Предоставление земельных участков многодетным семьям: закон и практика

13319
Действующим законодательством установлено право граждан, имеющих трех и более детей, на приобретение бесплатно находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в случаях и порядке, которые установлены законами субъектов РФ.

В то же время складывается довольно противоречивая практика применения данных положений. Отчасти это вызвано различным правовым регулированием этого вопроса в регионах.

Федеральным законом от 14.06.2011 № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “О содействии развитию жилищного строительства” и Земельный кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 138-ФЗ) ст. 28 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), регулирующая приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, была дополнена нормой следующего содержания: «…граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в т. ч. для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов РФ». Это дополнение внесено в ту часть ст. 28, которая устанавливает общее правило платного предоставления публичных земельных участков в собственность, допуская при этом исключения в виде бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Очевидно, что одним из таких исключений стало и указанное дополнение, призванное путем обеспечения бесплатности повысить возможности многодетных семей получить доступ к публичным земельным ресурсам. Однако практика применения этой нормы породила множество вопросов, основная часть которых связана с тем, что федеральный законодатель указал лишь на право многодетной семьи получить участок бесплатно в собственность, передав при этом полномочия по установлению механизма реализации этого права субъектам РФ.

Как же решают эту задачу региональные и местные власти спустя два года после введения названной нормы?

Один из первых вопросов, который возник в связи с ее применением, – кто относится к гражданам, имеющим трех и более детей (юридическим языком говоря, кто является субъектом права бесплатного получения участка)?

Анализ регионального законодательства по данному вопросу позволяет сделать следующие выводы.

Как правило, законы субъектов РФ учитывают не только родных, но и усыновленных детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с родителями (или одним из них), в ряде регионов учитываются также пасынки и падчерицы (Республика Хакасия, Санкт-Петербург и др.). Не учитываются дети, в отношении которых было лишение родительских прав либо прекращение усыновления, а также (в некоторых законах) находящиеся в учреждениях на полном государственном обеспечении (Республика Адыгея, г. Тверь) и эмансипированные (ставшие дееспособными до достижения совершеннолетия). Законы некоторых субъектов РФ расширяют перечень учитываемых детей, относя к ним находящихся под опекой (попечительством), а также принятых на воспитание по договору о приемной семье, включая учащихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет и проходящих срочную военную службу по призыву до окончания службы, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (Республика Хакасия).

Во всех законах оговаривается необходимость постоянного проживания на территории, где будет предоставляться участок, во многих – с указанием минимального срока (1 год – в Псковской области, 5 лет – в Республике Адыгея, Тверской области).

Другой важнейший вопрос: на каком праве должен предоставляться участок многодетной семье?

Казалось бы, все просто: сама приведенная выше норма говорит о праве приобрести участок бесплатно. Обычно под приобретением имеется в виду получение в собственность, это относится и к данному случаю.

Так и поступают в большинстве регионов, законами закрепляя получение участка сразу в собственность.

Так, закрепляется получение в собственность гражданами, имеющими трех и более детей, земельных участков, расположенных на территории Псковской области. Возможны варианты в определении вида собственности. Например, в Тверской области участки предоставляются в общую долевую собственность в равных долях родителям (усыновителям) и детям, проживающим совместно с ними.

Однако в ряде регионов законы демонстрируют иной подход.

В Республике Адыгея многодетные семьи получают участок на условиях аренды на срок 10 лет с последующим приобретением бесплатно в собственность по истечении срока аренды или при завершении строительства, вводе в эксплуатацию жилого дома и государственной регистрации права собственности на жилой дом в установленном федеральным законодательством порядке.

То есть участок переходит в собственность (федеральное предписание в итоге не нарушается), но не сразу, а после использования его на другом праве с соблюдением ряда условий.

Насколько законен такой способ решения этого вопроса?

Ответом является позиция Верховного Суда РФ, изложенная в определении от 18.04.2012 № 57-АПГ12-2 при оценке Закона Белгородской области от 08.11.2011 № 74 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям», согласно которому предоставление участков производится однократно в аренду сроком на 49 лет по заявлениям в порядке очередности. Граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют первоочередное право аренды. По истечении трехлетнего срока аренды, а в случае регистрации права собственности на жилой дом на этом участке, то и ранее этого срока земельный участок передается в собственность бесплатно.

Суд указал, что «устанавливая возможность предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, на праве аренды, закон Белгородской области не вступает в противоречие с положением федерального закона. Частью первой ст. 28 ЗК РФ определено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. То есть возможность предоставления названных земельных участков в аренду гражданам предусмотрена федеральным законом, регулирующим спорное правоотношение».

Во всех региональных законах указывается на однократность реализации права многодетной семьи бесплатно приобрести участок.

В Законе Республики Хакасия от 08.11.2011 № 88-ЗРХ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Республики Хакасия» говорится о приобретении участка однократно одним из родителей при условии, что другой родитель не реализовал свое право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность в порядке, установленном настоящим Законом.

Цели предоставления участков в рассматриваемом случае могут быть разными, их перечень зависит от усмотрения регионального законодателя, федеральный закон указывает лишь на один вид разрешенного использования таких участков – под индивидуальное жилищное строительство, не исключая возможности предусмотреть и другие цели.

Важное судебное решение

Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству ст. 3 Закона Республики Хакасия от 08.11.2011 № 88-ЗРХ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Республики Хакасия», ссылаясь на то, что, устанавливая возможность указанным гражданам приобрести в собственность бесплатно земельные участки только для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, законодатель ограничил права граждан на приобретение земельных участков и для иных целей.

Отказывая прокурору, суд указал, что федеральный законодатель предоставил гражданам, имеющим трех и более детей, право приобрести бесплатно, без торгов и предварительного согласования земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Установление иных случаев бесплатного приобретения указанными гражданами земельных участков и порядка их приобретения федеральным законом отнесено к компетенции субъектов РФ. При таких обстоятельствах у законодательного органа Республики Хакасия имелись основания для установления только двух целей бесплатного предоставления земельных участков (определение Верховного Суда РФ от 22.08.2012 № 55-АПГ12-3).

В региональных законах помимо указанных целей (что наиболее часто встречается) упоминаются также дачное строительство (Санкт-Петербург), садоводство и огородничество, животноводство и ведение крестьянского (фермерского) хозяйства (Хабаровский край).

Самым актуальным на сегодняшний день вопросом применения рассматриваемой нормы остается проблема формирования земельных участков под указанные цели.

В Федеральном законе № 138-ФЗ указано лишь, что предоставление участков многодетным гражданам должно осуществляться без торгов и предварительного согласования места размещения объектов.

Процедура такого предоставления в целях строительства (в т. ч. индивидуального жилищного) урегулирована в ст. 30 ЗК РФ и включает: проведение работ по формированию земельного участка, т. е. выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение; принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов. В результате формирования участка возникает объект права с определенными границами, площадью и разрешенным использованием.

Очевидно, что основные вопросы организации данного процесса – о том, кто и в какие сроки должен обеспечить формирование участков для целей предоставления их многодетным семьям и как этот процесс соотносится с учетом семей, желающих приобрести участок.

Федеральное законодательство не дает на них ответа. Следовательно, это должен сделать региональный законодатель, поскольку в его ведении находится установление случаев и порядка предоставления земельных участков многодетным семьям.

Анализ регионального законодательства показывает, что в основном все законы субъектов РФ предусматривают ведение учета многодетных граждан, претендующих на получение участка. Причем далеко не все законы связывают постановку на учет для получения участка для индивидуального жилищного строительства с необходимостью относиться к категории нуждающихся в жилье (такое правило есть, например, в Санкт-Петербурге, где также предусмотрено первоочередное право семей с пятью и более детьми).

Как правило, ведут учет желающих получить участок органы, которые в соответствии с действующим законодательством вправе распоряжаться землей (это в основном органы местного самоуправления либо в некоторых центрах субъектов РФ – органы государственной власти). Однако в большинстве региональных законов отсутствуют механизмы и порядок обеспечения процесса формирования участков под названные цели, в то время как данная проблема является основной, поскольку требует бюджетных затрат.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!