Замечания и предложения к законопроекту № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»

1487
Предлагаемые Минфином России изменения в Налоговый кодекс не способствуют реализации обсуждаемой много лет Концепции о введении единого налога на недвижимость, интегрирующего в объекте налогообложения земельный участок и здание (строение, сооружение, помещение) и позволяющего на этой основе формировать соответствующую единую налоговую базу объекта недвижимости.

Предлагаемые Минфином России изменения в Налоговый кодекс не способствуют реализации обсуждаемой много лет Концепции о введении единого налога на недвижимость, интегрирующего в объекте налогообложения земельный участок и здание (строение, сооружение, помещение) и позволяющего на этой основе формировать соответствующую единую налоговую базу объекта недвижимости.

Внесенная на рассмотрение концепция в отношении сложных объектов недвижимого имущества, например многоквартирных домов (МКД), фактически сохраняет действующую конструкцию налогообложения, модифицируя лишь один элемент – экономический – путем замены в налоговой базе инвентаризационной стоимости на кадастровую.

Между тем в процессе обсуждения концепции новой системы налогообложения недвижимости подразумевалось принципиальное изменение идеологии, идентификации объектов и механизмов налогообложения, а также сокращение издержек налогового администрирования.

В жилых многоквартирных комплексах новый налог на недвижимость должен был стать мотивационным инструментом для собственников к ускоренной и масштабной модернизации инженерных систем МКД, а для муниципальных органов власти – механизмом управления инфраструктурным развитием территорий. Внесенные поправки, не способствуя решению этих задач и не предлагая новой экономической модели для общественного договора между муниципальными администрациями и налогоплательщиками, лишь в одностороннем порядке усиливают фискальную нагрузку на граждан.

Кроме того, законопроект содержит нормы, не только противоречащие действующему законодательству Российской Федерации, но и взаимоисключающие друг друга в тексте самого законопроекта.

Так, в соответствии с подп. 1, 3 п. 1 и п. 2 ст. 401 законопроекта объектами налогообложения признаются жилое и нежилое помещение и земельный участок, но не признается общее имущество МКД. Между тем земельный участок в соответствии с п. 4 ст. 36 ЖК РФ является неотъемлемой частью общего имущества МКД, поэтому выделение его в качестве самостоятельного объекта налогообложения в МКД в дополнение к налогу на помещение, но без определения всей долевой структуры (с учетом остальных элементов в составе общего имущества (ОИ) МКД – мест общего пользования, несущих конструкций, кровли, инженерных коммуникаций и т. п.) неправомерно.

В указанной статье содержатся взаимоисключающие нормы – необходимо либо вводить ограничение в подп. 3 п. 1 ст. 401 – включить после слов «земельный участок» «за исключением земельных участков, занятых многоквартирными домами», либо исключить п. 2 ст. 401.

Пункт 2 ст. 401 в представленной редакции «не признается объектом налогообложения общее имущество многоквартирного дома» в форме отрицания и без того несуществующего объекта налогообложения по содержанию не несет смысловой нагрузки и, очевидно, подлежит изъятию из законопроекта. Но если объектом налогообложения не признается целое – ОИ МКД, то на каком основании объектом налогообложения может быть признана часть ОИ МКД – земельный участок?

ОИ МКД состоит из суммы долей в праве собственности на ОИ собственников МКД и присутствует в жилищном праве (а также в Гражданском, Градостроительном кодексах и де-факто в МКД) как неотъемлемый правовой институт вне зависимости от того, признает ли его объектом налогообложения Налоговый кодекс или нет.

Скорей всего авторы проекта отрицанием ОИ МКД в качестве объекта налогообложения испытывают технические сложности с определением порядка исчисления налога и его администрированием в связи с отсутствием внятного субъекта налогообложения. Но на основании действующей процедуры регистрации МКД как земельно-имущественного комплекса и определения долей собственников в праве на ОИ МКД субъектом налогообложения может быть установлен тот же субъект, т. е. собственник, зарегистрировавший право на помещение, или субъект управления МКД – ТСЖ, ЖК, ЖСК, УО, одновременно исполняющий еще и функции налоговых агентов.

Учитывать объект налогообложения в виде доли собственника в праве на ОИ МКД следует все, что находится за пределами помещения, – кадастровую оценку инфраструктуры МКД в соответствии с размером доли и более достоверно – кадастровую стоимость придомового земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 404 законопроекта на жилое помещение и земельный участок предусмотрены различные ставки налогообложения, что также противоречит не только действующим Жилищному и Гражданскому кодексам в отношении МКД как единого земельно-имущественного комплекса, но и самой природе формирования налога на недвижимость. Стоимость земельного участка с измеряемой достоверностью уже учтена в налоговой базе помещения в соответствующем удельном размере (в кадастровой оценке помещения, что было невозможным при исчислении налога на имущество на основе инвентаризационной стоимости объекта). Между тем при расчете налога на помещение используется налоговая ставка одного размера, в т. ч. и применительно к удельной стоимости земельного участка, но дополнительно в ином размере – в отношении собственно земельного участка. Это логически необъяснимый нонсенс. Переход от инвентаризационной основы исчисления налоговой базы к кадастровой сам по себе привел к ее многократному повышению – от 20 до 50 раз, в т. ч. и прежде всего за счет неизбежного и объективного учета в кадастровой стоимости объекта налогообложения географических характеристик земельного участка.
ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в июльском номере журнала "Управление многоквартирным домом"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях