Роль общественного контроля

1823
В соответствии с действующим Жилищным кодексом РФ допускается три способа управления многоквартирными домами: управляющей организацией, товариществом собственников жилья (ТСЖ) и непосредственное управление.

В соответствии с действующим Жилищным кодексом РФ допускается три способа управления многоквартирными домами: управляющей организацией, товариществом собственников жилья (ТСЖ) и непосредственное управление.

Управление – это сознательное целенаправленное воздействие экономического субъекта на экономический объект, осуществляемое с целью получения желаемого результата. Таким образом, в рассматриваемом случае экономическим объектом можно считать жилищный фонд и коммунальные услуги для этого фонда, или, другими словами жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Что же мы понимаем под этим термином? Однозначного определения в словарях нет. Под ЖКХ нам сегодня предлагают понимать:

комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий в населенных пунктах, создающий удобства и комфортабельность проживания и нахождения в них людей путем предоставления им широкого спектра услуг;

совокупность жилищного, коммунального секторов городского хозяйства и инвестиционно-строительного комплекса, связанного с основными формами воспроизводственного процесса (новое строительство, капитальный ремонт, модернизация, реконструкция, реновация);

отрасль экономики, объединяющая производственные, финансовые и управленческие структуры по оказанию услуг по содержанию и ремонту инженерной инфраструктуры объектов недвижимости;

часть хозяйства государства, обеспечивающая совокупностью деятельности служб и организаций, а также технических средств содержание в надлежащем состоянии жилищного фонда и предоставление населению коммунальных услуг.

Исходя из этого, сфера жилищно-коммунального хозяйства не представляется как система, т. е. как «совокупность элементов, связанных устойчивыми отношениями между собой и образующих внутреннее организованное единое целое».

И самое главное, на наш взгляд, не акцентируется внимание на выполнении требований потребителей, собственно, на том, ради чего и функционирует жилищно-коммунальное хозяйство.

Понятие «система» характеризуется:

1) наличием множества элементов;

2) наличием связей между ними;

3) целостным характером данного устройства или процесса.

Исходя из приведенного определения, рассмотрим сферу ЖХК с позиций системного и процессных подходов.

Системный подход к менеджменту побуждает руководителей организаций анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие предоставлению услуг, приемлемых для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Модель системы иллюстрирует связи между процессами и показывает, что потребители играют существенную роль в установлении требований, рассматриваемых в качестве входа системы.

Модель системы ЖКХ 

Под субъектами ЖКХ в данной модели следует понимать управляющие организации, ТСЖ, обслуживающие организации, ресурсоснабжающие организации.

Рассмотрим один из процессов системы – контроль функционирования системы. Именно в этом процессе должны непосредственно участвовать собственники помещений в многоквартирных домах, председатели советов многоквартирных домов, председатели ТСЖ и Общественный совет.

Такой подход обусловлен тем, что эффективный общественный контроль может быть осуществлен только системы в целом. Контроль отдельных элементов системы не покажет достоверной картины ее функционирования.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение: «Социальный (общественный – ред. авторов) контроль, механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение определенных ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы». Получаем еще одно подтверждение тому, что эффективному общественному контролю может быть подвержена только система в целом.

Общественный контроль, безусловно, должны осуществлять потребители в системе жилищно-коммунального хозяйства – собственники помещений в многоквартирных домах и их законные представители: председатели советов многоквартирных домов и председатели ТСЖ. Но те, кто осуществляет общественный контроль, должны быть компетентными в вопросах функционирования ЖКХ.

Однако действительность такова, что компетентность председателей советов многоквартирных домов и председателей ТСЖ в соответствующих вопросах оставляет желать лучшего. Необходимых знаний о законодательной базе, вопросах экономики, о том, как эффективно выстраивать взаимоотношения с управляющими, обслуживающими организациями и жителями, недостаточно. Если все оставить как есть, то мы никогда не получим эффективного общественного контроля системы и оставим возможность для постоянных злоупотреблений со стороны нечестных управляющих организаций. Одним из вариантов улучшения ситуации, на взгляд авторов, является постоянное (системное) обучение председателей советов многоквартирных домов и председателей ТСЖ.

Первый шаг в этом направлении был сделан в пилотном проекте в г. Новокузнецке (Кемеровская область) – система постоянно действующих семинаров для председателей советов многоквартирных домов. На семинарах рассматриваются практические вопросы, охватывающие экономические, юридические, технические и психологические вопросы взаимодействия председателей советов домов с управляющими (обслуживающими) компаниями.

Программа рассчитана на 32 часа. На сегодняшний день участниками семинаров являются две группы слушателей (57 человек).

Первая группа набрана и финансируется Новокузнецким городским отделением партии «Единая Россия».

Вторую группу финансирует управляющая организация «Любимый город» (г. Новокузнецк), которая первой проявила желание дать председателям советов домов, находящихся под ее управлением, необходимые теоретические и практические навыки для эффективного взаимодействия в процессе работы.

Продолжается запись и формирование следующих групп. Есть надежда, что процесс будет носить массовый характер.

Программа пилотного проекта выглядит следующим образом.

Председатель совета многоквартирного дома – кто он, что он должен знать и уметь

Практическое применение законодательных и нормативных актов в жилищно-коммунальной сфере

Составление и контроль отчета управляющей организации о доходах и расходах многоквартирного жилого дома

Рекомендации по составлению договора управления или обслуживания многоквартирного дома

Формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома

Составление смет на ремонтные работы и формирование тарифов на услуги

Применение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, энергоэффективность дома

Контроль качества выполняемых работ

Вопросы психологии межличностного общения

Может возникнуть естественный вопрос: почему только одна управляющая организация пошла на такое обучение?ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в июльском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"




Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях