Роль сертификации в повышении уровня квалификации работников ЖКХ

3124
Современное общество характеризуется быстрыми темпами развития и изменения ситуации, в результате чего людям необходимо обновлять свои знания и компетенции и подтверждать их официально для того, чтобы обеспечить карьерный рост, а также повышать свое благосостояние.

Современное общество характеризуется быстрыми темпами развития и изменения ситуации, в результате чего людям необходимо обновлять свои знания и компетенции и подтверждать их официально для того, чтобы обеспечить карьерный рост, а также повышать свое благосостояние.

Поэтому важнейшей составной частью формируемой в России национальной системы квалификаций является организационно-правовой механизм сотрудничества сферы профессионального образования и сферы труда, обеспечивающий ее применение и формирование адекватных сигналов рынку о соответствии квалификации работников требованиям работодателей.

Во всех отраслях национальной экономики, наряду с разработкой профессиональных стандартов, стоит задача создания соответствующих систем оценки и сертификации квалификации персонала, а также выпускников учреждений профессионального образования всех уровней, которые приходят на рынки труда. Такая оценка должна осуществляться с позиций не столько образовательных, сколько профессиональных стандартов, которые отражают конкретные требования рынка, ибо только работодатель может правильно и объективно определить потребности своего производства и требования к квалификации персонала. Только он может правильно задать тот стандарт профессионалов, который позволит ему эффективно управлять производственным процессом и экономикой предприятия.

Мировая практика

Международный опыт свидетельствует, что разработкой систем сертификации квалификаций на основе реальных событий, т. е. на основе потребностей рынка труда в квалификациях, в течение последних десятилетий занимаются многие страны. В Европе такие системы действуют во Франции, Дании, Финляндии, Германии, Нидерландах, Португалии, Великобритании, Чехии, Норвегии, Швеции, Шотландию и др., в Азии – в Индии и Японии, в Африке – в Гане, Эфиопии, Гамбии, Бенине. Также подобные системы внедрены в Австралии, Новой Зеландии и Канаде. В целом страны можно подразделить на три группы.

В первую входят государства Европы с высоким уровнем развития систем сертификации, такие как Бельгия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Великобритания. В этих странах приняты стратегии и практические процедуры сертификации, позволяющие системно идентифицировать и признавать результаты обучения, в большинстве из них разработаны соответствующие институциональные и правовые рамки.

Во вторую группу входят страны со средним уровнем развития процессов сертификации, это, в частности, Австрия, Чешская Республика, Исландия, Италия, Германия, Венгрия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Швеция. Здесь на национальном уровне приняты правовые и стратегические документы, внедряются методы сертификации и реализуются соответствующие пилотные проекты.

Третью группу составляют страны с низким уровнем развития процессов сертификации – Болгария, Хорватия, Кипр, Греция, Латвия, Лихтенштейн, Словакия, Турция. Тем не менее в большинстве этих стран существует корреляция между дипломами об образовании и сертификатами, подтверждающими профессиональные квалификации индивида.

Таким образом, как показывает мировая практика, система сертификации профессиональных квалификаций – действенный инструмент регулирования возникающих нарушений баланса на рынке труда.

Новая платформа взаимодействия образования и рынка труда

Понятие сертификации очень разностороннее по отношению к объектам, которые необходимо сертифицировать, но сертификация имеет одну общую цель – подтверждение соответствия объектов установленным требованиям.

Сертификация квалификаций в своей основе – это подтверждение независимой стороной того, что все имеющиеся или полученные знания, понимание, опыт, отношения, ценности и т. д., которые человек приобрел путем формального образования, неформального, виртуального или спонтанного обучения, прошли оценку и соответствуют требованиям профессиональных стандартов. Важно подчеркнуть, что сертификация представляет собой процесс демонстрации всего объема знаний, умений и опыта, который человек осуществляет на добровольной основе, при этом результаты сертификации являются собственностью самого человека. По сути, система сертификации квалификаций – неотъемлемая составная часть новой платформы взаимодействия образования и рынка труда, в рамках которой ключевое место отводится профессиональным стандартам.


Справка

Формальное образование – образование, осуществляемое в специально организованной и структурированной среде (в учебном заведении, на предприятии) с точки зрения целей, времени и ресурсов. Является целенаправленным со стороны обучающегося. Как правило, приводит к признанию и сертификации.

Неформальное обучение осуществляется в ходе спланированной деятельности, эксплицитно не называемой обучением (например, на рабочем месте, в процессе целенаправленного самообразования). Неформальное обучение является целенаправленным со стороны обучающегося.

Виртуальное (дистанционное) обучение стало возможным благодаря развитию Интернета и систем телекоммуникации, позволяющих обучающемуся свободно выбирать образовательные дисциплины и вести прямой диалог с преподавателем. Является целенаправленным со стороны обучающегося.

Спонтанное обучение происходит в ходе повседневной жизни человека – в быту, на работе, в семье и т. д. Не организовано и не структурировано с точки зрения целей, времени или поддержки обучения. Как правило, не является целенаправленным со стороны обучающегося.


Под профессиональным стандартом понимается многофункциональный нормативный документ, который устанавливает требования к качеству труда в рамках определенной области профессиональной деятельности и представляет собой подробную характеристику измеряемых профессионально-квалификационных требований к результатам и качеству выполнения работниками своих функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии), выраженную в терминах компетенций. В нем раскрываются основные трудовые функции, которые выполняют работники, требования к их профессиональной и общей компетентности, уровню образования, а также определяются, какие профессионально-квалификационные требования должны особенно пристально контролироваться и проверяться при найме персонала на работу, а значит, и при выпуске соответствующих специалистов из образовательных учреждений. Профессиональные стандарты позволяют не только контролировать профессионализм работников, но и поддерживать и улучшать образовательные стандарты, а также стандарты качества продукции, работ, услуг. То есть профессиональный стандарт устанавливает требования для человека, которые он будет использовать в определенной области своей трудовой деятельности. Профессиональные стандарты необходимы для того, чтобы: обеспечить качество профессиональной деятельности в определенной профессиональной области на основе единых требований к выполняемым трудовым функциям; представлять различия требований одного квалификационного уровня от другого; формировать стандарты профессионального образования и модульных программ обучения, основанных на компетенциях; разработать механизмы оценки выпускников учебных заведений профессионального образования, а также персонала различных уровней в ходе процедур сертификации.

Сертификация – это стимулятор непрерывного процесса обучения профессионала на протяжении всей трудовой деятельности. Система сертификации профессиональных квалификаций является эффективным инструментом обратной связи, позволяющим судить о том, насколько требования профессиональных стандартов выполняются в системе образования и на предприятиях, прямо влияя на уровень производительности труда и экономическую эффективность бизнеса. Именно поэтому профессиональные стандарты и система сертификации профессиональных квалификаций в отрасли должны внедряться параллельно, охватывая всю иерархию предприятия – от корпоративного управляющего до обслуживающего персонала. Смысл сертификации заключается в выявлении и оценке (на основе установленных критериев) того, что человек знает, понимает и умеет делать, для последующего соотнесения результатов оценки с профессиональными стандартами в определенной области профессиональной деятельности с целью принятия решения о присуждении профессиональной квалификации и выдаче соответствующего сертификата.

Основополагающие принципы сертификации

Сертификат – это не только документ, с определенной периодичностью подтверждающий, что человек не растратил своих профессиональных качеств, а также приумножил их для следующего уровня профессиональной квалификации, но и индикатор социальной устойчивости работника, приобщение его к профессиональному сообществу. Сертификация как мера профессиональной оценки значима, когда она измеряет необходимые в процессе работы навыки, когда она достоверна и никому не дает преимуществ при прохождении оценки, т. е. реально подтверждает соответствующий уровень квалификации у одинаково подготовленных кандидатов независимо от того, где и как они проходили обучение.

Исходя из сказанного формируется незыблемый принцип сертификации: «Тот, кто обучает, не принимает квалификационный экзамен, тот, кто экзаменует, не обучает», в силу этого достигаются независимость и качество системы сертификации.

Успешность развития системы сертификации существенно зависит от доверия к процессу сертификации со стороны как потенциальных кандидатов, так и работодателей. А для этого сама система должна руководствоваться принципами добровольности, беспристрастности и прозрачности, базироваться на системе критериев оценки полноты (качества) знаний, навыков и умений, включающей в себя надежные методики, основанные на четких стандартах, и соответствующие компетенции и квалификации оценщиков. Принципиально важно также участие в системе, прежде всего в процедурах оценки, заинтересованных сторон, т. е. представителей специалистов соответствующей области профессиональной деятельности. Объективные процедуры сертификации – основа для взаимодействия работника, профсоюза и работодателей.

В целом система сертификации квалификаций содействует созданию равных возможностей для всех граждан в части получения квалификаций, облегчает им процесс перехода от обучения к трудовой деятельности и от трудовой деятельности к продолжению обучения, а также стимулирует сотрудничество между заинтересованными сторонами (гражданами, работодателями, службами занятости, государством, органами управления образованием и др.) и предоставляет каждому из них соответствующие выгоды.

Граждане получают официальное признание своих компетенций в качестве квалификаций, которое способствует повышению возможностей их трудоустройства на рынке труда и стимулирует интерес к продолжению образования и обучения.

Работодатели благодаря этой системе приобретают дополнительный рычаг для управления человеческими ресурсами, обеспечивающий наличие более квалифицированного персонала и постоянное повышение его компетенции, высокую мотивацию и эффективность труда, повышение качества продукции, работ и услуг, увеличение прибыльности и конкурентоспособность организации. В результате сертификации формализуются результаты инвестиций в персонал.

Сфера образования получает следующие преимущества: соответствие уровня образования и обучения требованиям рынка труда; результативность бюджетного финансирования в образование; механизм независимой оценки квалификационного экзамена у выпускников; реальное повышение профессиональной компетентности преподавателей; высокий рейтинг учебного заведения; трудоустройство выпускников.

У государства появляется дополнительный механизм, содействующий снижению уровня безработицы и продолжительности периода безработицы, повышению эффективности образования и обучения и решению экономических задач, а также сокращению затрат, поскольку стоимость сертификации меньше, чем стоимость прохождения полного курса обучения. Более того, в этих условиях происходит распределение роли государства и бизнеса в процессе оценки профессиональных компетенций. Государство в большей мере отвечает за оценку уровня знаний, навыков и умений выпускников учреждений образования, а объединения работодателей – за оценку профессиональных квалификаций. Такое распределение функций соответствует сфере компетенций каждого участника формирования национальной системы квалификаций. Квалификации, которые оцениваются и признаются объединениями работодателей, безусловно, станут более прозрачными и референтными для рынка труда. Благодаря этому в значительной степени будет снят барьер недоверия, который существует сейчас между образованием и бизнесом, когда речь идет о качестве подготовки выпускников учреждений образования, о признании дипломов, с которыми они приходят на рынок труда. Диплом профессионала превращается из книжки, подтверждающей, что человек прослушал определенный курс обучения, в реальный документ, являющейся путевкой в жизнь, выдаваемый один раз и навсегда. Таким образом, сертификаты профессиональной квалификации не дублируют дипломы о профессиональном образовании, они предназначены для признания и подтверждения соответствия компетенций граждан установленным требованиям профессиональных стандартов.

Создание системы сертификации квалификаций

Для создания в структуре национальной системы сертификации системы сертификации квалификаций как на государственном уровне, так и на уровне отдельных отраслевых общероссийских объединений работодателей (банковские служащие, риэлторы, работники индустрии питания и др.) сформирована соответствующая нормативно-правовая и организационно-методическая база. В частности, принят Федеральный закон от 01.12.2007 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». Изменения коснулись законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и «Об объединениях работодателей». Наряду с этим законом и в соответствии с ним приняты постановления Правительства РФ от 24.12.2008 № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования», от 24.02.2009 № 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов». Последнее предусматривает непосредственное участие работодателей в экспертизе, оценке и процедуре утверждения федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования всех уровней. Таким образом, у объединений работодателей появляется возможность осуществлять мониторинг того, насколько соответствующие требования профессиональных стандартов отражаются в образовательных стандартах и программах.

В рамках указанных нормативно-правовых актов объединениям работодателей предоставлены полномочия по формированию независимой системы оценки (сертификации) качества подготовки специалистов, а также многие другие вопросы.

Полностью текст статьи можно прочитать в журнале "Управление многоквартирным домом"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Управление многоквартирным домом» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов управляющих компаний, ТСЖ, ЖК и ЖСК, а также СРО, ассоциаций и инициативных собственников недвижимого имущества.
Подписавшись на журнал, или его электронную версию вы найдете передовой опыт, методики, стандарты и способы управления МКД, информацию о взаимодействии управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК с органами власти.


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль