Повышение эффективности управления муниципальными финансами

8633
Эффективность управления муниципальными финансами базируется на принципах бюджетной системы Российской Федерации, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ, особенную роль при этом играют принципы самостоятельности бюджетов и результативности и эффективности использования бюджетных средств

Государство давно предпринимает меры по повышению эффективности управления общественными финансами на всех уровнях бюджетной системы, в том числе путем принятия программных документов.

Пример

Так, в 2010 г. была принята Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р, в соответствии с которой получили закрепление новые «бюджетные правила», проведена реформа государственных и муниципальных учреждений, утверждена концепция «Электронного бюджета», предприняты шаги по переходу на программный бюджет, изменен бюджетный процесс на региональном и муниципальном уровне и т.п.

Однако, сохраняется необходимость дальнейшей реформы государственного и муниципального бюджетного контроля, оказания государственных и муниципальных услуг, повышения открытости бюджетов и общественных финансов в целом, увеличения эффективности использования межбюджетных трансфертов, совершенствования нормативно-правовой базы (в первую очередь Бюджетного кодекса РФ) и т.д.

В связи с этим на федеральном уровне речь идет о дальнейшем принятии документов, рассчитанных на долгосрочную основу, например, о бюджетной стратегии Российской Федерации, построенной на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития страны, которая призвана повысить предсказуемость и стабильность налоговой и бюджетной политики. Кроме того, была признана необходимость продолжения реализации потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного в завершившейся в 2012 г. в упомянутой выше Программе Правительства РФ. Распоряжением Правительства РФ от 18 марта 2013г. №376-р была утверждена Государственная программа РФ «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» ( далее – Программа), которая рассчитана в первую очередь на повышение самостоятельности региональных бюджетов, однако, должна повлиять и на качество управления местными финансами. Поэтому муниципальным образованиям необходимо иметь представление о тех основных положениях Программы, которые будут отражаться на состоянии и развитии общественных финансов на муниципальном уровне.

Основные направления Программы

В числе основных тенденций развития сферы государственной Программы, которые имеют отношение к местным бюджетам, названы:

–снижение зависимости консолидированных бюджетов субъектов РФ от финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета;

– развитие программно-целевых методов управления общественными финансами;

–повышение качества управления региональными и муниципальными финансами.

При этом очевидно, что в силу разных причин будут возникать те или иные проблемы в сфере реализации предусмотренных программой мероприятий, как то

– повышение рисков несбалансированности местных бюджетов;

– несвоевременное осуществление или осуществление не в полном объеме полномочий, закрепленных законодательством Российской Федерации за органами местного самоуправления;

– увеличение просроченной кредиторской задолженности;

– снижение качества управления муниципальными финансами;

– рост нарушений бюджетного законодательства.

Поскольку государство напрямую обозначило эти моменты как наиболее вероятные в ходе выполнения Программы, то муниципальным образованиям следует предпринять все меры по минимизации или предотвращению появления таких проблем (например, уделять больше внимания осуществлению предварительного и текущего бюджетного контроля и пр.).

В рамках государственной Программы предусматриваются следующие меры по совершенствованию государственного и правового регулирования в рамках реализации Программы:

– совершенствование нормативно-правового регулирования организации межбюджетных отношений, в том числе введение нормативных правовых актов и методик, устанавливающих порядок расчета распределения финансовой помощи;

– совершенствование действующей системы предоставления межбюджетных трансфертов, в том числе консолидация и оптимизация форм межбюджетных трансфертов;

– заключение соглашений об условиях предоставления бюджетам субъектов РФ дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицитов бюджетов и дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ;

– подготовка предложений по компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятыми органами власти другого уровня;

– совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам ЗАТО.

Для этого предполагается подготовить предложения по внесению изменений в несколько основных нормативных актов в сфере общественных финансов и местного самоуправления, таких как Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», САЙТ постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2005 № 232 «Об утверждении Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования» и т.п. Таким образом, следует быть готовыми к тому, что нормативная база будет претерпевать значительные изменения в части совершенствования управления местными финансами.

Подпрограммы

В Программе закреплено, что достижение ее цели должно осуществляться путем решения трех основных задач, каждой из которых соответствует отдельная подпрограмма:

– совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации (подпрограмма 1 «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»);

– сокращение дифференциации субъектов РФ в уровне их бюджетной обеспеченности, сбалансированность региональных и местных бюджетов (подпрограмма 2 «Поддержание устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»);

– повышение эффективности управления государственными финансами субъектов РФ и муниципальными финансами (подпрограмма 3 «Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами»).

Первая задача и первая подпрограмма направлена на создание условий для эффективного распределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и совершенствование системы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. В числе ожидаемых результатов реализации подпрограммы, которые имеют отношение к муниципальным финансам, можно выделить повышение эффективности предоставления нецелевых и целевых межбюджетных трансфертов, а также использования целевых межбюджетных трансфертов (субсидий).

Вторая подпрограмма направлена в том числе на содействие сбалансированности местных бюджетов, на создание условий для устойчивого исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также увеличения налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Третья подпрограмма предполагает обеспечение методической поддержки и применение мер стимулирующего характера, софинансирование из федерального бюджета региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов в целях повышения качества управления региональными и муниципальными финансами. В данном случае для муниципальных образований важно создание условий для повышения качества управления муниципальными финансами, соблюдение требований бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса на местном уровне.

С учетом сочетания целей второй и третьей подпрограмм выделены отдельные мероприятия по поддержке мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня. В данном случае речь идет о том, что необходимо минимизировать непредвиденные ситуации, негативно влияющие на сбалансированность того или иного бюджета, для чего следует анализировать причины возникновения подобной несбалансированности и искать пути ее преодоления, в том числе за счет дотаций.

Кроме того, для ЗАТО интерес будет представлять мероприятие «Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов ЗАТО», которое предусматривает предоставление бюджетам ЗАТО дотаций из федерального бюджета, что позволит, по мнению разработчиков Программы, органам местного самоуправления ЗАТО сохранять более высокую, чем в среднем в остальных муниципальных образованиях соответствующего субъекта РФ, бюджетную обеспеченность населения ЗАТО.

Наиболее значима для муниципальных образований может быть третья подпрограмма «Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами», в которой предусмотрено четыре основных мероприятия:

– Поддержка реализации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов;

– Оценка качества управления региональными и муниципальными финансами;

– Использование мер ограничительного и стимулирующего характера, направленных на повышение качества управления региональными и муниципальными финансами;

– Методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами.

Очевидно, что практически все перечисленные мероприятия касаются общественных финансов на местном уровне и могут повлиять на бюджеты муниципальных образований.

Пример

Например, мероприятие «Оценка качества управления региональными
и муниципальными финансами» предусматривает в том числе мониторинг исполнения местных бюджетов, который осуществляется на регулярной основе в течение текущего финансового года в целях оценки организации бюджетного процесса на муниципальном уровне.

Мероприятие «Использование мер ограничительного и стимулирующего характера, направленных на повышение качества управления региональными и муниципальными финансами» напрямую не касается муниципальных образований, но при его реализации муниципальные финансы также будут затронуты, потому что предусматривается принятие приказа Минфина России, ранжирующего регионы в зависимости от доли межбюджетных трансфертов в собственных доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ. То же относится и к мероприятию «Методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами», в рамках которого предполагается постоянное осуществление Минфином России собственно методической поддержки регионов, а также разработка методических рекомендаций субъектам РФ, оказание консультационной и иной помощи субъектам РФ, что должно повлечь повышение эффективности управления общественными финансами и на муниципальном уровне.

Участие в реализации программы субъектов Российской Федерации

Предполагается, что в ходе реализации Программы Российская Федерация не должна быть единственным активным участником. Субъекты РФ должны занимать достаточно активную позицию и также участвовать в ней различными способами. Применительно к сфере местных финансов это должно выражаться, например, в том, что регионам следует обеспечивать повышение прозрачности и эффективности предоставляемых муниципальным образованиям межбюджетных трансфертов, проведение эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, повышение его значимости и самостоятельности органов местного самоуправления в использовании межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ. Кроме того, субъекты РФ не должны допускать возникновение просроченной кредиторской задолженности по расходам бюджетов муниципальных образований, а в случае ее наличия должны проводить работы по ее сокращению, поскольку сам факт наличия указанной задолженности, по мнению разработчиков программы, является характеристикой низкого качества финансового управления.

Наиболее значимым должен быть вклад субфедерального уровня в повышение эффективности управления муниципальными финансами в рамках третьей подпрограммы, в ходе реализации которой регионы должны принять и реализовать программы повышения эффективности бюджетных расходов; обеспечить соблюдение муниципалитетами требований бюджетного законодательства; обеспечить переход к программно-целевому методу формирования бюджетов муниципальных образований. Для этого они могут получить из федерального бюджета распределяемые на конкурсной основе субсидии на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов.

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в майском номере журнала "Практика муниципального управления" 

Повышение эффективности управления  муниципальными финансами

Подписавшись на журнал "Практика муниципального управления", вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль