text
ЖКХ

Реализация органами местного самоуправления поселений и городских округов полномочий по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры

  • 23 мая 2013
  • 4723

Федеральным законом № 289-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов были отнесены полномочия по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры

Федеральным законом от 30.12.2012 № 289-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области градостроительной деятельности (ч. 1, 3 ст. 8 ГрК РФ) были отнесены полномочия по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Соответствующие нормы вступили в силу с 1 апреля 2013 г.

Согласно п. 23 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ САЙТ (далее – ГрК РФ) в редакции, начинающей действовать с 1 апреля 2013 г., программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа – документы, устанавливающие перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Таким образом, система коммунальной инфраструктуры (п. 24 ст. 1 ГрК РФ) – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.

Согласно п. 3.1 ч. 2 ст. 57.1 ГрК РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов подлежат размещению в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Данная норма установлена также п. 9 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ).

В целях реализации органами местного самоуправления поселений и городских округов полномочий по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры органы государственной власти Российской Федерации должны установить (пп. 4.1, 7.3. ст. 6 ГрК РФ) требования к таким программам, а также порядок осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона № 289-ФЗ в течение 60 дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (т. е. до 31 мая 2013 г.) Правительством РФ должен быть определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов. До дня вступления в силу Федерального закона № 289-ФЗ (т. е. до 1 апреля 2013 г.) Правительство РФ устанавливает требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов (п. 3 ст. 8 Федерального закона № 289-ФЗ).

Непосредственное осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов возлагается на органы государственной власти субъектов РФ (п. 6 ст. 7 ГрК РФ).

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению их представительными органами местного самоуправления в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного ч. 6 ст. 18 ГрК РФ решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит (ч. 5.1. ст. 26 ГрК РФ).

Статьей 8 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что положения ч. 5.1 ст. 26 ГрК РФ (в ред. Федерального закона № 289-ФЗ) применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При наличии генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных до дня вступления в силу Федерального закона № 289-ФЗ (т. е. до 1 апреля 2013 г.), программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее 1 января 2014 г.

Необходимо отметить, что на момент принятия Федерального закона № 289-ФЗ уже действовал и продолжает действовать в части, не противоречащей данному Федеральному закону, федеральный правовой акт, содержащий методические рекомендации для муниципальных образований по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Речь идет о принятом Минрегионом России в развитие положений Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” приказе от 06.05.2011 № 204 “О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований”, утвердившем Методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (далее – Методические рекомендации).

Остановимся на некоторых положениях Методических рекомендаций, касающихся организационно-процедурных аспектов разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры[1].

Согласно п. 3 Методических рекомендаций разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры может быть организована органами местного самоуправления:

– самостоятельно за счет средств бюджета муниципального образования;

– с привлечением по конкурсу разработчика за счет средств бюджета муниципального образования;

– с привлечением муниципальных унитарных предприятий, организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, сбытовых организаций, коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, любых юридических и (или) физических лиц, финансирующих разработку части или всей программы.

Независимо от источников финансирования разработки программы органам местного самоуправления рекомендуется организовать взаимодействие исполнителей по разработке программы и представителей организаций коммунального комплекса (п. 4 Методических рекомендаций).

Проект программы подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за две недели до ее утверждения, а также рекомендуется размещение на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту программы (п. 5 Методических рекомендаций).

Утвержденная программа подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации (п. 6 Методических рекомендаций). Она размещается на официальном сайте поселения (при его наличии), официальном сайте городского округа (при его наличии) в сети Интернет (п. 7 Методических рекомендаций).

Рекомендуется, чтобы перспективный период, на который разрабатывается программа, был приближен к периоду, на который разработаны документы территориального планирования. При этом может быть выделено несколько периодов с разной детализацией проработки проектов программы (п. 9 Методических рекомендаций).



[1] О порядке применения Методических рекомендаций см. также: Макаров А.В., Сокол-Номоконов Э.Н. Правовые проблемы регулирования комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципальных образований // Российская юстиция. 2012. № 8. С. 15–20.

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в майском номере журнала "Практика муниципального управления" 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Мы заботимся о качестве материалов на сайте и чтобы защитить авторские права редакции мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Вы сможете продолжить чтение сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжайте читать статью.
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это недолго.

Сайт ориентирован на работников в сфере ЖКХ, поэтому многие файлы и документы защищены от скачивания.

Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны любые документы:

  • Бланки и образцы основных договоров (РСО, подрядчики);
  • Акты, извещения, заявки;
  • Образцы объявлений, памяток и уведомлений на все случаи жизни.
Регистрация займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачивайте любые документы без ограничений!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.