Тарифы на тепловую энергию

5577
Основные способы завышения планового баланса спроса и предложения на тепловую энергию при формировании и утверждении тарифа

Постоянно на разных уровнях поднимается вопрос о завышении тарифов на коммунальные услуги. Самые большие затраты связаны с тарифами на тепловую энергию.

Органы государственного регулирования с целью утверждения долгосрочных тарифов объявили о переходе от экономического обоснования тарифов к их индексации. При этом первоначальные тарифы могут быть существенно завышены.

Читайте также:

Начисление платы за подогрев воды

Материал подготовлен на основании успешной судебной практики и поможет управляющей организации сэкономить немало денег

Тарифы в сфере теплоснабжения – система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Существуют следующие основные способы завышения планового баланса спроса и предложения на тепловую энергию при формировании и утверждении тарифа.

1. Температура воды для нагрева, которая добывается из артезианских скважин, берется из справочника +5 °С, а не на основании фактических измерений в конкретном населенном пункте (в г. Коврове – +8 °С).

2. В городе вводится все больше новых домов, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП). Собственники данных домов несут дополнительные расходы на содержание, ремонт и техническое обслуживание ИТП, электроэнергию для ИТП (насосное оборудование) и др. При этом теплоснабжающие организации (ТСО) продают тепловую энергию данным потребителям по тем же тарифам, что и для домов, не оборудованных ИТП. Но затраты на производство и транспортировку тепловой энергии первого контура котельных существенно ниже затрат тепловых пунктов – второго контура. Этого не учитывают органы регулирования тарифов и ТСО.

3. В тарифный орган подается объем не фактически выработанной тепловой энергии, определенный по приборам учета на котельных и тепловых пунктах, а рассчитанный по удельному расходу топлива при производстве тепловой энергии (израсходованному газу). При этом КПД котельных и тепловых пунктов, нормативные потери при передаче тепловой энергии не соответствуют фактическим.

4. Для защиты тарифа ТСО направляют потребителям договоры на поставку тепловой энергии, в которых указано нормативное потребление тепловой энергии при применении значения среднесуточной температуры наружного воздуха не за последние пять лет по ближайшему пункту метеонаблюдений (г. Вязники), а по СНиП 23-01-99 по г. Владимиру (температура 1994–1998 гг.). Но большинство потребителей установило приборы учета, которые определяют не нормативное, а фактическое потребление тепловой энергии уже несколько лет. Анализ среднемесячной температуры наружного воздуха за последние 10 лет наблюдений показывает более высокую среднемесячную температуру наружного воздуха (табл. 1).

Таблица 1

Среднемесячная температура наружного воздуха по г. Вязники, °С

Год

Январь

Февраль

Март

Апрель

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Всего за год

2004

–8,2

10,2

0,0

2,9

5,1

–2,6

–5,7

–2,7

2005

–4,6

–11,1

–8,2

5,5

4,9

1,1

–5,8

–2,6

2006

–13,4

–16,1

–5,4

4,5

4,9

–1,8

–0,7

–4,0

2007

–3,4

–13,8

2,5

4,8

5,9

–3,4

–5,4

–1,8

2008

–10,1

–3,8

0,5

8,4

8,1

1,6

–3,3

0,2

2009

–8,1

–7,2

–2,9

2,8

4,5

0,1

–9,3

–2,9

2010

–16,4

–10,9

–3,1

6,9

2,9

1,3

–9,8

–4,2

2011

–10,9

–14,8

–4,3

4,2

5,9

–2,7

–2,5

–3,6

2012

–9,2

–14,4

–4,8

7,1

6,3

0,2

–11,1

–3,7

Среднее значение за последние пять лет (2008–2012 гг.)

–10,9

–10,2

–2,9

5,9

5,5

0,1

–7,2

–2,8

Расчетные значения средних температур (СНиП 23-01-99 для г. Владимира)

–11,1

–10,0

–4,3

4,9

3,7

–2,7

–7,5

–3,9

5. Объем потерь в тепловых сетях определяется расчетным путем без учета фактически выработанного объема тепловой энергии и фактически потребленной тепловой энергии потребителями по общедомовым приборам учета (ОДПУ).

Законодатель закрепил обязанность потребителя в лице исполнителя (управляющей организации) устанавливать ОДПУ, с июля 2013 г. предоставить доступ ТСО для установки ОДПУ ТСО, снятия показаний непосредственно на узле учета, а также по сети. Но при этом законодатель не обязал ТСО установить приборы учета на котельных и тепловых пунктах, а также предоставлять исполнителю (потребителю) доступ к показаниям установленных узлов учета в виде часовых и суточных архивов. И законодательство в области раскрытия информации ТСО не обязывает предоставлять такие данные. ТСО обязывают раскрывать очень многое, что абсолютно не нужно исполнителю (потребителю), кроме основного и главного – полезной информации. А как известно, чем меньше мы знаем, тем больше подозреваем.

В результате ТСО если и устанавливает приборы учета, то использует их исключительно для технических целей внутреннего пользования. Это порождает необоснованные проблемы при возникновении конфликтных ситуаций, когда не отапливаются отдельные дома по причине низкого расхода или температуры теплоносителя (чаще высотные и конечные на тепловой сети), доступ в котельные и тепловые пункты для комиссии закрыт, как на опасный производственный объект, а показания приборов учета недоступны.

6. Температурные графики, которые ТСО включают в договоры с потребителями, не соответствуют рекомендованным графикам качественного регулирования температуры воды в системах отопления при различных расчетных и текущих температурах наружного воздуха, утв. Правилами и нормами эксплуатации жилого фонда (приложение 11 к постановлению Госстроя от 27.09.2003 № 170). Причина – не в различных климатических зонах, так как данные графики отличаются у всех ТСО, вырабатывающих тепловую энергию в одном городе. Анализ температурных графиков (табл. 2) показывает существенное занижение наиболее типичных для средней полосы температур (от –2 до –12 °С).

Таблица 2

Анализ температурных графиков 95-70 °С

Нормативы ТСО

Нормы Госстроя

КСК

КЭТК

Температура, °С

Наружного воздуха

Прямой воды

Обратной воды

Прямой воды

Обратной воды

Прямой воды

Обратной воды

8

40

35

40

35

40

34

7

43

37

43

37

42

36

6

45

39

45

38

43

37

5

48

41

46

39

45

38

4

51

43

48

40

47

39

3

53

45

50

42

48

40

2

56

46

51

43

50

41

1

58

48

53

44

52

43

0

61

49

55

45

53

44

–1

63

51

56

46

55

45

–2

66

53

58

47

57

46

–3

69

54

59

48

58

47

–4

70

55

61

49

60

48

–5

73

57

62

50

61

49

–6

74

58

64

51

63

50

–7

75

59

65

52

64

51

–8

76

60

67

53

66

52

–9

77

63

68

54

67,0

53,0

–10

78

63

70

55

69,0

54,0

–11

79

64

71

56

70,0

55,0

–12

80

64

73

57

72,0

56,0

–13

81

64

74

57

73,0

57,0

–14

82

64

76

58

75,0

58,0

–15

83

65

77

59

76,0

59,0

–16

84

65

79

60

78,0

59,0

–17

85

66

80

61

79,0

60,0

–18

86

67

81

62

81,0

61,0

–19

87

67

83

63

82,0

62,0

–20

88

67

84

63

84,0

63,0

–21

89

67

86

64

85,0

64,0

–22

90

68

87

65

87,0

65,0

–23

91

69

88

66

88,0

66,0

–24

92

69

90

67

89,0

67,0

–25

93

70

91

68

91,0

67,0

–26

94

70

92

68

92,0

68,0

–27

95

70

94

69

94,0

69,0

–28

95

70

95

70

95,0

70,0

7. С целью обновления оборудования котельных, тепловых пунктов и тепловых сетей законодатель предусмотрел долгосрочные инвестиционные программы на пять лет и более с включением расходов в тариф на тепловую энергию в виде инвестиционной надбавки. Но инвестиции предполагают долгосрочные договорные отношения и не предусматривают частую смену арендатора и (или) собственника. За последние пять лет в городе ежегодно продавались котельные, менялись собственники и арендаторы котельных и тепловых сетей. В этих условиях любые долгосрочные инвестиционные программы обречены на провал, а оборудование – на износ и старение. Каждый новый собственник и арендатор будет закладывать все новые и в большем объеме «экономически обоснованные» расходы на содержание и эксплуатацию теплового оборудования в тариф для населения. Замкнутый круг!

Для решения указанных вопросов необходимо законодательно закрепить следующие обязанности:

1) органов тарифного регулирования – при утверждении тарифов руководствоваться не справочными, а фактическими данными конкретного населенного пункта и утверждать отдельный тариф на тепловую энергию для домов, оборудованных ИТП;

2) ТСО – в определенные сроки установить узлы учета тепловой энергии по отоплению и горячей воде на котельных и тепловых пунктах и предоставлять данные этих узлов в открытом доступе населению (исполнителям и потребителям);

3) Ростехнадзора (т. е. государственной, а не частной организации) – утверждать графики качественного регулирования температуры воды в системах отопления при различных температурах наружного воздуха, которые должны быть едиными для всех ТСО в одном городе.

Пполный текст статьи можно прочитать в журнале "Управление многоквартирным домом"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Управление многоквартирным домом» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов управляющих компаний, ТСЖ, ЖК и ЖСК, а также СРО, ассоциаций и инициативных собственников недвижимого имущества.
Подписавшись на журнал, или его электронную версию вы найдете передовой опыт, методики, стандарты и способы управления МКД, информацию о взаимодействии управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК с органами власти.


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль