Об отчетах депутатов представительных органов муниципальных образований перед населением

5319
Взаимоотношения избиратель – депутат – избиратель очень важны для гражданского общества. От того, как они складываются, имеются ли положительные результаты от совместной работы, зависят жизнь населения муниципальных образований и доверие к власти. В то же время вопрос предоставления депутатами отчета избирателям о проделанной работе в настоящее время не урегулирован на федеральном уровне. Данный законодательный пробел создает множество проблем в практике взаимодействия депутатов с населением.

Взаимоотношения избиратель – депутат – избиратель очень важны для гражданского общества. От того, как они складываются, имеются ли положительные результаты от совместной работы, зависят жизнь населения муниципальных образований и доверие к власти. В то же время вопрос предоставления депутатами отчета избирателям о проделанной работе в настоящее время не урегулирован на федеральном уровне. Данный законодательный пробел создает множество проблем в практике взаимодействия депутатов с населением.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Нужны ли отчеты депутатов перед избирателями: взгляд законодателя

Вопросы, касающиеся отчетов депутатов представительных органов муниципальных образований перед населением, в настоящее время не урегулированы нормами действующего законодательства. Сложившаяся ситуация порождает много вопросов, основным из которых является следующий: «А должны ли вообще депутаты представительных органов муниципальных образований отчитываться перед населением и, в частности, перед своими избирателями?».

Оглядываясь назад, следует отметить, что в период существования советского государства депутаты местных Советов народных депутатов при избрании получали от избирателей так называемый императивный мандат, представлявший собой особую форму взаимоотношений между депутатом представительного органа и избирателями, при которой депутат считался юридически ответственным перед ними. Такая форма предполагала обязательность для депутатов наказов избирателей, т. е. поручений избирателей своим депутатам в представительном органе, оформленных в установленном порядке, а также периодическую отчетность депутата перед избирателями, ответственность в форме отзыва депутата, не оправдавшего доверия избирателей.

Сегодня ст. 24 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусматривает для депутатов представительных органов муниципальных образований (далее – депутаты) только отдельные составляющие императивного мандата, которые выражаются в возможности отзыва депутатов избирателями. В части же наказов избирателей и отчетов Федеральный закон № 131-ФЗ не предусматривает ничего.

Все это дает основание многим правоприменителям говорить о том, что депутат представительного органа муниципального образования обладает так называемым свободным мандатом, суть которого заключается в том, что он юридически не связан поручениями избирателей и действует в представительном органе в соответствии со своими взглядами о должном и собственной совестью. На этом основании отрицается право избирателей отзывать депутата, не оправдавшего их доверия, а также исключается обязательность отчета депутата перед избирателями.

Данная точка зрения представляется весьма спорной. Наиболее верным, по нашему мнению, будет употребление такого понятия, как «полусвободный мандат», который характеризуется следующими признаками:

- отсутствие наказов, роль которых выполняет предвыборная программа кандидата в депутаты, составленная им лично с учетом программы политической партии или общественного объединения, членом которого он является, а также специфики избирательного округа и местных проблем;

- наличие тесной связи депутатов с избирателями, выражающейся в регулярных встречах и прежде всего отчетах;

- возможность избирателей досрочно отозвать депутата как не оправдавшего доверие избирателей.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют не только федеральные законы и подзаконные акты, но и законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и прочие муниципальные правовые акты.

Таким образом, несмотря на отсутствие положений, касающихся отчетов депутатов представительных органов муниципальных образований перед населением, в федеральном законодательстве данные положения могут появляться в муниципальных правовых актах.

Пример

Пункт 5 ст. 24 Устава Дальнегорского городского округа Приморского края предусматривает, что депутат Думы городского округа поддерживает постоянную связь с избирателями своего округа, информирует их о работе Думы городского округа. Депутат Думы городского округа обязан о своей работе отчитываться перед избирателями своего округа. Отчет депутата может быть проведен в любое время по требованию избирателей, но не реже одного раза в год. Зачастую нормативные положения, предусматривающие обязательность отчетов и устанавливающие их процедуру, закрепляются не в уставе муниципального образования, а в регламенте представительного органа местного самоуправления, что также не является нарушением, поскольку указанный регламент представляет собой не что иное, как муниципальный правовой акт ограниченного действия (по кругу лиц).

Пример

В соответствии с Регламентом Думы г. Невинномысска, утв. решением Думы г. Невинномысска Ставропольского края от 31.10.2012 № 290-26, депутаты обязаны ежегодно отчитываться о проделанной работе перед избирателями своего округа, информировать их о ходе выполнения своих предвыборных программ, наказов и работе Думы города в целом. Поскольку принятие и устава муниципального образования, и регламента представительного органа местного самоуправления в соответствии со ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ является исключительной прерогативой депутатов, то дополнительные обязанности по представлению избирателям отчета о проделанной работе депутаты устанавливают сами для себя.

Таким образом, обязанность депутатов представительных органов муниципальных образований по представлению избирателям отчетов о своей деятельности может возникать сегодня на основании уставов муниципальных образований и (или) иных муниципальных правовых актов, принятых указанными представительными органами.

Что же касается региональных законов (которые также составляют правовую основу местного самоуправления), то им ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ отводится роль по установлению гарантий осуществления депутатских полномочий. Примером такого закона может быть Закон Приморского края от 14.07.2008 № 288-КЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Приморском крае».

Организация и проведение отчетов депутатов перед избирателями

Сегодня у депутатов, особенно тех, кто впервые сталкивается с необходимостью проведения отчетов перед избирателями, возникает множество вопросов, связанных с их организацией и проведением.

В первую очередь следует отметить, что отчет депутата представительного органа муниципального образования – это официальное выступление депутата перед избирателями своего округа, после которого подводятся итоги его работы и деятельности представительного органа в целом за определенный период и дается оценка им со стороны избирателей.

Отчет проводится в целях информирования избирателей о результатах деятельности депутата и представительного органа муниципального образования, сбора предложений по совершенствованию их работы.

Первое, что интересует депутатов: как правильно провести встречу, о чем следует говорить собравшимся людям, а что можно и опустить.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в №6 2014 журнала "Практика муниципального управления"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Практика муниципального управления» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов муниципальных образований Подписавшись на журнал, вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях