Современные механизмы привлечения инвестиций в малые города России

4005
С точки зрения социально-экономического развития муниципальных образований проблема привлечения инвестиций является одной из самых актуальных. При этом достижение стабилизации и ускоренного развития муниципалитетов возможно лишь на основе осуществления эффективной инвестиционной политики и использования новейших механизмов привлечения инвестиций.

С точки зрения социально-экономического развития муниципальных образований проблема привлечения инвестиций является одной из самых актуальных. При этом достижение стабилизации и ускоренного развития муниципалитетов возможно лишь на основе осуществления эффективной инвестиционной политики и использования новейших механизмов привлечения инвестиций.

Территория присутствия

В современных условиях по мере сокращения бюджетного финансирования на федеральном уровне и роста финансовой несостоятельности бюджетов муниципальных образований в качестве основного источника инвестиционного финансирования выступают средства предприятий и организаций, размещенных на территории муниципалитета, а также иностранных и отечественных инвесторов. Наиболее важная задача для органов власти в этих условиях – привлечение инвестиций в перспективные и значимые для развития экономики муниципального образования и региона отрасли.

В то же время, ряд малых городов России отличаются низким уровнем диверсификации экономики при высокой концентрации признаков высокоурбанизированного развития. Именно такая группа малых городов составляет территории, относящиеся к сфере деятельности государственной корпорации «Росатом» (далее – ГК «Росатом»), куда входят 29 муниципалитетов, в их числе как ЗАТО – закрытые территориально-административные образования (их 10), так и поселения-города при атомных станциях и муниципальные образования, в которых предприятия ГК «Росатом» играют роль градообразующих или наиболее существенных элементов городской экономики, как, например, в Глазове (Удмуртская Республика).

Для справки

Муниципальное образование «Город Глазов» с 96,7 тыс. населения – развитый промышленный центр северного куста Удмуртии, по объемам промышленного производства занимает второе место в Удмуртской Республике, выступает центром интересов ГК «Росатом» в создании отраслевого центра металлургии. Градообразующее предприятие – ОАО «Чепецкий механический завод» – входит в структуру топливной компании «ТВЭЛ» ГК «Росатом» (www.rosatom.ru) и является единственным в России и одним из крупнейших в мире производителей изделий из циркониевых сплавов. Завод занимает также лидирующие позиции среди мировых производителей изделий из природного и обедненного урана, металлического кальция и выступает одним из ключевых в технологической цепочке изготовления топлива, конструкционных материалов и изделий для атомной энергетики. Деятельность предприятия базируется на ряде специализированных производств, оснащенных современным химическим, электрохимическим, металлургическим и прокатным оборудованием, средствами контроля и испытаний, которые обеспечивают высокие технические характеристики производимой продукции, соответствующие мировому уровню качества.


Глазов лидирует в регионе по темпам реализации среднесрочных инвестиционных программ, но испытывает крайнюю необходимость в квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадрах.

Население, которое проживает на территории присутствия ГК «Росатом» (почти 2 млн чел.), – это работники уникальных научно-производственных предприятий, обслуживающих производств, где сконцентрированы квалифицированные научные, инженерные и рабочие кадры. В таких муниципальных образованиях была создана эффективная научно-образовательная система, сформировалась специфическая культурно-творческая среда, сложилась особая система морально-этических ценностей. Будучи объектами многолетней государственной технической политики, такие города, как Глазов, были, по сути, инновационными центрами промышленности, внедренческими зонами изобретений и технологий мирового уровня, опытно-конструкторских разработок.

Ключевая задача атомной отрасли, заявленная ее руководством, – необходимость поддержания рентабельности производства и сохранения конкурентоспособности отрасли на мировом рынке, глобальная борьба за снижение издержек. Эта задача и предопределила в дальнейшем политику ГК «Росатом» по модернизации производства на градообразующих предприятиях, включающую, в частности, внедрение программ по оптимизации издержек, техническое перевооружение отрасли, сокращение численности занятых в основном производстве.

Неутешительные итоги реформы местного самоуправления в отношении ЗАТО и малых высокоурбанизированных городов с градообразующим предприятием на их территориях так или иначе потребовали формирования новой государственной политики и разработки механизма максимальной мобилизации потенциала таких территорий. Поэтому в соответствии с поручением председателя Правительства РФ Д.А. Медведева с середины 2012 г. сформирована рабочая группа по координации разработки и реализации перспективных программ развития городов атомной промышленности.

Основными целями разработчиков программ являются:

  • сохранение условий для поддержания высокого уровня человеческого капитала на территориях присутствия ГК «Росатом»;
  • стимулирование создания рабочих мест для высвобождаемых сотрудников градообразующих предприятий;
  • сохранение и повышение эффективности использования ресурсов социальной сферы с одновременной оптимизацией объемов и каналов финансирования учреждений социальной сферы;
  • формирование на территориях входящих в сферу деятельности ГК «Росатом» инновационных центров, в т. ч. федерального значения;
  • реформирование системы безопасности на основе комплексной оценки угроз и внедрения современных методов их нейтрализации;
  • предоставление лицам, утратившим связь с атомной отраслью, возможности смены места жительства с предоставлением равноценного жилья;
  • замещение рабочей силы;
  • реконструкция транспортной инфраструктуры.

Совпадение интересов ГК «Росатом», субъектов РФ и городов атомной промышленности в реализации указанных программных целей во многом обусловлено наличием разработанных и утвержденных важнейших документов по социально-экономическому развитию территорий. В Удмуртии таким документом является Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 г., в Глазове – План стратегического развития города Глазова на период до 2020 г.

Эффективность взаимодействия ГК «Росатом», республики и города в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства была обусловлена также реализацией трехсторонних соглашений между ГК «Росатом», субъектом РФ и муниципальными образованиями территории присутствия.

Решение ГК «Росатом» о программно-целевом финансировании муниципалитетов в виде проектных социальных инвестиций позволило привлечь на территорию муниципальных образований, входящих в сферу деятельности ГК «Росатом», в т. ч. и города, сотни миллионов руб., а также соответствующее софинансирование со стороны субъекта РФ, в частности, для решения типичных для муниципального образования вопросов местного значения:

  • по развитию социальной инфраструктуры (были отстроены (отремонтированы) Дворец спорта, стадионы, Дворец культуры, Парк культуры и отдыха и т. д.);
  • обеспечению благоприятного качества городской среды и проживания, достойного уровня жизни (реконструированы и благоустроены центральная площадь, дороги и тротуары, детские площадки, малые архитектурные формы и т. д.).

Вместе с тем сегодня механизм реализации стандартов корпоративно-социальной ответственности дополняется новыми инструментами взаимодействия крупнейшей и влиятельной ГК «Росатом» с органами власти на местах. Причина тому – наличие определенных угроз, возникающих из-за замедления темпов социально-экономического развития в муниципалитетах, таких как:

  • отток молодежи;
  • старение основных фондов предприятий, находящихся на территории муниципального образования;
  • низкий уровень заработной платы работников предприятий;
  • отсутствие механизмов самореализации молодежи и лиц, высвобождаемых при оптимизации производств.

В целях нивелирования сложившихся угроз высокотехнологичному и конкурентоспособному бизнесу на первый план выходят проблемы повышения качества жизни на территории присутствия ГК «Росатом» и уровня комфортности среды проживания и сглаживания эффекта «оторванности» от возможностей крупного мегаполиса. При этом вызывают определенный интерес следующие направления поддержки таких муниципальных образований, инициируемые в настоящее время ГК «Росатом»:

  • меры по развитию инвестиционной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
  • сопровождение и реализация инвестиционных проектов;
  • мероприятия, направленные на создание и развитие центров исследований и разработок, технопарков и производственных кластеров.

Таким образом, в Удмуртской Республике, являющейся важным звеном оборонно-промышленного комплекса страны, не только осознана необходимость формирования в ближайшее время экономики лидерства и инноваций, но и приняты реальные программные и осуществлены инфраструктурные преобразования по ее реализации. На региональном и муниципальном уровнях предприняты реальные шаги по созданию инновационной инфраструктуры в виде производственных бизнес-инкубаторов, промышленных технопарков как будущих центров науки, технологий и инноваций, которые будут координировать совместную деятельность производственных компаний и научно-исследовательских организаций в сфере разработки инновационных решений в различных отраслях промышленности.

Технопарки как механизмы привлечения инвестиций

Технопарки – крупные скопления промышленных компаний с их научно-техническими подразделениями. Обычно технопарки хорошо приживаются в районах с уже развитой промышленностью. С одной стороны, наличие технопарков обусловливает привлекательность территории для инвестиций, а с другой – у местных предприятий появляется серьезный субсидируемый конкурент, изменяющий расстановку промышленных сил и бизнеса в регионе, к которой приходится приспосабливаться.

Как правило, технопарки предлагают целый набор услуг, дающий возможность предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса гибко ориентироваться в инновационных средах, выбирая те, что принесут бóльшую прибыль. Чтобы попасть в технопарк, клиенты проходят процедуру отбора, позволяющую выявить наиболее прогрессивных из них, т. е. лучше других планирующих свою деятельность и учитывающих долгосрочную перспективу своего развития.

Для справки

Впервые идея создания технопарков возникла в середине 1950-х гг. в США. Тогда Кремниевая Долина прославилась своими феноменальными достижениями в высокотехнологичных секторах промышленности, особенно информационном и компьютерном.

В Европу идея технопарков пришла в начале 1970-х, в то время появились Исследовательский центр при Эдинбургском университете (Шотландия), Тринити-колледж в Кембридже, бельгийский Левен-ла-Нев и др. Сегодня на территории Великобритании насчитывается около полусотни технопарков, а по всей Европе их более 260, в них входит 2 тыс. разнообразных инновационных центров.

Показателен и китайский опыт создания технопарковых зон. Благодаря максимальному участию государства в их становлении Китай и Тайвань достигли ошеломляющих успехов в наукоемких отраслях промышленности, приковав внимание всего мира. Помощь китайского правительства технопаркам выразилась не только в значительных финансовых вливаниях, но и в льготных условиях ведения бизнеса.

Сегодня такие суперсовременные комплексы, осуществляющие всю технологическую цепочку – от фундаментальных исследований до производства и продажи новой продукции, превратились в центры наукоемкого производства и получили распространение во всем мире.

В России также накоплен определенный опыт организации научных и технологических парков. Однако перестройка и последовавшее за ней реформирование экономики нанесли определенный урон этой системе: сократилось финансирование, многие научные работники покинули отрасль, обострилась проблема сохранения и умножения инновационного потенциала страны.


Происходивший в середине 1990-х гг. естественный процесс расслоения созданных в стране технопарков привел к их количественному росту и появлению технопарков, организуемых не при университетах, а на базе крупных научных центров, наукоградов, в академических городках и ранее закрытых поселениях.

В середине 2002 г. Государственный совет и Совет безопасности определили впоследствии утвержденные Президентом РФ девять основных направлений развития науки и 52 критические наукоемкие технологии, на которые предстоит сделать упор. Разработана концепция реформирования государственных научных центров, чтобы программа развития науки оказалась выполненной.

В 2006 г. Правительство РФ одобрило государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», направленную на развитие высокотехнологичных отраслей экономики и создание технопарков в сфере высоких технологий, что является наиболее эффективным механизмом развития высокотехнологичных отраслей – одной из основных движущих сил экономического роста страны.

Полностью статью можно прочитать в журнале "Практика муниципального управления"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Практика муниципального управления» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов муниципальных образований Подписавшись на журнал, вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!