Возможность осуществления государственного жилищного надзора за деятельностью жилищных и жилищно-строительных кооперативов

3519
Девятый арбитражный апелляционный суд г. Москвы в постановлении от 18.02.2013 № 09АП-1288/2013 по делу № А40-115532/12-122-651 признал законным и обоснованным решение суда первой инстанции, признавшего отсутствие у Мосжилинспекции полномочий на выдачу предписания к жилищно-строительному кооперативу «Тында».

В качестве одного из аргументов для принятия такого решения в указанном постановлении суда было отмечено, что Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утв. постановлением правительства Москвы от 26.07.2011 № 336-ПП, «не определена компетенция Мосжилинспекции по контролю за деятельностью жилищно-строительного кооператива при осуществлении расчетов с собственниками помещений многоквартирного дома». И действительно, п. 4.3 данного Положения устанавливает, в отношении каких вопросов Мосжилинспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор, и жилищные кооперативы там не указаны. Да и в целом в Положении жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы упоминаются только единожды в п. 4.4.5 в отношении осуществления Мосжилинспекцией контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации[1].

В связи с этим возникают вопросы: имеют ли органы государственного жилищного надзора право осуществлять государственный жилищный надзор за деятельностью жилищных и жилищно-строительных кооперативов по управлению многоквартирными домами (МКД), предусмотрен ли такой надзор ст. 20 ЖК РФ наравне с государственным жилищным надзором за деятельностью по управлению МКД ТСЖ и управляющими организациями?

Предмет государственного жилищного надзора установлен ч. 1 ст. 20 ЖК РФ. Для анализа установленного законодателем предмета государственного жилищного надзора целесообразно в первую очередь прибегнуть к грамматическому толкованию, определяющему содержание нормы исходя из ее смысла, который более правилен по своей грамматической форме и вытекает из логической связи слов, из которых она состоит, используемых соединительных и разделительных союзов, знаков препинания и других речевых форм.

В первую очередь предлагается структурировать текст ч. 1 ст. 20 ЖК РФ для исследования синтаксического элемента, конструкции нормы, способа сочетания слов и предложений. В результате рассматриваемая норма может быть представлена в следующем виде:

Под государственным жилищным надзором понимаются

(1) деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на

(а) предупреждение,

(б) выявление и

(в) пресечение

нарушений

(а) органами государственной власти,

(б) органами местного самоуправления, а также

(в) юридическими лицами,

(г) индивидуальными предпринимателями и

(д) гражданами

установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в т. ч. требований к

(а) жилым помещениям,

(б) их использованию и содержанию,

(в) использованию и содержанию общего имущества собственников помещений МКД,

(г) формированию фондов капитального ремонта,

(д) созданию и деятельности

i. юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,

§ осуществляющих управление многоквартирными домами,

§ оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,

ii. специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональный оператор),

(е) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (обязательные требования),

посредством

(а) организации и проведения проверок указанных лиц,

(б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и

(2) деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов РФ по

(а) систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований,

(б) анализу и

(в) прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Таким образом, рассматриваемая нормы устанавливаем, что в состав государственного жилищного надзора входит, в частности, деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление МКД.

Рассматривая лексический элемент, связанный со смыслом используемых в рассматриваемой норме слов и словосочетаний, можно сделать вывод, что:

1) под юридическими лицами в обоих упоминаниях понимаются любые юридические лица без каких-либо ограничений, включая как управляющие организации и ТСЖ, так и жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

2) под юридическими лицами, осуществляющими управление МКД, понимаются только те юридические лица, которые осуществляют управление МКД как специальный вид деятельности, урегулированный разделами V, VI и VIII ЖК РФ.

Этимологическое значение применяемых слов, т. е. связанное с их происхождением, и семантическое, т. е. то, которое придается им в современном словоупотреблении за период с момента принятия Жилищного кодекса и последних изменений в него, совпадают, значение слов не изменилось.

При грамматическом толковании необходимо использовать правило: широкому смыслу слова принадлежит преимущество перед узким, поскольку если бы законодатель намеревался ограничить содержание слова, то имел полную возможность особо на это указать. Это правило обыкновенно формулируется так: не следует проводить различий там, где их не проводит закон (lege non distinguente nec nostrum est distinquere). В рассматриваемом контексте это означает, что поскольку законодатель, формулируя предмет государственного жилищного надзора, не ограничил в ч. 1 ст. 20 ЖК РФ его распространение на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований только к созданию и деятельности управляющих организаций и ТСЖ, то предмет такого надзора распространяется и на создание и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, управляющих МКД.

В ч. 5 ст. 20 ЖК РФ указываются права должностных лиц органов государственного жилищного надзора. При этом согласно п. 2 этой части должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в частности, имеют право проверять:

а) соответствие устава ТСЖ, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации;

б) по заявлениям собственников помещений МКД:

1. правомерность принятия общим собранием собственников помещений МКД решения о создании ТСЖ;

2. соответствие устава ТСЖ, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации;

3. правомерность избрания общим собранием членов ТСЖ председателя и других членов правления товарищества.

В связи с этим возникает вопрос: означает ли это, что согласно п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора могут осуществлять такие контрольные мероприятия только в отношении ТСЖ и не могут осуществлять их в отношении жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Представляется, что должностные лица органов государственного жилищного надзора могут осуществлять такие контрольные мероприятия в отношении как ТСЖ, так и жилищных и жилищно-строительных кооперативов по следующим причинам:

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований. Это норма распространяется на все юридические лица без какого-либо ограничения.

Необходимо обратить внимание на то, что единственным условием возможного запрашивания и получения информации и документов является необходимость таких информации и документов для проверки соблюдения обязательных требований. При этом понятие «обязательные требования» раскрыто законодателем в ч. 1 ст. 20 ЖК РФ. Как было сказано, обязательными являются, в частности, установленные в соответствии с жилищным законодательством требования к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление МКД, к которым относятся не только управляющие организации и ТСЖ, но и ЖК, ЖСК.

Поскольку информация и документы, которые органы государственного жилищного надзора вправе запрашивать и получать у ЖК и ЖСК, необходимы для проверки соблюдения обязательных требований, то с учетом требований ч. 1 ст. 20 ЖК РФ такая возможность распространяется и на запрашивание и получение информации и документов, необходимых для проверки соблюдения обязательных требований к созданию и деятельности ЖК и ЖСК по управлению МКД. При этом под деятельностью по управлению МКД подразумевается как принятие органами управления кооперативов управленческих решений, так и реализация таких решений.

Законодательно закрепленного определения деятельности по управлению МКД в Жилищном кодексе в настоящее время нет. Предполагается, что оно будет сформулировано в принимаемых Правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ стандартах и правилах деятельности по управлению МКД. Поэтому необходимо исходить из установленных ч. 2 ст. 161 ЖК РФ перечня способов управления МКД и положением ч. 1 ст. 161 о том, что «управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме».

Представляется, что в отношении документов п. 1 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ распространяется, в частности, на уставы ЖК и ЖСК, внесенные в них изменения, протоколы общих собраний таких кооперативов и на бухгалтерскую (финансовую) отчетность кооперативов, сметы доходов и расходов кооперативов на год, отчеты об исполнении таких смет, документы, подтверждающие итоги голосования на общих собраниях членов кооперативов, в т. ч. бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей.

Пункт 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ предоставляет должностным лицам органов государственного жилищного надзора право проводить:

а) обследования территорий и расположенных на них МКД, помещений общего пользования в МКД;

б) исследования;

в) испытания;

г) расследования;

д) экспертизы;

е) другие мероприятия по контролю.

При грамматическом толковании п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ видно, что притяжательное местоимение «их» (3-е л., мн. ч., неодуш.) относится только к отглагольному существительному «обследование». Соответственно такие используемые в данной норме понятия, как «исследования», «испытания», «расследования», «экспертизы», логически связаны с «другими мероприятиями по контролю». При этом благодаря использованию местоимения «другими» перечень мероприятий по контролю, которые могут осуществляться должностными лицами органов государственного жилищного надзора, является открытым.

 

[1] Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (Стандарт 731).

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в майском номере журнала "Управление многоквартирным домом"

Возможность осуществления государственного жилищного надзора за деятельностью жилищных и жилищно-строительных кооперативов

Подписавшись на журнал "Управление многоквартирным домом", вы найдете передовой опыт, методики, стандарты и способы управления МКД, информацию о взаимодействии управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК с органами власти.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль