Об отчетах депутатов представительных органов муниципальных образований перед населением

5488
Взаимоотношения избиратель – депутат – избиратель очень важны для гражданского общества. От того, как они складываются, имеются ли положительные результаты от совместной работы, зависят жизнь населения муниципальных образований и доверие к власти. В то же время вопрос предоставления депутатами отчета избирателям о проделанной работе в настоящее время не урегулирован на федеральном уровне. Данный законодательный пробел создает множество проблем в практике взаимодействия депутатов с населением.

Взаимоотношения избиратель – депутат – избиратель очень важны для гражданского общества. От того, как они складываются, имеются ли положительные результаты от совместной работы, зависят жизнь населения муниципальных образований и доверие к власти. В то же время вопрос предоставления депутатами отчета избирателям о проделанной работе в настоящее время не урегулирован на федеральном уровне. Данный законодательный пробел создает множество проблем в практике взаимодействия депутатов с населением.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Нужны ли отчеты депутатов перед избирателями: взгляд законодателя

Вопросы, касающиеся отчетов депутатов представительных органов муниципальных образований перед населением, в настоящее время не урегулированы нормами действующего законодательства. Сложившаяся ситуация порождает много вопросов, основным из которых является следующий: «А должны ли вообще депутаты представительных органов муниципальных образований отчитываться перед населением и, в частности, перед своими избирателями?».

Оглядываясь назад, следует отметить, что в период существования советского государства депутаты местных Советов народных депутатов при избрании получали от избирателей так называемый императивный мандат, представлявший собой особую форму взаимоотношений между депутатом представительного органа и избирателями, при которой депутат считался юридически ответственным перед ними. Такая форма предполагала обязательность для депутатов наказов избирателей, т. е. поручений избирателей своим депутатам в представительном органе, оформленных в установленном порядке, а также периодическую отчетность депутата перед избирателями, ответственность в форме отзыва депутата, не оправдавшего доверия избирателей.

Сегодня ст. 24 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусматривает для депутатов представительных органов муниципальных образований (далее – депутаты) только отдельные составляющие императивного мандата, которые выражаются в возможности отзыва депутатов избирателями. В части же наказов избирателей и отчетов Федеральный закон № 131-ФЗ не предусматривает ничего.

Все это дает основание многим правоприменителям говорить о том, что депутат представительного органа муниципального образования обладает так называемым свободным мандатом, суть которого заключается в том, что он юридически не связан поручениями избирателей и действует в представительном органе в соответствии со своими взглядами о должном и собственной совестью. На этом основании отрицается право избирателей отзывать депутата, не оправдавшего их доверия, а также исключается обязательность отчета депутата перед избирателями.

Данная точка зрения представляется весьма спорной. Наиболее верным, по нашему мнению, будет употребление такого понятия, как «полусвободный мандат», который характеризуется следующими признаками:

- отсутствие наказов, роль которых выполняет предвыборная программа кандидата в депутаты, составленная им лично с учетом программы политической партии или общественного объединения, членом которого он является, а также специфики избирательного округа и местных проблем;

- наличие тесной связи депутатов с избирателями, выражающейся в регулярных встречах и прежде всего отчетах;

- возможность избирателей досрочно отозвать депутата как не оправдавшего доверие избирателей.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют не только федеральные законы и подзаконные акты, но и законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и прочие муниципальные правовые акты.

Таким образом, несмотря на отсутствие положений, касающихся отчетов депутатов представительных органов муниципальных образований перед населением, в федеральном законодательстве данные положения могут появляться в муниципальных правовых актах.

Пример

Пункт 5 ст. 24 Устава Дальнегорского городского округа Приморского края предусматривает, что депутат Думы городского округа поддерживает постоянную связь с избирателями своего округа, информирует их о работе Думы городского округа. Депутат Думы городского округа обязан о своей работе отчитываться перед избирателями своего округа. Отчет депутата может быть проведен в любое время по требованию избирателей, но не реже одного раза в год. Зачастую нормативные положения, предусматривающие обязательность отчетов и устанавливающие их процедуру, закрепляются не в уставе муниципального образования, а в регламенте представительного органа местного самоуправления, что также не является нарушением, поскольку указанный регламент представляет собой не что иное, как муниципальный правовой акт ограниченного действия (по кругу лиц).

Пример

В соответствии с Регламентом Думы г. Невинномысска, утв. решением Думы г. Невинномысска Ставропольского края от 31.10.2012 № 290-26, депутаты обязаны ежегодно отчитываться о проделанной работе перед избирателями своего округа, информировать их о ходе выполнения своих предвыборных программ, наказов и работе Думы города в целом. Поскольку принятие и устава муниципального образования, и регламента представительного органа местного самоуправления в соответствии со ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ является исключительной прерогативой депутатов, то дополнительные обязанности по представлению избирателям отчета о проделанной работе депутаты устанавливают сами для себя.

Таким образом, обязанность депутатов представительных органов муниципальных образований по представлению избирателям отчетов о своей деятельности может возникать сегодня на основании уставов муниципальных образований и (или) иных муниципальных правовых актов, принятых указанными представительными органами.

Что же касается региональных законов (которые также составляют правовую основу местного самоуправления), то им ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ отводится роль по установлению гарантий осуществления депутатских полномочий. Примером такого закона может быть Закон Приморского края от 14.07.2008 № 288-КЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Приморском крае».

Организация и проведение отчетов депутатов перед избирателями

Сегодня у депутатов, особенно тех, кто впервые сталкивается с необходимостью проведения отчетов перед избирателями, возникает множество вопросов, связанных с их организацией и проведением.

В первую очередь следует отметить, что отчет депутата представительного органа муниципального образования – это официальное выступление депутата перед избирателями своего округа, после которого подводятся итоги его работы и деятельности представительного органа в целом за определенный период и дается оценка им со стороны избирателей.

Отчет проводится в целях информирования избирателей о результатах деятельности депутата и представительного органа муниципального образования, сбора предложений по совершенствованию их работы.

Первое, что интересует депутатов: как правильно провести встречу, о чем следует говорить собравшимся людям, а что можно и опустить.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в №6 2014 журнала "Практика муниципального управления"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Практика муниципального управления» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов муниципальных образований Подписавшись на журнал, вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль