Актуальные проблемы развития законодательства о безопасности лифтов

4348
Вступление в силу технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» породило в отрасли немало проблем, которые могут существенным образом повлиять на достигнутый в стране уровень безопасности лифтов.

Вступление в силу технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» породило в отрасли немало проблем, которые могут существенным образом повлиять на достигнутый в стране уровень безопасности лифтов.

Данные проблемы вызваны тем, что в каждой стране – участнице Таможенного союза за многие годы сформировались собственные системы законодательств о безопасности лифтов, основанные на специфике лифтового хозяйства этих государств.

Вместе с тем концепция разработки технического регламента Таможенного союза подразумевала создание своего рода единого для всего Таможенного союза документа, который не в состоянии учесть все эти особенности. В связи с этим для России как для государства, у которого лифтовое хозяйство и регламентирующая его нормативная база являются намного более развитыми, чем в других государствах – участниках Таможенного союза, указанный технический регламент явился менее прогрессивным документом по сравнению со своим российским предшественником.

Как бы то ни было, российские специалисты лифтового хозяйства (в частности, в лице Национального Лифтового Союза) как за время участия в работе над подготовкой проекта указанного технического регламента, так и впоследствии, при его адаптации к особенностям российского лифтового комплекса, прикладывают все возможные усилия к минимизации негативных последствий от вступления его в силу.

Условно всю эту законотворческую деятельность можно разделить на четыре блока, соответствующих основным этапам жизненного цикла лифта: производство – монтаж – техническое обслуживание и оценка соответствия. Вместе с тем имеются и общие для всех стадий жизненного цикла вопросы, например, в части установления государственного надзора за выполнением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» или совершенствованием документов по стандартизации.

В общей сложности по указанным блокам по принципу принадлежности распределены основные актуальные проблемы лифтового хозяйства, решением которых озабочены российские лифтовики (табл.).

Суть проблемы

Пути решения

I. Общеотраслевые проблемы

1.

О закреплении в законодательстве признаков специализированной лифтовой организации

В техническом регламенте РФ о безопасности лифтов было закреплено понятие специализированной лифтовой организации, а в техническом регламенте ТС указанное понятие отсутствует.

Сложившаяся ситуация создает реальные предпосылки к наводнению «лифтового» рынка непрофессионалами. Как следствие, повышается вероятность причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц

Предлагается внесение изменений в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила содержания общего имущества в МКД), с целью закрепления понятия «специализированная лифтовая организация» (вместе с указанием на соответствующие критерии)

2.

Об определении органа, ответственного за осуществление государственного надзора за соблюдением требований Технического регламента ТС

В настоящее время отсутствует система контроля за деятельностью лиц, на которых законодательством возложены обязанности по соблюдению требований технического регламента.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» государствам – участникам Таможенного союза поручено:

1) к дате вступления Технического регламента ТС в силу определить органы государственного контроля (надзора), ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента, и информировать об этом Комиссию ТС;

2) обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента ТС с даты вступления его в силу.

Вместе с тем в Российской Федерации указанный орган до сих пор не определен

Правительству РФ необходимо издать соответствующее постановление, которым уполномочить определенный федеральный орган исполнительной власти на осуществление государственного надзора за соблюдением требований Технического регламента ТС.

Предлагается на стадии эксплуатации лифта таким органом определить Ростехнадзор, а на иных стадиях (кроме монтажа лифтов при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства) – Росстандарт.

На стадии монтажа лифтов при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, – органы строительного надзора

3.

Об обязательности применения стандартов, разработанных в целях обеспечения соблюдения требований Технического регламента ТС

В связи с введением в стране системы технического регулирования, предполагающей добровольное применение стандартов, образовался правовой вакуум в сфере обеспечения соблюдения требований Технического регламента ТС

Предлагается внесение изменений в ст. 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ в связи с необходимостью установления обязательности применения стандартов, разработанных в целях обеспечения соблюдения требований Технического регламента ТС.

Кроме того, концепция обязательности стандартов отражена также в проекте федерального закона «О стандартизации»

4.

О восстановлении в законодательстве понятия «владелец лифта»

Раздел «Определения» Технического регламента ТС не содержит понятия «владелец лифта». На практике это приводит к невозможности установления лица, ответственного за надлежащее содержание лифта и соответствие его требованиям технического регламента.

Понятие «владелец опасного объекта», используемое в Федеральном законе от 27.07.2010 № 225-ФЗ, употребляется исключительно для целей обязательного страхования ответственности

Необходимо внести соответствующие изменения в ведомственные акты (или документы стандартизации).

В частности, проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка ввода лифтов в эксплуатацию» предусмотрено понятие «владелец лифта».

Национальный Лифтовый Союз предложил следующую формулировку:

«владелец лифта» – собственник (собственники) здания (сооружения) или его части, в котором находится лифт, собственники помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, лица, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании у которых находится здание (сооружение)

5.

Об учете лифтов в органах государственного контроля (надзора)

В Техническом регламенте ТС обязанность владельцев лифтов обеспечивать их учет в органах государственного контроля (надзора) не предусмотрена.

В связи с этим в стране отсутствует единая система сбора, учета и анализа информации об установленных лифтах. Как следствие, отсутствует возможность прогнозирования развития лифтового комплекса в масштабах всего государства.

Необходимо проработать законодательные способы определения в государстве порядка учета лифтов в органах государственного контроля (надзора).

6.

О профессиональных стандартах лифтовиков

Введение в стране института профессиональных стандартов требует от лифтовиков разработки соответствующих документов в отношении работников и специалистов, осуществляющих деятельность по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту, а также проведению оценки соответствия подъемно-транспортного оборудования

Необходимо разработать и направить на утверждение Минтруда России следующие профессиональные стандарты:

– Электромеханик по лифтам 1-8 разряды (ОКВЭД 29.22.9);

– Лифтер (ОКВЭД 29.22.9);

– Оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов (ОКВЭД 29.22.9);

– Монтажник электрических подъемников (лифтов) 2-6 разряды (ОКВЭД 45.31);

– Электромонтер ДО и ТА (диспетчерского оборудования и телеавтоматики) 1–6 разряды (ОКВЭД 29.22.9);

– Оператор платформы подъемной 2 разряд (ОКВЭД 29.22.9);

– Машинист эскалатора 5 и 6 разряды;

– Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов;

– Дежурный у эскалатора;

– Эксперт/специалист органа по оценке соответствия лифтов (ОКВЭД 74.30.5,74.30.8, 74.30.9)

7.

О гармонизации национальных стандартов с требованиями Технического регламента ТС

В связи с тем, что национальные стандарты в сфере безопасности лифтов, использующиеся в настоящее время в качестве межгосударственных в рамках Таможенного союза, были разработаны на основе Технического регламента Российской Федерации о безопасности лифтов, утратившего свою силу с 15 февраля 2013 г., и содержат неактуальные правила и процедуры, которые не вошли в редакцию Технического регламента ТС, при их применении на практике создается множество проблем

Необходима разработка новых актуальных редакций проектов межгосударственных стандартов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента ТС

8.

О включении платформ подъемных для инвалидов в систему технического регулирования

В связи принятием Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ из категории опасных производственных объектов исключены объекты, на которых используются эскалаторы и платформы подъемные для инвалидов.

Указанные подъемные сооружения не подпадают под действие Технического регламента ТС «О безопасности машин и оборудования» ввиду того, что область его применения не распространяется на машины и оборудование, предназначенные для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями.

Таким образом, на сегодняшний день платформы подъемные для инвалидов фактически исключены из системы технического регулирования

Необходимо проработать законодательные способы включения платформ подъемных для инвалидов в систему технического регулирования

9.

Об отсутствии нормативного регулирования процедуры утилизации лифтов

Согласно п. 6 ст. 4 Технического регламента ТС требования безопасности к утилизации лифтов устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

Вместе с тем до настоящего времени указанные требование не разработаны и законодательством Российской Федерации не установлены

Необходимо разработать нормативный документ (постановление Правительства РФ), содержащий требования безопасности при утилизации лифтов

II. Производство лифтов

10.

О тарифной поддержке отечественных лифтопроизводителей

В связи с последствиями вступления России в ВТО и началом иностранной экспансии на рынок продажи лифтового оборудования, а также в целях защиты и поддержки отечественных производителей существует необходимость временной «тарифной» поддержки российских заводов-изготовителей

Предлагается Евразийской экономической комиссии Таможенного союза установить ставку ввозной таможенной пошлины в размере 10% на лифты (код по ТН ВЭД 8428 10 200 0) с техническими параметрами в паспорте лифта: скоростью до 2 м/с

III. Монтаж лифтов

11.

Об ужесточении ответственности за выполнение работ без допуска саморегулируемой организации

Административное наказание за этот вид правонарушения ограничивается штрафом в 50 тыс. руб., что не оказывает никакого реального воздействия на потенциальных и действительных нарушителей.

Таким образом, угроза наступления административной ответственности не воспринимается как действенный рычаг государственного воздействия

Существует острая необходимость в усилении административной ответственности за выполнение работ без допуска саморегулируемой организации, а также криминализация соответствующих деяний, приведших к наступлению крупного или особо крупного ущерба или вреда для жизни и здоровья

12.

О продлении срока давности привлечения к административной ответственности за выполнение работ без допуска саморегулируемой организации

В настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности за выполнение работ без допуска саморегулируемой организации (в тех случаях, когда такой допуск необходим в соответствии с законодательством) составляет 2 месяца. Этого явно недостаточно для своевременного выявления факта незаконного выполнения работ. В связи с этим соответствующее административное наказание не достигает тех целей, на которые оно направлено

Необходимо продлить срок давности привлечения к административной ответственности за выполнение работ без допуска саморегулируемой организации

13.

О механизированных парковочных системах

В государстве полностью отсутствует правовое регулирование отношений, связанных с жизненным циклом механизированных парковочных систем.

Вместе с тем введение такого регулирования позволило бы содействовать оперативному решению многих социально значимых проблем, связанных с нехваткой свободных парковочных мест на территориях крупных городов

Необходимо проработать способы легализация строительства и эксплуатации механизированных парковочных систем

14.

О введении механизма контроля за исполнением требования о выполнении работ по монтажу и пусконаладке лифтов на основании допуска саморегулируемой организации на этапе декларирования соответствия лифта требования Технического регламента ТС

Необходимость введения соответствующего механизма обусловлена отсутствием в системе действующего правового регулирования способов своевременного выявления фактов монтажа лифтов хозяйствующими субъектами, не имеющими свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению работ по монтажу и пусконаладке лифтов.

В связи с этим предлагается введение механизма контроля за исполнением названных обязательных требований законодательства на этапе декларирования соответствия продукции.

Соответствующий контроль предполагается осуществлять путем обязания строительных организаций в случаях, когда техническими регламентами обязанность по оформлению декларации о соответствии возложена на строительную организацию, представлять в орган по сертификации в составе сведений о декларациях о соответствии сведения о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Кроме того, необходимо рекомендовать строительной организации указывать при заполнении деклараций о соответствии сведения о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В целях реализации названного контрольного механизма необходимо обеспечить внесение изменений в пп. 6 и 11 Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений, утв. приказом Минэкономразвития России от 21.02.2012 № 76, путем дополнения его следующим подпунктом:

«...) наименование саморегулируемой организации и реквизиты выданного ей свидетельства о допуске к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (в случае если требование о выполнении соответствующих работ на основании допуска саморегулируемой организации установлено законодательством).».

Также предлагается обеспечить внесение изменения в п. 7 Рекомендаций по заполнению формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов, утв. приказом Минпромэнерго РФ от 22.03.2006 № 54, путем дополнения его следующим абзацем:

«В случае если требование о наличии допуска саморегулируемой организации к выполнению работ в отношении продукции установлено законодательством, в приложении к декларации о соответствии приводятся сведения об указанных требованиях законодательства, а также наименование саморегулируемой организации и реквизиты выданного ей свидетельства о допуске к выполнению таких работ, о чем в строке «соответствует требованиям технического регламента (технических регламентов)» делается запись «см. приложение».»

IV. Техническое обслуживание лифтов

15.

О введении сметного нормирования «лифтовых» работ

Цена за техническое обслуживание и независимую оценку лифтов формируется заказчиками произвольно, без учета реальных экономических показателей. Особенно остро эта проблема проявляется в отношениях с государственными и муниципальными заказчиками. В итоге зачастую цена обслуживания домофонов превышает цену технического обслуживания лифтов

Существует необходимость в разработке и установлении нормативов сметного нормирования и ценообразования по «лифтовым» работам (в части технического обслуживания и независимой оценки) по аналогии с приказом Минрегиона России от 11.04.2008 № 44 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности»

16.

О совершенствовании системы обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов

Лифты выделены в самостоятельную 4 группу опасных объектов в рамках Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ, владельцы которых обязаны страховать свою гражданскую ответственность за вред, могущий наступить в результате аварии на таком объекте.

Установление дополнительных требований по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца лифта за причинение вреда в результате аварии на лифте без классификации признаков опасности, определения возможного размера причиненного вреда и четкого порядка возмещения такого вреда, а также порядка установления факта и причин аварии, обстоятельств происшедшего несчастного случая и причин, его вызвавших, дифференцированных и экономически обоснованных тарифов страхования и страховых премий, определения источников финансирования объектов, относящихся к социальной сфере, и учета других обстоятельств является не вполне продуманным и преждевременным шагом законодателя в вопросе обеспечения необходимого уровня безопасности лифтов

Необходимо разработать и ввести в действие нормативный документ, устанавливающий порядок проведения технического расследования причин аварии и несчастного случая, происшедшего в результате аварии на лифте, а также порядок привлечения к проведению такого расследования экспертов и специалистов, обладающих необходимыми специальными познаниями в этой области.

При этом в Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ необходимо внести следующие изменения:

В статью 8:

В ч. 7 после слов «Порядок установления факта нарушения условий жизнедеятельности и критерии...» дополнить следующими словами «Порядок установления факта аварии на опасном объекте, равно как и порядок проведения технического расследования, а также расследования несчастного случая, происшедшего в результате аварии или инцидента, устанавливается органом, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере»

17.

О порядке ввода лифтов в эксплуатацию

Согласно п. 3.7 ст. 6 Технического регламента ТС ввод лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза.

Вместе с тем до настоящего времени в Российской Федерации указанный порядок не установлен.

Правительству РФ необходимо издать соответствующее постановление, в котором определить порядок ввода лифтов в эксплуатацию на территории Российской Федерации

18.

О восстановлении в законодательстве института обязательного повышения квалификации и аттестации работников и специалистов лифтового хозяйства

В связи с исключением лифтов из категории опасных производственных объектов утратили свою силу требования законодательства об обязательной аттестации работников лифтового хозяйства в органах Ростехнадзора.

Вместе с тем образовавшийся пробел законодательства может негативным образом повлиять на достигнутый в стране уровень безопасности лифтов при их эксплуатации

Предлагается разработать соответствующие изменения законодательства и ввести систему обязательного повышения квалификации и аттестации специалистов лифтового хозяйства

V. Оценка соответствия лифтов

19.

Об уточнении порядка аккредитации органов по сертификации лифтов и испытательных лабораторий

Внесение изменений обусловлено необходимостью распространения порядка аккредитации органов по сертификации (ОС) и испытательных лабораторий (ИЛ), выполняющих работы по подтверждению соответствия, также на ОС и ИЛ, выполняющих работы по оценке соответствия в иных формах, чем подтверждение соответствия.

Таким образом, такие формы оценки соответствия лифтов, как техническое освидетельствование в течение назначенного срока службы и обследование по истечении назначенного срока службы (пп. 4, 5 ст. 6 Технического регламента ТС) будут вправе осуществлять только организации, аккредитованные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 602.

Отсутствие соответствующего правового регулирования (которое до создания единой системы аккредитации и вступления в силу Технического регламента ТС действовало стабильно) привело к критической ситуации. ОС и ИЛ по лифтам оказались вне правового поля (их обязывают проводить расширение области аккредитации при отсутствии четкого порядка в законодательстве)

Предлагается внесение изменений в Правила аккредитации ОС и ИЛ, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 602, путем дополнения их п. 1.1 следующего содержания: «Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по оценке соответствия в иных формах, чем подтверждение соответствия, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами в отношении аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия».

Альтернативным вариантом решения проблемы является создание системы «уполномочивания» указанных организаций на выполнение таких работ на лифтах, как техническое освидетельствование в течение назначенного срока службы и обследование по истечении назначенного срока службы.

Правом на указанное уполномочивание предлагается наделить Национальный Лифтовый Союз.

20.

Об обеспечении принципа независимости ОС и ИЛ

В связи с отсутствием обязанности владельца лифта заключать договор на оценку соответствия только с аккредитованным в установленном порядке ОС, соответствующее право передается подрядчику (специализированной лифтовой организации), который принимает на себя обязательства заказчика. В связи с этим соблюдение принципа независимости ОС от специализированной лифтовой организации, работа которой подвергается оценке, не обеспечивается

Требуется внесение изменений в законодательство о техническом регулировании в целях установления обязанности владельца лифта заключать договор на оценку соответствия только с аккредитованным в установленном порядке ОС напрямую

21.

О введении административной ответственности за выполнение работ по оценке соответствия без аккредитации (уполномочивания) в установленном порядке

В законодательстве об административных правонарушениях отсутствует охранительное регулирование в части привлечения к ответственности лиц, выполняющих работы по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента без аккредитации (уполномочивания) в установленном порядке

Существует необходимость в оперативном исправлении возникшей ситуации путем внесения соответствующих изменений в КоАП РФ

За последние месяцы существенные для лифтового хозяйства изменения произошли также сферах законодательства о промышленной безопасности; страхового, трудового, таможенного, жилищного и иного законодательства.

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в июньском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера" 



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль