество исполнения задач по капитальному ремонту. Тогда какие существуют причины, кроме финансовых?

2. Выделенные Фондом 300 млрд руб. за пять лет (с учетом консолидированных бюджетов субъектов РФ – почти 1 трлн руб.) по сравнению с требуемыми объемами составляют около 15%. Но эти цифры не подкреплены качественными оценками итогов реализации КР МКД с учетом вложенных средств: какое число домов получили комплексный капитальный ремонт (всего отремонтировано, по информации Фонда, более 130 тыс. МКД); как это отразилось на амортизационной динамике жилищного фонда в стране в целом (положительная или отрицательная); как освоенные средства повлияли на изменение капитализации объектов, их потребительских, энергосберегающих и иных характеристик. И главное ‒ отчет не подкреплен фиксированными расчетными показателями динамики исполнения государственных обязательств за накопленные в предыдущие годы недоремонты. А, как представляется, именно эта задача для Фонда была и остается одной из основных – исполнить и зафиксировать объем государственных обязательств на конкретный момент времени по конкретному объекту или, что еще важней, в отношении конкретного собственника (жилого помещения). В противном случае федеральная казна будет нести бремя ответственности в неограниченном временном периоде. Из этой задачи вытекает третье заключение.

3. Вывод о том, что «это не может продолжаться вечно», совершенно закономерен и справедлив, хотя серьезно запоздал. Он поддерживается специалистами, жилищными объединениями и управляющими жилищными организациями, которые по разным причинам не смогли включиться в программу КР МКД в прошедшие пять лет, при условии логического завершения данного заключения. Действительно, вечно не может продолжаться функционирование Фонда в действующем виде прямого софинансирования региональных программ КР МКД и в существующей организационно-правовой форме. Несмотря на то, что ведомственные разработчики законопроекта о региональных системах КР МКД (Минрегион России и профильный комитет ГД СФ РФ) признают возможность реализации иных форм участия федеральных средств в КР МКД и коммунальной инфраструктуры, в принятом Федеральном законе от 25.12.2012 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”» в неизменном виде сохранены и формы управления средствами федерального имущественного взноса, и организационно-правовой статус самого Фонда.

Проектом федеральной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения России» признается, что реализация Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» позволила обеспечить масштабное проведение КР МКД, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Тем не менее на сегодняшний день конечные цели реформы (обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда) не достигнуты. Также признается, что «полностью отсутствуют кредитные схемы финансирования капитального ремонта, практика осуществления сторонними инвесторами ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах, применения энергосервисных контрактов».

На основании сопоставления действующих и предлагаемых механизмов капитального ремонта МКД, организационных, институциональных и финансовых возможностей федеральной, региональных и муниципальных администраций, а также собственников помещений в МКД целесообразно изменить концепцию основного института, реализующего государственную задачу по модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, – ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и рассмотреть альтернативные модели ведомственного управления и координации региональных программ развития.

На смену Госстрою и Фонду – Федеральное агентство комплексной энергоэффективной модернизации жилых домов и коммунальной инфраструктуры

Намеченные цели и задачи по обеспечению населения России качественным жильем и услугами ЖКХ при исполнении финансовых ограничений в росте платежей в размерах, установленных февральскими поручениями президента В.В. Путина (4 и 25 февраля 2013 г.), нуждаются в соответствующем институциональном и организационном сопровождении.

Ведущими федеральными ведомствами, реализующими выполнение государственной политики в сфере развития жилья и инфраструктуры жизнеобеспечения в регионах, являются Минрегион России совместно с Федеральным агентством по строительству и ЖКХ (Госстрой).

Если Минрегион России наделен функциями по выработке политики и стратегии регионального развития по направлениям деятельности, то Госстрой в рамках своих административных полномочий должен быть основным исполнителем принятых программ и решений. Должен, но, к сожалению, в области жилищных и коммунальных отношений он явно с этим не справляется: как и Фонд, ни институционально, ни организационно, ни инфраструктурно и инструментально не отвечает новым законодательным условиям и не соответствует современным потребностям развития регионов.

Отдельного исследования требует оценка эффективности ручного прямого направления средств Фонда (федерального бюджета) для исполнения региональных программ.

По мнению группы экспертов, два федеральных ведомства – Госстрой и Фонд целесообразно преобразовать в единый полноценный исполнительный орган Минрегиона России – институт развития в форме федерального агентства комплексной энергоэффективной модернизации жилых домов и коммунальной инфраструктуры с обширным региональным представительством.

Основным субъектом в организации предлагаемой модели может и должен выступить Фонд, накопивший практический опыт в управлении процессом КР МКД и ликвидации аварийного и ветхого жилья.

Трансформации в Фонде должны подвергнуться не только организационно-правовая форма и наименование, но также концепция, цели, задачи, функции, управляющие механизмы и инструменты, в основном закрепленные в новом законодательстве.

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в майском номере журнала "Управление многоквартирным домом"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях