text
ЖКХ

Реализация органами местного самоуправления поселений и городских округов полномочий по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры

  • 23 мая 2013
  • 4729

Федеральным законом № 289-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов были отнесены полномочия по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры

Федеральным законом от 30.12.2012 № 289-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области градостроительной деятельности (ч. 1, 3 ст. 8 ГрК РФ) были отнесены полномочия по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Соответствующие нормы вступили в силу с 1 апреля 2013 г.

Согласно п. 23 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ САЙТ (далее – ГрК РФ) в редакции, начинающей действовать с 1 апреля 2013 г., программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа – документы, устанавливающие перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Таким образом, система коммунальной инфраструктуры (п. 24 ст. 1 ГрК РФ) – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.

Согласно п. 3.1 ч. 2 ст. 57.1 ГрК РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов подлежат размещению в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Данная норма установлена также п. 9 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ).

В целях реализации органами местного самоуправления поселений и городских округов полномочий по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры органы государственной власти Российской Федерации должны установить (пп. 4.1, 7.3. ст. 6 ГрК РФ) требования к таким программам, а также порядок осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона № 289-ФЗ в течение 60 дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (т. е. до 31 мая 2013 г.) Правительством РФ должен быть определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов. До дня вступления в силу Федерального закона № 289-ФЗ (т. е. до 1 апреля 2013 г.) Правительство РФ устанавливает требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов (п. 3 ст. 8 Федерального закона № 289-ФЗ).

Непосредственное осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов возлагается на органы государственной власти субъектов РФ (п. 6 ст. 7 ГрК РФ).

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению их представительными органами местного самоуправления в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного ч. 6 ст. 18 ГрК РФ решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит (ч. 5.1. ст. 26 ГрК РФ).

Статьей 8 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что положения ч. 5.1 ст. 26 ГрК РФ (в ред. Федерального закона № 289-ФЗ) применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При наличии генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных до дня вступления в силу Федерального закона № 289-ФЗ (т. е. до 1 апреля 2013 г.), программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее 1 января 2014 г.

Необходимо отметить, что на момент принятия Федерального закона № 289-ФЗ уже действовал и продолжает действовать в части, не противоречащей данному Федеральному закону, федеральный правовой акт, содержащий методические рекомендации для муниципальных образований по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Речь идет о принятом Минрегионом России в развитие положений Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” приказе от 06.05.2011 № 204 “О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований”, утвердившем Методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (далее – Методические рекомендации).

Остановимся на некоторых положениях Методических рекомендаций, касающихся организационно-процедурных аспектов разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры[1].

Согласно п. 3 Методических рекомендаций разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры может быть организована органами местного самоуправления:

– самостоятельно за счет средств бюджета муниципального образования;

– с привлечением по конкурсу разработчика за счет средств бюджета муниципального образования;

– с привлечением муниципальных унитарных предприятий, организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, сбытовых организаций, коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, любых юридических и (или) физических лиц, финансирующих разработку части или всей программы.

Независимо от источников финансирования разработки программы органам местного самоуправления рекомендуется организовать взаимодействие исполнителей по разработке программы и представителей организаций коммунального комплекса (п. 4 Методических рекомендаций).

Проект программы подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за две недели до ее утверждения, а также рекомендуется размещение на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту программы (п. 5 Методических рекомендаций).

Утвержденная программа подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации (п. 6 Методических рекомендаций). Она размещается на официальном сайте поселения (при его наличии), официальном сайте городского округа (при его наличии) в сети Интернет (п. 7 Методических рекомендаций).

Рекомендуется, чтобы перспективный период, на который разрабатывается программа, был приближен к периоду, на который разработаны документы территориального планирования. При этом может быть выделено несколько периодов с разной детализацией проработки проектов программы (п. 9 Методических рекомендаций).



[1] О порядке применения Методических рекомендаций см. также: Макаров А.В., Сокол-Номоконов Э.Н. Правовые проблемы регулирования комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципальных образований // Российская юстиция. 2012. № 8. С. 15–20.

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в майском номере журнала "Практика муниципального управления" 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя в сфере ЖКХ

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Чтобы наши читатели получали эксклюзивные материалы, мы предоставляем доступ к ним только зарегистрированным пользователям.

Для юристов УО на сайте много примеров из судебной практики, решений проблем с жильцами,
для бухгалтеров - статьи о налогообложении и расчетах оплаты.

Все эти материалы будут доступны Вам сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь и читайте любые материалы!
×

Здравствуйте, Гость!

Вам предоставлен неограниченный доступ к справочной системе «Управление МКД» на три дня.

Материалы системы помогут Вам решить проблемы:

  • как взыскать задолженность за ЖКУ;
  • как избежать опасных ошибок в документации;
  • как скорректировать свою работу после изменения законодательства;
  • как защититься от штрафов и жалоб жителей.

Подтвердить получение доступа

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов, изучать судебную практику и использовать полезные сервисы.

Главные темы для бухгалтера и юриста УО в октябре:

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.