Формирование правовых основ муниципально-частного партнерства в России

5805
Анализ теории и практики применения понятия «государственно-частное партнерство» показывает, что в самом общем виде оно представляет собой любые формы взаимодействия на договорной основе государства и частного бизнеса, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций.

Анализ теории и практики применения понятия «государственно-частное партнерство» показывает, что в самом общем виде оно представляет собой любые формы взаимодействия на договорной основе государства и частного бизнеса, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций.

Как правило, объектами отношений в сфере государственно-частного партнерства (далее ГЧП) являются объекты транспортной инфраструктуры (автомобильные, железные дороги, объекты коммунальной инфраструктуры), социальные объекты (больницы, школы, учреждения высшего образования, санатории, пансионаты), памятники культуры и искусства (музеи, театры).

Читайте также:

Публично-частное партнерство – основа развития территории

Понимание того, что будущее муниципалитета зависит от поступлений в местный бюджет привело к усилению внимания местных властей к организации эффективного механизма управления

В настоящие время на всех уровнях публичной власти отсутствует финансовая возможность осуществить исключительно за счет средств соответствующих бюджетов содержание и модернизацию всей публичной инфраструктуры, необходимой для реализации полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. При этом в законодательстве Российской Федерации не определены достаточные и необходимые правовые условия для инвестирования средств в долгосрочные инфраструктурные проекты в целях улучшения доступности и повышения качества предоставляемых публичных услуг на условиях привлечения частных инвестиций и организаций в проекты ГЧП, а также распределения рисков и ответственности за их реализацию между публично-правовыми образованиями и частными инвесторами. На сегодняшний день нормы законодательства Российской Федерации предусматривают возможность использования ограниченного числа моделей ГЧП, которое осуществляется преимущественно в рамках реализации концессионных соглашений. Это существенно ограничивает возможности частных инвесторов по привлечению кредитных средств и осуществлению экономического взаимодействия с публично-правовыми образованиями.

В отсутствие эффективного и достаточного регулирования договорных инструментов ГЧП на федеральном уровне некоторые субъекты РФ стали разрабатывать и принимать региональные законы о ГЧП. К настоящему времени подобные законы приняты более чем в 60 субъектах РФ. В то же время одной из основных проблем регионального законодательства в сфере ГЧП является наличие рисков возникновения противоречий между указанными законами субъектов РФ и императивными нормами федерального законодательства, регламентирующими вопросы в данной сфере. Важно отметить, что указанные риски в целом не зависят от качества подготовки законов субъектов РФ по вопросам ГЧП, поскольку они связаны с отсутствием необходимого правового регулирования отношений в рамках ГЧП на федеральном уровне.

В связи с этим в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (далее – законопроект), цель которого – создание единых правовых условий для привлечения частных инвестиций на основе ГЧП в экономику Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых населению услуг. При этом законопроект определяет основы государственного регулирования ГЧП, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при реализации соглашений о ГЧП.

Согласно нормам законопроекта под ГЧП понимается взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о ГЧП, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций, в соответствии с которым частный и публичный партнеры принимают на себя взаимные обязательства, предусмотренные законопроектом.

В соответствии с законопроектом соглашение о ГЧП представляет собой договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон данного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в соглашении о ГЧП, если иное не вытекает из представленного законопроекта или существа соглашения о ГЧП. В то же время в законопроекте следовало бы определить, элементы каких договоров могут содержаться в соглашении о ГЧП и какие конкретно правила гражданского законодательства о договорах должны к ним применяться.

В соответствии с соглашением о ГЧП публичный партнер вправе будет принимать на себя одно или более из следующих обязательств:

  • предоставить частному партнеру имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о ГЧП, во владение и (или) пользование;
  • предоставить право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации (исключительные и (или) неисключительные права), необходимых для исполнения соглашения о ГЧП.

В силу соглашения о ГЧП частный партнер сможет принимать на себя обязательства по полному или частичному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения о ГЧП, а также одно или более из следующих обязательств:

  • разработка и согласование проектной документации;
  • создание объекта соглашения о ГЧП;
  • реконструкция объекта соглашения о ГЧП.

Частный и публичный партнеры также вправе будут принимать на себя иные обязательства, необходимые для реализации упомянутого соглашения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Нормы законопроекта предусматривают, что частным партнером является индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, за исключением государственных компаний, государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, хозяйственных обществ, 100% акций или долей в уставном капитале которых принадлежат Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Следует отметить, что согласно ч. 3 ст. 3 законопроекта публичным партнером может являться не только Российская Федерация и (или) субъект (субъекты) РФ, но и (или) орган (органы) местного самоуправления в лице уполномоченных ими органов. При этом в ст. 6 законопроекта определены также собственные полномочия муниципальных образований при реализации муниципальными образованиями соглашений о ГЧП.

В то же время необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 12, 130 и 132 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Из данных положений Конституции РФ следует, что местное самоуправление не является уровнем государственной власти и предназначено для решения местных публичных задач в целях удовлетворения основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, и их передача органам государственной власти, в т. ч. на основе соглашений, не допускается.

В связи с изложенным в законопроекте необходимо также ввести понятие «муниципально-частное партнерство» (далее – МЧП), предусматривающее участие в нем муниципальных образований в лице уполномоченных органов местного самоуправления в качестве публичного партнера и их взаимодействие на основе соглашений с частными партнерами в целях повышения качества и обеспечения доступности предоставляемых услуг населению, привлечения в экономику частных инвестиций, а также отграничить данное понятие от понятия «государственно-частное партнерство». В случае заключения многосубъектного соглашения о партнерстве между органами государственной власти, органами местного самоуправления и частным партнером в законопроекте следует ввести понятие «государственно-муниципально-частное партнерство».

Согласно ст. 2 законопроекта законодательство Российской Федерации о ГЧП должно будет состоять из Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации и законов субъектов РФ. В то же время в ст. 6 законопроекта определены полномочия муниципальных образований при реализации ими соглашений о ГЧП. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов. В связи с этим в состав законодательства Российской Федерации о ГЧП (о МЧП) необходимо включить нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, принимаемые в пределах компетенции муниципальных образований по указанным вопросам в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно законопроекту к полномочиям муниципальных образований относятся подготовка, заключение, исполнение и прекращение действия соглашений о ГЧП в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ, осуществление контроля за соблюдением частным партнером условий соглашения о ГЧП, заключенного муниципальным образованием. Нормы законопроекта также предусматривают, что к полномочиям:

  • субъектов РФ относится установление порядка проведения конкурсных процедур на принципах открытости и прозрачности, равенства участников конкурса на право заключения соглашения о ГЧП, а также добросовестности исполнения сторонами обязательств по соглашению о ГЧП (п. 1 ст. 5);
  • муниципальных образований – проведение конкурсных процедур на принципах открытости и прозрачности, равенства участников конкурса на право заключения соглашения о ГЧП, а также добросовестности исполнения сторонами обязательств по соглашению о ГЧП (п. 1 ст. 6).

В то же время в нормах законопроекта не устанавливается, на каком уровне публичной власти должен определяться порядок проведения органами местного самоуправления указанных конкурсных процедур и каким нормативным правовом актом должен определяться этот порядок.

Наряду с этим законопроектом предлагается исключить из сферы действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) отношения, связанные с заключением и реализацией соглашений о ГЧП в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Нормами законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которым предусматривается не применять порядок заключения договоров...

Полностью статью можно прочитать в журнале  "Практика муниципального управления" 

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Практика муниципального управления» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов муниципальных образований Подписавшись на журнал, вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях