Квалифицированный работник – залог успеха реформы ЖКХ

2859
Среди множества проблем ЖКХ наиболее острыми сегодня являются две: недостаточное качество (в т. ч. надежность, безопасность) предоставляемых услуг и их доступность. Это проявляется в неудовлетворенности 60% россиян данными услугами, системном кризисе жилищно-коммунальной сферы, массовых протестных действиях граждан, социальной напряженности как в трудовых коллективах отрасли, так и в значительной части общества.

Расход энергетических ресурсов российских коммунальных предприятий на 25–30, а иногда и 50% выше, чем европейских[3]. При этом некачественное энергоснабжение вызывает не только сбои бытовой техники, но и остановку крупных предприятий, в т. ч. обеспечивающих население водой и другими ресурсами. Действующая система тарифного регулирования и социальной защиты не способствует доступности для малообеспеченных граждан качественных и надежных услуг, препятствует привлечению частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры, особенно средних и малых городов.

По причине отсутствия централизованного и качественного водоснабжения многим гражданам не доступна чистая питьевая вода, отравления или другие заболевания стали угрожающе частыми явлениями. Санитарным нормам не соответствуют 42% наземных источников, 32% водопроводов не имеют комплексов очистки, из-за чего 50 млн чел. (35% населения страны), более половины регионов России, потребляет некачественную воду, что является причиной 80% заболеваний граждан[4].

Для сведения

Сегодня около 4 млн семей стоит в очереди (многие из них десятилетиями) на получение благоустроенного жилья по обязательствам государства, более 60% россиян стремится улучшить свои жилищные условия[5], так как 15–30% жилищного фонда страны находится в аварийном состоянии или требует срочного капитального ремонта, жилища 26% граждан не обеспечены водопроводом, 30% – канализацией, 35% – газом, 40% – горячим водоснабжением.

В целом по стране привозную воду в качестве питьевой воды в 2012 г. использовали 683 901 человек, проживающие в 1571 населенном пункте, в 44 субъектах РФ.

Износ объектов коммунальной инфраструктуры превышает 63%, удельный вес тепловых сетей, отслуживших нормативной срок и требующих замены, составляет 26,6%, водопроводных и канализационных сетей – 42,3% и 39,2%, соответственно[6].

В результате накопленного износа, а также дефицита и недостаточной квалификации кадров растет число инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов. Ежегодное количество аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ достигло 200 тыс., из этого числа около 50 аварий имеют тяжкие последствия с человеческими жертвами[7].

По перечисленным причинам предоставление жилищно-коммунальных услуг населению страны стало не только некачественным, недоступным, но и небезопасным. Принимая во внимание, что «ЖКХ – социально ориентированная отрасль[8], а также то, что обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации, содействие улучшению их жилищных условий – важнейшая конституционная задача государства, россияне «... направляют свои претензии к властям, причем к властям самого разного уровня – начиная от муниципалитетов и заканчивая федеральной властью»[9]. Дальнейшее пребывание жилищно-коммунальной сферы в таком состоянии может стать реальной угрозой национальной безопасности и политической стабильности в стране.

С целью преодоления сложившейся ситуации государством принимается множество законов, нормативных правовых актов, федеральных целевых программ. Однако «обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда на сегодняшний день не достигнуты»[10]. Реформирование российской сферы жилищно-коммунальных услуг на протяжении последних 20 лет (со дня принятия Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») не принесло ощутимых положительных результатов.

Главными причинами сложившейся ситуации можно назвать: низкое качество и недоступность (как в натуральном, так и в ценовом выражении) предоставляемых услуг ЖКХ; недостаточно благоустроенный жилищный фонд; крайне высокую степень изношенности основных фондов, отсталые технологии, низкую энергоэффективность; аварии и техногенные катастрофы; незначительные инвестиции и отсутствие финансовых средств у большинства предприятий отрасли, их массовое банкротство; рост тарифов, незащищенность малоимущих граждан при предоставлении им жилишно-коммунальных услуг.

Однако большинство экспертов считает важнейшей из причин дефицит квалифицированных кадров и неэффективное управление отраслью. Необходимость решения этих проблем, а также нарастание кризиса в экономике, в социальной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве требуют разработки первоочередных (чрезвычайных) мер, а также совершенствования организационно-экономических механизмов по обеспечению граждан Российской Федерации качественными и доступными жилищно-коммунальными услугами.

Одним из главных условий повышения качества и доступности услуг является кадровое обеспечение функционирования и развития отрасли. Очевидно, что успех любых реформ зависит от людей, которые их осуществляют. Поэтому власть и работодатели должны проводить эффективную кадровую политику в ЖКХ, стремиться к обеспечению конкурентоспособности труда в этом виде деятельности.

Однако за годы реформ отраслевая система подготовки и переквалификации рабочих кадров, государственная поддержке данной системы, долевое участие бизнеса, а также квотировании рабочих мест для молодежи и инвалидов не получили должной поддержки и развития. Это резко ухудшило результативность проводимых в отрасли преобразований. Низкий уровень оплаты и непрестижность труда в ЖКХ породили значительный отток квалифицированной рабочей силы, особенно среди молодежи.

Для сведения

Сегодня на предприятиях ЖКХ трудится молодежи немногим более 15%. Большинство молодых рабочих принимаются на работу учениками, так как не имеют опыта.

Значительную часть рабочих составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста. Анализ данной ситуации показывает, что более половины работников предприятий ЖКХ, как правило, имеют возраст от 55 до 75 лет.

Закрепления рабочих кадров среднего трудоспособного возраста, проходящих ежегодную переподготовку, не происходит, так как в отрасли наряду с низким уровнем оплаты труда отсутствуют значимые социальные гарантии, нет служебного жилья, общежитий, а низкая заработная плата не позволяет приобретать жилье через ипотечный кредит. Даже минимальные социальные гарантии работодатели не выполняют из-за дефицита собственных финансовых средств, банкротства многих предприятий ЖКХ.

Низкая квалификация рабочих является одним из факторов тяжелого травматизма, в т. ч. со смертельным исходом.

Пример

На предприятии Новгородского водоканала во время планово-предупредительного ремонта 15 июля 2013 г. погибло пять рабочих. Среди погибших молодые люди 23 и 27 лет – слесари-ремонтники участка эксплуатации насосных станций водоотведения.

В отрасли стали дефицитом многие рабочие профессии: сварщики, слесари АВР и сантехники, машинисты бульдозера и экскаваторщики, кровельщики, каменщики, электромеханники и др. Текучесть кадров на многих предприятиях отрасли превышает 30–40%.

Обращает на себя внимание дефицит профессиональных кадров (1986 г. – 22%, 2012 г. – 60%) и недостаточный уровень их профессиональной подготовки (5,9% и 7% соответственно). Известно, и это подтверждает опыт европейских стран, что квалифицированные работники допускают меньше ошибок на рабочем месте, поэтому для них проблемы безопасности труда и увольнений возникают реже.

В настоящее время не проводится необходимый мониторинг реальных потребностей в кадрах на рынке труда (ранее эти функции выполняли отраслевые министерства). Учебные заведения не знают, каких специалистов нужно готовить. Сегодня на рынке труда в 6–7 раз спрос больше на работников с высшим образованием и в 3 раза меньше необходимых специалистов со средним образованием. Работодатели продолжают игнорировать непреложный факт, что только высокое качество профессиональной подготовки работника может обеспечить современный уровень производительности и качества труда.

Среднемесячная заработная плата работников в последние годы, как правило, в два раза меньше средней по России, что не дает возможности привлекать квалифицированные кадры, увеличивает число аварий в системах жизнеобеспечения населения, порождает социальный протест трудящихся. Базовая ставка рабочего первого разряда составляет 60–70% от регионального прожиточного минимума.

Исследования показывают, что для достижения целей реформирования ЖКХ необходимо существенно повысить роль «социальных факторов». Важно также участие структур гражданского общества, средств массовой информации, научных организаций в преобразованиях отрасли и контроле за ее функционированием, осуществлении разъяснительной работы среди населения.

Важнейшим из социальных факторов является социальное партнерство в сфере трудовых отношений. Сегодня социальное партнерство в ЖКХ представляет собой выстроенную согласно действующему законодательству совокупность взаимосвязанных соответствующих соглашений и договоров от федерального уровня до конкретных организаций и предприятий. Практика показывает, что успешное исполнение общероссийского тарифного соглашения, региональных отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров на предприятиях – эффективный механизм стабильного развития жилищно-коммунальной сферы на всех уровнях. Социальное партнерство, современные социально-трудовые отношения способствуют возвращению на предприятия высокопрофессиональных кадров и подготовке современных специалистов высокого класса, а это, в свою очередь, снижает аварийность на объектах ЖКХ, повышает качество, надежность и безопасность жилищно-коммунальных услуг (см. рис.).

Рис. Динамика снижения аварийности на объектах ЖКХ

Для сведения

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 23 ТК РФ

Совершенствование регулирования социально-трудовых отношений и тарифной политики при производстве и предоставлении жилищно-коммунальных услуг, инновационные подходы к оплате труда и развития предприятий являются эффективными организационно-экономическими мерами по проведению модернизации сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг, а значит, повышению их качества и доступности.

С целью совершенствования социального партнерства и социально-трудовых отношений в отрасли 9 сентября 2013 г. Минрегион России, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения заключили Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014–2016 годы (ОТС), которое Федеральная служба по труду и занятости зарегистрировала 1 октября 2013 г. (регистрационный № 230/14-16). Подписанное ОТС является правовым актом, обязательным к применению при заключении коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров. В случае отсутствия в организации коллективного договора указанное ОТС имеет прямое действие. Соглашение – основополагающий документ, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения в жилищном и коммунальном комплексах; содействует регулированию жилищно-коммунального хозяйства страны; определяет общие условия оплаты труда; трудовые гарантии и льготы работникам; обязанности и ответственность сторон социального партнерства.

Заключение и реализация соглашений на общероссийском и территориальных уровнях позволяет территориальным комитетам профсоюза системно решать вопросы оплаты труда с учетом сложности, квалификации и прочих характеристик труда. Соглашения создали условия для аргументированных переговоров по улучшению благосостояния работников путем увеличения размера надбавок и доплат компенсационного характера сверх установленных законодательством. Важными элементами соглашений стали требования по аттестации рабочих мест и оценке условий труда на них, а также его нормированию. Практическое решение многих из этих вопросов находит конкретное отражение в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.

Динамика роста базовой ставки рабочих первого разряда (руб.)

Организации городского хозяйства

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

– жилищно-коммунальное хозяйство, газификация, эксплуатация газового хозяйства

3500

3809

4200

4460

4771

5040

3500

3809

4148

4484

4654

4917

– городской электрический транспорт

– сфера бытового обслуживания населения

2608

2838

4330

4720

5029

5313

Все это способствует решению одной из основных задач – повышению уровня зарплат. Динамика размеров базовой месячной тарифной ставки по оплате труда рабочего первого разряда в соответствии с действующим ОТС представлены в таблице. Ежегодный рост этой ставки составил 12–20%.

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в ноябрьском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

 

[1] Исследования ВЦИОМ. РИА «Новости», 2–3 февраля 2013 г.

[2] Заседание Госсовета по вопросам ЖКХ, 31 мая 2013 г.

[3] Там же.

[4] Из выступления руководителя Роспотребнадзора Г.Н. Онищенко на Третьем Международном форуме «Чистая вода» 7 ноября 2012 г.

[5] Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2012 № 2227-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации”».

[6] Данные Минрегиона России.

[7] Там же.

[8] Заседание Госсовета по вопросам ЖКХ, 31 мая 2013 года.

[9] Там же.

[10] Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2012 № 2227-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации”».

Квалифицированный работник – залог успеха реформы ЖКХ

Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса. Подпишитесь на журнал "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера".



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях