Жилищно-коммунальное хозяйство и ВТО: есть ли точки соприкосновения?

1470
Россия официально присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО) 26 августа 2012 г. Начался семилетний период адаптации российской экономики к новым, более жестким конкурентным условиям ведения бизнеса. Какие «вызовы» для многоотраслевого жилищно-коммунального хозяйства наших городов и поселений принесет с собой членство России в ВТО, учитывая, что предприятия этой сферы муниципальной экономики производят в основном публичные услуги?

Россия официально присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО) 26 августа 2012 г. Начался семилетний период адаптации российской экономики к новым, более жестким конкурентным условиям ведения бизнеса. Какие «вызовы» для многоотраслевого жилищно-коммунального хозяйства наших городов и поселений принесет с собой членство России в ВТО, учитывая, что предприятия этой сферы муниципальной экономики производят в основном публичные услуги?

По своей экономической природе услуга является результатом общественных отношений между производителем и потребителем, возникающих на основе полезного действия труда, потребляемого в качестве полезного эффекта путем присвоения его результатов определенным индивидом, группой, коллективом. Однако полезный эффект услуги не существует отдельно от процесса ее производства. По этой причине услуга в отличие от вещного продукта труда (товара) не может быть накоплена: процессы ее производства и потребления совпадают во времени.

Таким образом, жилищно-коммунальные услуги невозможно импортировать из других стран и экспортировать за рубеж. Следовательно, в сфере ЖКХ речь может идти об экспансии в нашу страну современных управленческих технологий, которые, в свою очередь, должны способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций в отрасль, без которых ее модернизация практически невозможна. В пункте 4 ст. 154 ЖК РФ приведен полный перечень коммунальных услуг. Он включает: холодное и горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение и отопление, а также управление многоквартирными домами.

Посудите сами. В России имеется большой объем многоквартирного жилья (более 2,1 млрд кв. м), причем неуклонно растущий. Его наличие можно рассматривать, с одной стороны, как преимущество, позволяющее концентрировать на ограниченной территории значительные человеческие ресурсы (производственные силы) для решения экономических и иных задач муниципального образования, региона, государства, а с другой – как проблему (ввиду того, что возникает необходимость обеспечения его сохранности) эффективного управления. Не будем касаться технологии организации этого процесса в соответствии с действующим законодательством, это тема отдельного разговора. Тем не менее стоит отметить, что в многоквартирном доме обязательно должна быть организована работа, обеспечивающая его сохранность и безопасность нахождения в нем людей. Это как раз то, что в европейских странах (Германии, Голландии, Франции и др.) умеют делать значительно лучше, чем в нашей стране, как с точки зрения нормативно-правового регулирования этого процесса, так и для эффективной эксплуатации многоквартирных домов.

Привлекательными для иностранных компаний являются и объекты коммунальной инженерной инфраструктуры городов и поселений, обладающие огромным потенциалом экономии материальных и энергетических ресурсов, поскольку создавались они для централизованного ресурсоснабжения объектов городского (поселкового, сельского) хозяйства в период, когда об энергосбережении в нашей стране еще никто не помышлял. Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие их, имеют валовую выручку сопоставимую со строительным комплексом, – более 3,0 трлн руб. в год.

О твердых бытовых отходах и говорить не приходится. Из ежегодно образующихся более 40,0 млн т ТБО, по оценкам экспертов, только около 5% подвергается переработке, остальное вывозится из городов и населенных мест за десятки километров на свалки и полигоны, занимающие в стране (с учетом уже закрытых свалок и полигонов) около 100,0 тыс. га земли, или ссыпается в ближайший овраг, загрязняя окружающую природную среду.

Учитывая, что 60–80% морфологического состава ТБО представляют собой потенциальное сырье для использования в промышленности (35–45%) для производства соответствующих материалов и изделий (в т. ч. строительных) и компостирования (25–35%), легко себе представить, насколько интересна для иностранных компаний эта сфера деятельности в России.

В то же время, не секрет, что деятельность по управлению объектами коммунальной инженерной инфраструктуры (включая полигоны ТБО) и жилой недвижимостью за рубежом является достаточно привлекательным видом бизнеса, и в ряде стран за довольно продолжительный период функционирования рыночных отношений наработаны современные, эффективные технологии его ведения.

Учитывая, что в «условиях» присоединения России к ВТО для иностранных резидентов не предусмотрены в отношении ЖКХ более жесткие условия работы на российском рынке по сравнению с отечественными компаниями, в будущем это может создать серьезную конкуренцию (увеличение предложения услуг по управлению) со стороны иностранных компаний, занимающихся управлением и эксплуатацией объектов коммунальной инженерной инфраструктуры и жилой недвижимости. Тем более что такая практика уже существовала и до вступления России в ВТО. На рынке управления объектами коммунальной инженерной инфраструктуры городов и поселений (тепло-, водоснабжения) свои услуги предлагали компании VEOLIA, VIVENDI, COP, Severn Trend и др., управления отходами производства и потребления – компании Remondis, Alba и др.

Таким образом, можно предположить, что в зону риска в первую очередь попадут компании, занимающиеся сбором и утилизацией твердых бытовых отходов, муниципальные производители и поставщики тепловой энергии, предприятия водоснабжения и водоотведения, компании, осуществляющие комплексное благоустройство городских территорий, а также управляющие жилой недвижимостью.

Поэтому отечественным производителям жилищно-коммунальных услуг придется научиться конкурировать со своими иностранными коллегами, что, несомненно, будет способствовать развитию инновационных и инвестиционных процессов в отрасли, стимулировать применение современных технологий (в т. ч. управленческих) и материалов. Но для этого должны быть созданы не просто благоприятные, а экономически привлекательные условия ведения бизнеса в жилищно-коммунальном хозяйстве на местах.

На нынешнем этапе функционирования организаций в жилищно-коммунальной сфере этому препятствует не столько техническое состояние объектов, которые они эксплуатируют, сколько не доведенная до логического конца реформа, итогом которой предполагались не столько модернизированная инженерная коммунальная инфраструктура и отремонтированные многоквартирные здания, сколько структурированные соответствующим образом (на договорной основе) на местах жилищные правоотношения между всеми без исключения участниками производства, предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг, включая квартировладельцев в многоквартирных домах и собственников индивидуального жилья, администрации муниципальных образований, ресурсоснабжающие, обслуживающие, управляющие организации, товарищества собственников жилья и другие заинтересованные стороны. Это должно было бы создать условия, позволяющие безболезненно для социально-политической обстановки и «кармана» основной массы населения и бюджетов муниципальных образований осуществлять мероприятия, связанные с эксплуатацией и воспроизводством объектов жилищно-коммунального комплекса.

К сожалению, в большей части муниципальных образований это отсутствует. В результате общество столкнулось с серьезной по своей глубине и масштабам проблемой безопасного функционирования муниципальных образований, включая жилые здания (не только многоквартирные) и объекты коммунальной инженерной инфраструктуры, из-за несоблюдения сторонами обязательств по своевременной оплате потребленных коммунальных услуг.

Проблема тем значительней, чем больше в муниципальном образовании:

– многоквартирного жилья, так как именно здесь формируются основные финансовые потоки платы за потребленные коммунальные услуги;

– немуниципальных источников, поставляющих коммунальные ресурсы, так как у них разговор короткий: нет оплаты – нет ресурса.

«Мышиная возня» вокруг несознательности квартировладельцев и патернализма товариществ собственников жилья не способствует стабилизации финансового и социально-психологического положения дел на местах, позволяющего обеспечить (для всех участников правоотношений) взаимовыгодные условия проживания, ведения хозяйственной и административно-управленческой деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Пример Эстонии по принуждению квартировладельцев быть не пассивными, а активными, отстаивая свои права на комфортное проживание у различных субъектов хозяйственной деятельности, участвующих в процессе эксплуатации дома, в котором находится их квартира, где количество многоквартирного жилья меньше, чем в одном из округов Москвы, для России, мягко говоря, не корректен.

В результате сложилась тупиковая ситуация: массовый непрофессионализм управления многоквартирными домами; несоблюдение платежной дисциплины по цепочке «квартировладелец – управляющая организация (или ТСЖ) – ресурсоснабжающая организация – предприятие “большой энергетики”». Это ведет, с одной стороны, к банкротству управляющих и муниципальных ресурсоснабжающих организаций, а с другой...ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в августовском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль