Поправки к Федеральному закону № 131-ФЗ внесены в Государственную Думу

2844
13 марта 2014 г. рабочая группа по реформированию местного само-управления, созданная по поручению Президента РФ В. Путина, завершила свою работу и внесла в Государственную Думу поправки к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Чего же следует ожидать в случае принятия законопроекта?

13 марта 2014 г. рабочая группа по реформированию местного самоуправления, созданная по поручению Президента РФ В. Путина, завершила свою работу и внесла в Государственную Думу поправки к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Чего же следует ожидать в случае принятия законопроекта?

Идея разделения города находит законодательное закрепление на федеральном уровне

Законопроект № 469827-6 (далее – Законопроект) направлен в первую очередь на реформирование организации местного самоуправления в городских округах. Основной концептуальной его идеей является закрепление возможности создания самостоятельных муниципальных образований на внутригородских территориях городских округов в случаях, установленных законами субъектов РФ.

В связи с этим ст. 2 действующего Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предлагается дополнить следующими определениями:

- городской округ с внутригородским делением – городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта РФ образованы внутригородские муниципальные образования (внутригородские районы);

- внутригородской район – внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта РФ и уставом городского округа с внутригородским делением.

В настоящее время, как известно, разделение города на внутригородские муниципальные образования предусмотрено только в отношении городов федерального значения, а в случае принятия Законопроекта такие муниципальные образования могут появиться в сотнях крупных городов России.

Сама по себе идея разделения города на внутригородские территории, имеющие статус муниципального образования, ненова и имеет как свои плюсы, так и минусы. Главным доводом в ее пользу (и в пользу рассматриваемого Законопроекта) является тот факт, что в масштабах крупного города наличие одного уровня муниципальной власти делает ее организационно (а в ряде случаев и территориально) удаленной от населения, органы местного самоуправления по своему реальному положению становятся более похожими на органы государственной власти, а сама идея местного самоуправления в крупных городах во многом превращается в фикцию.

В пояснительной записке к Законопроекту в связи с этим справедливо указывается, что в крупных городах осуществление местного самоуправления только на общегородском уровне привело во многих случаях к потере связи между населением и городской властью. В мегаполисах слабо контролируемая городским сообществом общегородская муниципальная власть, имеющая значительные материальные и финансовые ресурсы, отдалена от населения, поэтому нередко оказывалась малоэффективна для обеспечения жизнедеятельности населения, ее деятельность сопровождалась коррупционными скандалами, имели место случаи нецелевого использования бюджетных средств, сомнительной приватизации муниципального имущества и т. д.

С этих позиций приближение муниципальной власти к населению, положенное в основу Законопроекта, можно только приветствовать.

В то же время некоторые его положения вызывают вопросы.

Во-первых, введение, по сути, двухуровневой системы местного самоуправления в крупных городах неизбежно повлечет удвоение властных структур.

Насколько можно судить из текста Законопроекта, представительный орган городского округа с внутригородским делением должен формироваться из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородского района нормой представительства. При этом численность депутатов представительного органа городского округа с внутригородским делением и внутригородского района должна определяться законом субъекта РФ.

Однако, несмотря на это, определенное увеличение численности депутатского корпуса в крупных городах в случае реализации рассматриваемого предложения весьма вероятно. На сегодняшний день, в таких российских городах, как правило, насчитывается от 5 до 10 районов (например, в Саратове – 6, в Казани – 7, в Самаре – 9, в Новосибирске – 10), так что даже при минимальной численности представительного органа внутригородского района в 5–7 депутатов общая численность депутатов местного уровня в городе будет больше полусотни, из которых определенная часть неизбежно будет выполнять свои обязанности на постоянной (оплачиваемой) основе. При этом не факт, что субъекты РФ примут именно эту минимальную численность.

Кроме того, формирование представительных органов в каждом районе однозначно потребует создания большого количества аппаратов этих органов и соответственно увеличения численности муниципальных служащих. То же, хотя и в меньшей степени, касается и местных администраций.

Все это неизбежно скажется на увеличении расходов местных бюджетов на содержание управленческого аппарата, что вряд ли можно приветствовать в существующей в Российской Федерации в настоящее время экономической ситуации. Ведь, если вспомнить, в последние годы в законодательстве о местном самоуправлении наблюдались как раз противоположные тенденции, связанные с сокращением двухуровневости муниципальных управленческих структур (например, Федеральный закон от 29.11.2010 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»).

Во-вторых, разделение города на самостоятельные муниципальные образования может повлечь за собой определенные сложности с точки зрения сохранения единства городского хозяйства. Как уже отмечалось, в настоящее время такое разделение характеризует только города федерального значения Москву и Санкт-Петербург, и в целях преодоления подобной ситуации местное самоуправление на внутригородских территориях этих мегаполисов осуществляется с учетом целого ряда особенностей, установленных ст. 79 Федерального закона № 131-ФЗ. Например, данной статьей предусмотрено правило, согласно которому перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов определяются законами соответствующих субъектов РФ, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Согласно ст. 12 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах. Целесообразность введения данной нормы вполне очевидна, так как в рамках одного города нежелательна ситуация, когда в различных его районах существуют разные ставки местных налогов.

Все приведенные положения направлены на сохранение города как единого хозяйственного комплекса при создании на его территории внутригородских муниципальных образований. Однако рассматриваемым Законопроектом подобные требования не предусмотрены. Напротив, согласно предполагаемой к включению в Федеральный закон № 131-ФЗ ст. 16.2 к вопросам местного значения внутригородского района будут относиться установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, т.е. по замыслу разработчиков каждый внутригородской район будет сам устанавливать ставки местных налогов (также, как и городской округ в целом).

Правда, Законопроект устанавливает, что «полномочия органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов по решению установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом вопросов местного значения городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов разграничиваются законами субъекта РФ и в соответствии с ними уставом такого городского округа». Однако понять, как это будет решено на практике, из приведенной нормы достаточно сложно.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в №5 2014 журнала "Практика муниципального управления"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Практика муниципального управления» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов муниципальных образований Подписавшись на журнал, вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль