Оценка эффективности мероприятий по противодействию коррупции на местном уровне

4376
Более пяти лет прошло со дня утверждения Президентом РФ в июле 2008 г. первого Национального плана противодействия коррупции. За эти годы на федеральном уровне было принято множество политических и законодательных решений, определяющих антикоррупционную политику на местах.

Более пяти лет прошло со дня утверждения Президентом РФ в июле 2008 г. первого Национального плана противодействия коррупции. За эти годы на федеральном уровне было принято множество политических и законодательных решений, определяющих антикоррупционную политику на местах.

В законодательство введены новые требования к служащим: обязанность представления деклараций о доходах и существенных расходах, уведомлений о попытке подкупа и потенциальном конфликте интересов, введены ограничения на совмещение и трудоустройство после увольнения со службы. Действует запрет на предпринимательскую деятельность и на владение зарубежными активами. Созданы новые организационные антикоррупционные инструменты – координационные советы по противодействию коррупции и комиссии по урегулированию конфликтов интересов. Действуют муниципальные и ведомственные программы противодействия коррупции, этические кодексы муниципальных служащих. Установлены правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, требования к информационной открытости муниципалитетов, а также жесткие нормы организации муниципальных закупок.

За прошедшие годы перечисленные меры должны были стать составной частью ежедневной административной практики, на их реализацию затрачено немалое количество человеко-часов времени и денежных ресурсов. Какова результативность этих усилий? Сказывается ли эта работа на реальном уровне коррупции в стране?

С целью оценки эффективности различных направлений противодействия коррупции была опрошена группа муниципальных служащих Псковской области[1]. Все респонденты имеют непосредственное отношение к организации мер по противодействию коррупции в муниципальных образованиях на уровне поселений или районов.

На рис. 1 сопоставлены оценки опрошенными обеспеченности различных антикоррупционных мер соответствующими нормативно-правовыми актами с оценкой частоты использования этих мер.

Оценка эффективности мероприятий по противодействию коррупции на местном уровне

Рис. 1. Практика применения мер противодействия коррупции

Исходя из сочетания приведенных параметров антикоррупционные меры можно разделить на несколько групп:

  • широко используемые антикоррупционные меры– декларации о доходах, антикоррупционная экспертиза, административные регламенты, регламентация процедуры закупок, меры по обеспечению прозрачности деятельности органов местного самоуправления, декларации о расходах, запрет на предпринимательскую деятельность;
  • направления противодействия коррупции, пока не в полной мере обеспеченные нормативно-правовыми актами – по мнению опрошенных, это запрет зарубежных активов, воспитательные антикоррупционные программы для детей и молодежи, многофункциональные центры (далее – МФЦ);
  • антикоррупционные меры, используемые лишь в некоторых муниципальных образованиях либо используемые изредка, – целевые муниципальные программы противодействия коррупции, пропагандистские кампании в СМИ, меры по вовлечению граждан в дела местного самоуправления;
  • меры, применяемые редко,– запрет зарубежных активов, ограничения на совмещение и трудоустройство после увольнения со службы, этический кодекс, комиссии по конфликту интересов, телефоны доверия, ведомственные антикоррупционные программы, общественные кампании, социологический мониторинг, электронные услуги;
  • неработающие («спящие») меры противодействия коррупции, т. е. почти не имеющие применения, хоть и обеспеченные соответствующей нормативно-правовой базой, – уведомления о фактах склонения к коррупционному преступлению и о потенциальном конфликте интересов, работа межведомственного координационного совета по противодействию коррупции.

На наш взгляд, следует уделить пристальное внимание причинам, определяющим низкую эффективность некоторых антикоррупционных мер. Преодолению сложностей, связанных с реализацией отдельных направлений противодействия коррупции, может способствовать распространение опыта эффективной антикоррупционной работы.

На рис. 2 представлены оценки фактической и возможной результативности различных направлений противодействия коррупции. Опрошенные специалисты видят неиспользуемый потенциал в применении мониторинга факторов коррупции (социологических исследований проблемы коррупции), проведении информационной и общественной антикоррупционных кампаний, а также в использовании МФЦ и введении института запрета зарубежных активов.

Оценка эффективности мероприятий по противодействию коррупции на местном уровне

Рис. 2. Оценка фактической и возможной результативности различных направлений противодействия коррупции

Особо стоит обратить внимание на мнение тех, кто дал однозначно негативную оценку результативности некоторых антикоррупционных мер (рис. 3). Например, каждый четвертый специалист считает, что деятельность МФЦ не влияет на уровень коррупции, каждый седьмой не верит в эффективность антикоррупционной экспертизы, а каждый восьмой не видит смысла в использовании телефонов доверия, административных регламентов и этических кодексов.

Оценка эффективности мероприятий по противодействию коррупции на местном уровне

Рис. 3. Негативная оценка результативности

Интересно, что оценка респондентами результативности антикоррупционных мер имеет статистически значимую связь с оценкой затратности этих мер (рис. 4): чем ниже затраты, тем выше результативность. При этом, по мнению опрошенных специалистов, наиболее затратны информационные и общественные антикоррупционные кампании, принятие целевых муниципальных и ведомственных программ противодействия коррупции, проведение социологических опросов, внедрение электронных услуг и МФЦ (рис. 5). Очевидно, что респонденты считают только внешние затраты, не принимая во внимание фактические расходы на содержание служащих администрации, занятых на реализации антикоррупционных мер (работы, выполненные собственными силами, не кажутся затратными).

В то же время следует отметить, что почти вся антикоррупционная работа выполняется собственными силами администрации и подведомственных учреждений, примеры привлечения подрядных организаций к этой работе крайне редки (за исключением подготовки кадров)[2]. Можно предположить, что ощущение высокой стоимости в сочетании с имеющимися процедурными ограничениями в расходовании бюджетных средств обусловливает редкое использование социологических инструментов, несмотря на то, что их возможную результативность опрошенные специалисты оценивают довольно высоко.

Оценка эффективности мероприятий по противодействию коррупции на местном уровне

Рис. 4. Сопоставление оценок результативности и затратности

Обманчивая затратность социальных технологий может объясняться известными примерами коррупции при распределении соответствующих средств, в этой сфере нет рыночных цен и мало стандартных предложений, в связи с чем велик соблазн «накруток» цены по сговору заказчика и исполнителя.

На самом деле величина расходов на реализацию антикоррупционных программ (которые должны включать и расходы на современные методики противодействия коррупции) может быть сопоставима с размерами заработной платы служащих. Между тем внедрение мониторинга факторов, определяющих уровень коррупции в конкретном муниципальном образовании, позволяет повысить эффективность антикоррупционных программ, сфокусировав программные мероприятия на самых важных направлениях противодействия коррупции. А грамотное применение социальных технологий дает возможность в обозримый период времени изменить поведенческие нормы граждан, например те, которые определяют терпимость к коррупционным проявлениям или активность взяткодателей.

Полностью статью можно прочитать в журнале "Практика муниципального управления"



[1] На наш взгляд, Псковская область является вполне типичной в отношении организации антикоррупционных мер. Показатель количества коррупционных преступлений по ст. 285, 290, 291 Уголовного кодекса РФ, дела по которым переданы в суд в 2012 г., в этом субъекте РФ соответствует среднероссийскому показателю и составляет 6,05 преступлений на 100 тыс. населения.

[2] Обозначенная проблема не только касается вопросов противодействия коррупции, но и распространяется на всю систему муниципального управления. За редкими исключениями (в крупных городах) в этой сфере не используется аутсорсинг и не привлекаются консалтинговые организации. Как следствие, в муниципальном управлении невысокая производительность труда и почти не применяются современные технологии.

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Практика муниципального управления» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов муниципальных образований Подписавшись на журнал, вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!