Оценка подходов к установлению розничных цен на природный газ, реализуемый населению

1416
Приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2 были утверждены Методические указания по регулированию цен на газ, реализуемый населению, применение которых вызвало ряд проблем, связанных с регулированием услуг газоснабжения на розничном рынке.

Приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2 были утверждены Методические указания по регулированию цен на газ, реализуемый населению, применение которых вызвало ряд проблем, связанных с регулированием услуг газоснабжения на розничном рынке.

В соответствии с п. 5 Методических указаний по регулированию цен на газ, реализуемый населению (далее – Методические указания) розничные цены на природный газ дифференцируются только в зависимости от направлений его потребления (приготовление пищи, подогрев воды, отопление). При этом возможность дифференциации цен в зависимости от наличия или отсутствия прибора учета потребленного газа законодательством не предусмотрена. Однако в ряде субъектов РФ до вступления в силу Методических указаний такая дифференциация была введена в целях стимулирования населения к переходу на оплату услуг по приборам учета.

Как правило, цены для потребителей, оплачивающих услуги по приборам учета, устанавливались ниже экономически обоснованных. При этом убытки компенсировались за счет потребителей, оплачивающих газ по нормативам потребления. Переход потребителей на оплату услуг по факту потребления привел к тому, что значительный объем газа реализовывался по заниженным (стимулирующим) ценам, что, в свою очередь, приводило к убыточности деятельности газоснабжающих организаций. При достижении 65-процентного уровня оснащенности потребителей приборами учета эта проблема встала особенно остро. Все это требует от органов исполнительной власти субъектов РФ выработки и принятия оптимальных решений по приведению розничных цен на природный газ в соответствие с Методическими указаниями.

Если структура и (или) уровень розничных цен на газ, установленных на момент вступления в силу Методических указаний, не соответствуют их положениям, они должны быть приведены в соответствие с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и платы граждан за них (п. 13 Методических указаний). По нашему мнению, в упомянутом пункте необходимо было указать на возможность поэтапного приведения розничных цен в соответствие с положениями Методических указаний. В противном случае это положение может быть истолковано как единовременное приведение цен с учетом соблюдения предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, что в сложившихся условиях с учетом политических и социальных ограничений не представляется возможным.

Все множество решений обозначенной проблемы можно ограничить двумя вариантами установления розничных цен на газ:

– единовременное приведение цен в соответствие с Методическими указаниями в условиях отсутствия предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги;

– поэтапное приведение цен (до 5 лет) в соответствие с методическими указаниями в условиях установления предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги.

Структура затрат, формирующая расходы газоснабжающей организации, приведена в табл. 1.

Таблица 1

Структура затрат газоснабжающей организации ООО «Газпром межрегионгаз Самара» за второе полугодие 2013 г.

Показатель

Доля, %

Средняя оптовая цена

77,7

Средняя транспортировка

19,9

Плата за снабженческо-сбытовые услуги, руб./тыс. куб. м (без НДС)

2,5

Средняя розничная цена, руб./тыс. куб. м

100

Структура доходов газоснабжающей организации от реализации газа населению по розничным ценам, установленным с учетом необходимости соблюдения предельного уровня изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с поручением Правительства РФ от 01.03.2013 № ДК-П9-1327, приведена в табл. 2.

Таблица 2

Структура доходов газоснабжающей организации ООО «Газпром межрегионгаз Самара»

Показатель

Доля, %

Выручка по направлениям потребления, всего,

в т. ч.:

100,0

Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствии других направлений использования газа):

17,2

нормы

14,0

счетчики

3,2

Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения:

16,1

нормы

14,5

счетчики

1,6

Отопление с одновременным использованием газа на другие нужды:

66,7

нормы

17,8

счетчики

48,9

При утвержденной структуре розничных цен на газ выпадающие доходы газоснабжающей организации за второе полугодие 2013 г. составят более 100 млн руб.

Следует отметить, что Методические указания построены таким образом, что цена на отопление ниже средней розничной цены, а компенсация возникающих таким образом убытков производится за счет других направлений потребления газа. В этом отношении в условиях 15-процентного роста оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги и тарифов на транспортировку газа темп изменения цен на газ, используемый на приготовление пищи и подогрев воды, всегда будет превышать 15%, что не учитывается при определении параметров изменения размера платы граждан. Лишь в тех субъектах, где действует единая розничная цена на природный газ (например, в Республике Татарстан), 15-процентный рост обеспечит безубыточную работу газоснабжающей организации. Однако и такой подход к установлению цен не соответствует положениям Методических указаний, хотя и является, возможно, более справедливым для потребителей.

В случае одномоментного или поэтапного приведения розничных цен на газ в соответствие с Методическими указаниями в качестве меры по снижению темпов их роста и уменьшению выпадающих доходов газоснабжающей организации можно рассматривать их опережающий рост. Так, если федеральные составляющие, формирующие розничную цену, изменяются с 1 июля каждого года, то изменение розничных тарифов можно перенести на начало календарного года. В нашем случае будем рассматривать изменение розничных цен с 1 февраля каждого календарного года.

В условиях разового приведения розничных цен на природный газ в соответствие с Методическими указаниями рост стоимости услуги для потребителей, оборудованных приборами учета и использующих газ на приготовление пищи, составит 205,7% (рис. 1).

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в октябрьском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль